Психическое развитие дошкольника.
Дошкольный период.
Социальная ситуация развития.
Дошкольное детство с 3 лет до 6-7 лет. В это время, отсоединение ребёнка от взрослого, что ведёт к отсоединения ребёнка от матери, социальному развитию и взрослению.
Идеальной формой, с которой ребёнок начинает взаимодействовать являются социальные отношения в мире взрослых.
Противоречие социальной ситуации развития - ребёнок есть член общества, вне общества, жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, на таких же основаниях как и они, но осуществить это он не может, по скольку жить его опосредована по отношению к миру.
Не способен полноправно участвовать в жизне взрослых. Может выразить потребности через игру, т.к только она даёт возможность смоделировать мир взрослых, войти в его, проиграть все интересующие его модели поведения.
Ведущий вид деятельности – игра. Такая форма деятельности, в которой ребёнок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены в последствии.
Элькунин утверждал, что игра, это символика-моделирующий тип деятельности, в которой операционная техническая сторона минимальна, операции сокращены, а предметы условны. Предметом игры, является взрослый, как носитель каких либо общественных функций. Вступающий в те или иные отношения с другими людьми и придерживающийся в своей деятельности определённых правил.
В игре формируется внутренний план деятельности, происходит, это следующим образом. Элькунин утверждал, что игра, это историческое образование, возникает тогда, когда ребёнок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого, он ещё мал, но ему хочется войти во взрослую жизнь, по этому он делает это через игру, соприкасаясь с жизнью.
Игра и игрушки.
Играя, не только развлекается, но ещё и развивается. В это время развиваются познавательные, личностные и поведенческие процессы. Дети играют большую часть времени. Младшие дошкольники играют одни, игра носит предметно монипулитивный и конструктивный характер. Совершенствуется восприятие, память, воображение и двигательные функции.
Сюжетно ролевой игре, воспроизводят действия взрослых.
В средний период дошкольного возраста, ребёнку нужен взрослый для игры, игра – имитация отношений меж людьми, цели игр различны.
В старшем возрасте СР игры различаются разнообразием: тем, ролей, действий, правил. Предметы носят символический характер, всё зависит от отведённой роли.
В ходе игры развиваются психические процессы, производная внимания и памяти. Развеваются умственные способности, в последствии отождествляет предметы и действия в своём воображение. Происходит плавный переход к мышлению в плане Представления.
Игра влияет на личностное развитие ребёнка, развивается общение со сверстниками, развиваются навыки общения и самовоспитания. Начинает развиваться рефлексивное мышление (анализ поступков и действий, умение соотнести их с общечеловеческими ценностями). Возникает интерес к рисованию и конструированию. В итоге в нутрии игровой деятельности, начинает складываться учебная деятельность. Элементы деятельности вводит взрослый. Ребёнок учится играя, относится к учёбе как к ролевой игре. Овладевает некоторыми учебными действиями.
Сюжетно ролевая игра.
Игра, в которой ребёнок выполняет выбранную им роль и совершает необходимые действия.
Сюжетно ролевая игра:
1. Действие с определёнными предметами, направленными на соучастника игры. Роли определяются действиями.
2. Содержание игры – действие с ребёнком, роли делятся и логика действий. Логика действий определяется их последовательностью и реальной действительностью. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Роли очерчены и выделены.
3. Логика действий определяется взятой на себя ролью.
При помощи игрушек можно действовать на нравственность ребёнка, его умственные способности, на развитие межличностного общения.
Психическое развитие дошкольника.
Психические процессы особая форма предметных действий. Психическое развитие – процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия, обогащение ориентировочной части действия, благодаря формированию способов и средств ориентации. В этом возрасте идёт активное развитие сенсорных эталонов. Эталоны – достижение человеческой культуры. Когда ребёнок их осваивает, процесс восприятия приобретает опосредованный характер.
Мышление -- усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребёнка, ведёт к изменению характера детского мышления. К концу дошкольного возраста – переход от эгоцентризма, к децинтрации.
Мышление в своём развитие, проходит этапы:
· Совершенствование наглядно действенного мышления, на базе развивающегося воображения.
· Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти.
· Начало активного формирования словесно логического мышления, благодаря речи в постановке и решение индивидуальных задач.
Словесно-логическое мышление – оперирует словами, понимает логику рассуждения. Способность к рассуждению в среднем дошкольном возрасте.