Психическое и личностное развитие дошкольника

Возрастными потребностями этого возраста являются: самоопределение, выделение «я» из окружающего мира, а также потребность в познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Социальная ситуация психического развития определяется обострением противоречия отмеченных потребностей и возможностей их удовлетворения и характеризуется изменением отношений ребенка со взрослыми. Это обострение противоречий и обозначается кризисом трех лет. Его проявление обусловливает, с одной стороны, изменение позиции ребенка, связанное со стремлением его к самостоятельности, а с другой – неготовность взрослых перестроить свои отношения к ребенку, принять его эгоцентрические устремления. В результате обострения противоречий у ребенка могут наблюдаться бурные эмоциональные реакции. Так, В. Келлер выделил семь основных проявлений кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание требований взрослых, протест-бунт, деспотизм. Разрешение противоречий возможно при удовлетворении возрастных потребностей, оптимального расширения зоны самостоятельности в разумных пределах.

Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. В этом виде деятельности дети в игровой форме подражают взрослым, воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. Структура сюжетно-ролевой деятельности включает сюжет и содержание, роли, игровые действия, игровой материал и правила.

При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразования. Важнейшие из них, это социальные эталоны поведения. Иначе говоря, возникают стереотипы межличностного взаимодействия. В трансактном анализе (Э. Берн) говорится: «…складываются жизненные сценарии».

В деятельностном подходе считается, что важнейшим психическим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности. Кроме этого, в отечественной детской психологии новообразованием этого возраста считается соподчинение мотивов и развитие самосознания.

По Э. Эриксону у детей этого возраста усиливаются устремления ребенка к познанию окружающего мира и особенно познание отношений между людьми. При благоприятном развитии, если эти устремления реализуются, то формируется у ребенка инициатива. В случае, когда активность ребенка сдерживается, любопытство ребенка пресекается необоснованно, у него могут сформироваться пассивность и чувство вины.

Проявившиеся возрастные психические новообразования способствуют возникновению и проявлению новых возрастных потребностей – в новых переживаниях, в новых знаниях. Эти потребности и лежат в основе возникающего возрастного кризиса семи лет, которым завершается дошкольный возраст и начинается младший школьный возраст.

4.Психическое и личностное развитие
младшего школьника

Кризис семи лет

В отечественной психологии существуют два подхода к определению границ и причин возникновения кризиса семи лет.

В первом подходе возникновение кризиса определяется после поступления ребенка в школу. Это новая ситуация развития и занятие новой деятельностью. Следовательно, кризис возникает в семь календарных лет, когда ребенок идет в школу.

Во втором подходе к возникновению этого возрастного кризиса предполагается обусловленность несоответствия внутренних возрастных потребностей и наличия ситуации развития. В данном подходе, считается, что кризис семи лет может возникнуть независимо от того, когда ребенок пошел в школу – в шесть или семь календарных лет, и может сместиться к шести или восьми годам. Он определяется временем проявления возрастных потребностей и удовлетворением их в определенной деятельности.

В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л.С. Выготский обозначил как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новая ситуация – прогнозирование последствий своих действий. У ребенка отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок в этом состоянии утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которые были ему присущи в дошкольном возрасте. В качестве симптомов кризиса семи лет выделяют потерю непосредственности, манерничанье, сосредоточенность на себе.

Основной вывод, который следует сделать, анализируя переживания ребенком кризиса, сводится к тому, что он готов к усвоению новых требований и что существующая система отношений его не совсем устраивает.

4.2. Психологическая готовность ребенка
к обучению в школе

Во многом протекание возрастного кризиса семи лет определяет уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе. В психологии развития психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как совокупность свойств личности ребенка, позволяющие успешно развиваться в новом виде деятельности для школьника – учебной деятельности.

В современной психологии существует несколько подходов. В зарубежной психологии чаще всего говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости». Так, например, А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для усвоения содержания школьной программы свойствами ребенка. В отечественной психологии «готовность к обучению в школе» (Л.И. Божович) рассматривается как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника. Д.Б. Эльконин считал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Обращаясь к отмеченным определениям психологической готовности к обучению в школе и другим известным описаниям (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина и др.), можно обобщенно утверждать, что психологическая готовность к обучению в школе это сложнейший психологический феномен, включающий в себя уровень развития познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, а также ее социально-психо-логические особенности.

Следовательно, структура психологической готовности школьника к обучению включает в себя три основных компонента:

- познавательная (уровень развития познавательных психических процессов);

- личностная (осознание ребенком своего физического развития, уровень развития мотивации учения, эмоциональная, волевая, нравственная готовность);

- социально-психологическая (способность ребенка общаться, строить и прогнозировать отношения в школьном классе).

К сожалению, в отечественной психолого-педагогической практике формирование психологической готовности к обучению в школе сводится к интенсивному натаскиванию, развитию основных познавательных умений и навыков. Фактически дети развиваются неестественно. Будущих школьников просто дрессируют в освоении познавательных навыков и умений по тем же показателям, по которым определяется уровень развития психологической готовности детей к обучению в школе.

На наш взгляд, психологическая готовность детей к обучению в школе – это уровень психического и личностного развития ребенка, обеспечивающий успешное обучение его в школе. И не следует отнимать у дошкольников радость детства, занимаясь целенаправленным формированием готовности их к обучению. Естественно в ведущем виде деятельности удовлетворять возрастные потребности и этим способствовать их психическому и личностному развитию. Психологическую готовность надо рассматривать как психическое и личностное новообразование возраста, которая может помочь педагогу правильно поступить при отборе детей в школу, а также определить, что может ребенок компенсировать в своем развитии.

Наши рекомендации