Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. Методические рекомендации к оформлению рефератов по дисциплине / сост. Н.А. Литвинова (компьютерный класс биологического факультета, ауд. 2331).
2. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Владос, 2000. – 120 с. (научная библиотека КемГУ, АУЛ).
3. Электронный вариант лекций. Контрольные вопросы по темам (компьютерный класс биологического факультета, ауд. 2331)
4. Электронный вариант лабораторного практикума по физиологии ВНД / сост. Н.А. Литвинова – принят к изданию (компьютерный класс биологического факультета, ауд. 2331).
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | Наименова-ние оценоч-ного средст-ва |
Разделы 1-7 | ПК-10 Знать: - основные понятия и методы фундаментальных разделов биологии, необходимые для освоения современных проблем биологии. Уметь: - аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблем, рассматриваемых в рамках дисциплины. Владеть: - основными методами, приемами сбора и анализа физиологических показателей, используя специальную литературу и компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке полученной информации; - навыками поиска необходимой информации в данной области с помощью компьютерных средств | Реферат, электронная презентация | |
Разделы 1-7 | ПК-10 Знать: - основные понятия и методы фундаментальных разделов биологии, необходимые для освоения современных проблем биологии. Уметь: - использовать углубленные теоретические и практические знания в области биологии, часть которых находится на рубеже данной науки | Зачет |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Реферат
а) Примерные темы рефератов:
- Общие представления об организации рефлекторной деятельности в функциональной системе, обеспечивающие организму приспособительный эффект.
- Системность организации движения: физиологические механизмы.
- Механизмы замыкания временной связи, образования условного рефлекса.
- Принципы деятельности сенсорных систем и их роль в высшей нервной деятельности.
- Эмоции: эмоциональные состояния и эмоциональные реакции.
- Потребность как основа возникновения высшей нервной деятельности.
- Возбуждение и торможение в центральной нервной системе. Их роль в осуществлении ВНД.
- История и методология системной теории.
- Поведение как метод и объект исследования.
- Научение и память. Виды памяти и их механизмы.
- Модулирующие системы мозга и их значение.
- Функция речи и мышление. Теории мышления.
- Межполушарная асимметрия и психическая деятельность.
- Сознательное и неосознаваемое с позиций учения о ВНД.
- Сущность рефлекса. Природа безусловных рефлексов и отделы мозга обеспечивающие их реализацию.
- Понятие доминанты как принципа деятельности мозга: доминанта и условный рефлекс.
- Сон, сновидения, гипноз – специальные состояния мозга.
- Торможение в Ц.Н.С. Виды торможения: безусловный и условный механизмы возникновения торможения в нервных центрах. Явление центрального торможения.
- Гипоталамус как высший центр вегетативных функций организма. Роль и значение вегетативных функций в приспособительном поведении и психосоматических нарушениях.
- Кора больших полушарий как высший отдел Ц.Н.С., ее роль в рефлекторной деятельности мозга и формировании произвольной программы поведения.
- Роль мотиваций и эмоций в нарушении высшей нервной деятельности человека.
- Пространство и время как факторы организации поведения.
б) критерии оценивания компетенций (результатов)
- правильность оформления реферата (титульная страница, оглавление и оформление источников);
- уровень раскрытия темы реферата / проработанность темы;
- структурированность материала;
- количество использованных литературных источников.
в) описание шкалы оценивания: оценивание рефератов проводится по принципу «зачтено» / «не зачтено».
«Зачтено» выставляется в случае, если реферат оформлен в соответствии с требованиями методических указаний (раздел «Требования к оформлению рефератов»), тема достаточно проработана, материал хорошо структурирован, количество используемой литературы не менее 10.
В случае, если какой-либо из критериев не выполнен, реферат возвращается на доработку.
Электронная презентация
а) Примерные темы электронных презентаций: