Процесс логической диаграммы

Представим, что мы обдумываем покупку новой машины. Для этого мы должны начать представлять центральный образ возможности приобретения нового автомобиля. Поскольку идет речь об оценке решения, мы возьмем две основные организующие идеи для начала нашей диаграм­мы: «да» и «нет».

Если мы хорошо представили себе основную идею, появится яркий образ со множеством ассоциаций с мыс­лями «за» и «против». В данный момент вам нужно пере­стать контролировать мысли о вероятной покупке, чтобы они появлялись свободно. Когда вы исчерпаете весь запас ассоциаций, вам нужно будет упорядочить мысли «за» и «против» в форму новых организующих идей и сфор-

мировать иерархию. После такой реорганизации вы уви­дите, что «дерево», которое у вас получилось, скорее все­го, будет асимметричным. И одна из больших ветвей («да» или «нет») будет нарушать равновесие. В такой ситуации решение можно считать принятым.

Два фактора, которые необходимо принять во внимание: мало идей и много ассоциаций

Есть два фактора, связанные с этим видом диаграмм, ко­торые следует упомянуть. Первый заключается в том, что нет необходимости расширять до максимума ветви с ос­новными организующими идеями. Я хочу сказать, что нам не нужно расширять до максимума диаграмму, которую мы будем строить, поскольку во время первого потока мыслей, вероятно, появились самые важные элементы как «за», так и «против». Если вы будете дальше стараться придумывать новые элементы, они, без сомнения, возник­нут, но важность их будет низкой или минимальной. Если мы бездумно включим их в диаграмму, возможно, оши­бочно нарушим равновесие дерева.

Второй фактор, связанный с логическими диаграм­мами о принятии решений, касается цвета. В этой кни-

ге мы уже много раз обращались внимания к теме цве­та, теперь этот элемент важен из других соображений, из-за способности цвета передавать эмоции. Исполь­зовать цвета очень важно, потому что с их помощью можно выразить эмоции, которые вы ассоциируете с раз­личными факторами, и эти факторы вы будете оцени­вать. Если вы будете использовать цвета, то ясно уви­дите, какими эмоциями у вас сопровождается процесс принятия решения.

Нужно ли мне покупать мотоцикл?

Вот уже на протяжении нескольких месяцев я не раз возвращаюсь к мысли о покупке мотоцикла, хотя до настоящего времени ездил на машине. Я живу далеко от города, в предместье, поэтому нужна удобная маши­на, способная преодолевать большие расстояния. Для досуга у меня есть старенький ржавый велосипед, но его дни сочтены. И мне всегда хотелось купить мото­цикл, на котором можно ездить в свободное время. Велосипед — это не то же самое, на велосипеде далеко не уедешь, кроме того, несмотря на мое атлетическое телосложение (при росте 1,80 м я вешу 65 кг), меня не очень радует перспектива крутить педали. Как же быть, купить ли мотоцикл?

Процесс логической диаграммы - student2.ru

Центральный образ

Сконцентрируемся и представим центральную идею. В данном случае я увидел себя самого на мотоцикле, ра­достного и довольного. Кроме того, я хочу не многоци­линдровый мотоцикл, а такой, чтобы ездить по окрест­ностям, и именно эту мысль я хотел передать в рисунке.

ДА

Логическая диаграмма с потоком идеи.

НЕТ

Процесс логической диаграммы - student2.ru

Поток идей

Теперь, когда у меня есть центральный образ, настало время искать ассоциации. Первые ассоциации у меня уже есть, поскольку они родились из самого рисунка. Я вижу себя достаточно довольным на мотоцикле и ду­маю о развлечении и о том, как ветер дует мне в лицо. Еще я думаю о лете, и все похоже на идиллию. Ассоци­ации идут и идут, и, вероятно, я мог бы больше привя­зать их к мотоциклу, тем более что на мой велосипед никакая девушка не сядет. Единственной, кто отважил­ся, была моя жена (но мне пришлось ее долго упраши­вать), и мы не проехали и десяти метров, как она спрыг­нула с велосипеда и заявила, что никогда больше на него не сядет. Но я должен быть откровенен: есть сооб­ражения и против покупки (если бы их не было, я бы уже давно его купил). У меня никогда не было мотоцик­ла, и я ничего не знаю о его механизме. Кроме того, я не смогу пользоваться им круглый год, поскольку зимой очень холодно и ездить на мотоцикле в такую пого­ду — безрассудство. У меня также мало места, чтобы где-то держать мотоцикл, и если подумать еще. езда на мотоцикле довольно опасна. Ну, хорошо, это только поток мыслей, самое главное — это написать все «за» и «против», реалистично и честно.


Процесс логической диаграммы - student2.ru


НЕТ

ДА

Реорганизованная логическая диаграмма.

Реорганизация

Теперь, когда все ассоциации есть, нам нужно организо­вать логическую диаграмму с помощью ООМ. Как только классификация будет проведена, вы увидите на диаграм­ме, что соображения «против» более организованны и, похоже, более убедительны, чем доводы «за». И все равно чего-то не хватает, нужно еще раз проверить диаграмму с точки зрения правого полушария, с цветами -i эмоцио­нальным зарядом. Изменится ли что-то?


Процесс логической диаграммы - student2.ru


НЕТ

ДА

Логическая диаграмма, в которую включены эмоциональные факторы.

Немного о жизни

Теперь, когда у меня все более организованно, я попы­таюсь добавить цвета и рисунки, чтобы оценить «голос моего сердца». Правда, это скорее не сердце, а мое правое полушарие.

Посмотрев на положительные пункты, я не нашел яс­ных образов. В первом пункте возникает «Easy Rider», я вижу образ главного героя этого фильма на мотоцикле, но я не вижу себя преодолевающим огромные расстояния и попадающим в разнообразные приключения, образ видится скорее как знак вопроса. Есть еще один шоки­рующий пункт — тема отношений. Если я покажу эту

диаграмму жене, я не уверен, что она ей очень понравит­ся, а если она увидит меня на мотоцикле с девушкой, ей понравится это еще меньше. А поскольку я не хочу с ней ссориться (как минимум еще какое-то время), эту ветку лучше стереть. Пунктов «за» остается немного, свежим воздухом я дышу и крутя педали велосипеда, я живу среди полей, и лето промелькнет быстро, или, что еще хуже, я проведу лето в работе.

Зато в разделе «против» эти образы я вижу яснее. Я ви­жу мою маленькую парковку, на которой почти нет места, и пол — грязный от пятен масла. Я также вижу свой мо­тоцикл зимой, он простаивает и занимает много места. Я также вижу многочисленные переломы или что-нибудь еще хуже. Еще я вижу себя учеником механика, в полной растерянности перед грудой деталей.

Подводя итоги, видим, что не нужно быть гением, дабы убедиться, что по меньшей мере в ближайшем году мото­цикла у меня не будет. Безусловно, мне остается велосипед, хотя у меня уже начинают болеть колени, потому что он стал достаточно маленьким. По сути, если бы я мог сесть в дамское седло, мне было бы намного удобнее.

Таким образом, решение принято или по меньшей ме­ре отложено на то время, когда мысли «за» будут более ясными и более убедительными, чем мысли «против».

Упражнение номер 2: Нужно принять решение

Как вы уже, вероятно, убедились, принять решение с по­мощью логических диаграмм можно достаточно быстро. Теперь ваша очередь: начните думать о каком-либо пред­мете, который вы уже давно хотите купить, однако еще не сделали этого по какой-то причине. Постройте логи­ческую диаграмму принятия решения, и вы обнаружите, какие аргументы и эмоции скрываются за вашим так и не принятым решением.

Другие способы выбора

Более быстрый способ выбора основан на том, что собст­венная диаграмма работает как нечто подобное весам. Однако можно воспользоваться другим способом выбо­ра посредством логической диаграммы. Есть такие воз­можности:

1. Спонтанное возникновение: возможно, в тот самый
момент, когда мы будем строить логическую диаграмму,
нас озарит нечто вроде вдохновения, и вдруг очень
ясное решение само возникнет перед нами. Люди на-

зывают это озарением или открытием.

2. Числовая оценка: вероятно, это особенно понравится
людям с ярко выраженной склонностью рассуждать

рационально. Этот метод заключается в том, чтобы оце­нивать баллами все ООМ, идеи «за» — числами с плю­сом, а идеи «против» — числами с минусом. Каждой положительной ветви нужно присвоить балл от 1 до 100. С другой стороны, отрицательные ветви нужно оценить числами от -1 до -100. Затем числа в каждом блоке сум­мируются: выигрывает тот, где сумма больше. 3. Суперинтуиция: иногда может быть так, что диаграмма готова и оценена, а вы по-прежнему не вполне согласны

Преимущества использования логических диаграмм для принятия решений

• Они помогают нам усваивать большое количе­ство сложной информации, связанной между собой, противоречащие моменты становятся более ясными.

• Использование в них цвета и образов проециру­ет эмоции, связанные с различными вариантами выбора.

• Сам процесс анализа стимулирует принятие решения.

• Диаграммы создают более широкую гамму от­носящихся к вопросу факторов, чем любой дру­гой метод.

с ней. Дело не в том, что вам плохо удался этот процесс, а в том, что есть факторы, которые трудно выразить. Безусловно, правое полушарие пытается нам что-то сказать, но у него нет ни верных слов, ни убедительных аргументов. Но даже в этом случае нужно дать ему эту возможность. 4. Во время прогулки: часто принятие решения оказыва­ется очень утомительным процессом. Решить какой-нибудь важный вопрос почти всегда означает переуто­миться от усилия, потому что, в конце концов, многие решения, как правило, определяют наше будущее. И ес­ли вы чувствуете себя уставшим, лучшее, что вы може­те сделать — это расслабиться и выйти погулять. Таким образом, вы ослабите свое напряженное внимание и да­дите немного времени правому полушарию, чтобы оно помогло понять проблему без необходимости глубоко размышлять о ней. Попробуйте, и вы увидите, что это очень полезно.

САМОАНАЛИЗ

Как я уже говорил в главе 1, существуют логические диаграммы, которые помогают вам понять, кто вы. Это логические диаграммы самоанализа. С их помо­щью можно познать самого себя и свое окружение,

и тогда можно легко представить, кто вы и кем бы вы хотели быть.

Наши рекомендации