Придумайте понятия, отношения между которыми соответствовали бы предложенным схемам.
I. | II. |
Укажите для следующих понятий ближайший род, ближайший вид, целое и часть.
I. Кинозал.
II. Диван.
Найдите определяемое понятие, родовое понятие, видовые отличия в следующих родовидовых определениях.
I. Интересная, кратко и точно выраженная мысль называется афоризмом.
II. Диалектика, понимаемая как метод мышления, рассматривает мир в развитии и взаимосвязи.
Дайте логическую характеристику определениям, любым способом преобразуйте их в широкие и узкие.
I. Лотом называется прибор для измерения глубины воды с судна.
II. Масмины – это области ослабления гравитационного поля Луны.
По результатам деления определите делимое понятие и основание деления; продолжите деление.
I. Холерик, сангвиник, меланхолик.
II. Тоталитаризм, авторитаризм.
Тема 5. Суждение как форма мышления. Простые суждения
Приведите пример суждения с отношением, образуйте атрибутивное суждение и суждение существования с теми же субъектом и предикатом.
Определите тип категорического суждения, приведя его к канонической форме.
I. Обычно на Урале снежные зимы.
Пионеры не боятся трудностей.
II. Иногда водители не соблюдают правила дорожного движения.
Книга – источник знаний.
Установите распределенность терминов в суждениях.
I. Ртуть – это жидкий металл.
II. Большинство альпинистов не покоряли Эверест.
Придумайте категорическое суждение, в котором отношения между терминами соответствовали бы схемам.
I. II.
Считая данное суждение ложным, определите значения всех остальных суждений с теми же субъектом и предикатом.
I. Некоторые футболисты хорошо играют в шахматы.
II. Все французы – тонкие ценители вин.
Тема 6. Сложные суждения
Выпишите по отдельности простые суждения, входящие в состав сложного.
I. Либо Никулин, либо Вицин, либо Моргунов имел звание «Народный артист СССР»
II. Самое высокое качество образования и здравоохранения либо в Швеции, либо в Норвегии.
Запишите структуру суждения в виде формулы.
I. Сделал дело – гуляй смело.
Дурака учить, что мертвого лечить.
II. Тяжело в ученье – легко в бою.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
8. Придумайте суждения, имеющие следующие формулы:
I.
II.
Произведите отрицание суждения. Запишите ответ предложением.
I. Силлогизм сделан неправильно, если круговая схема неоднозначна или не совпадает с формулировкой заключения.
II. Обращение с изменением количества совершается в случае, если распределен либо субъект, либо предикат.
Определите истинность логических формул с помощью таблиц истинности Л. Витгенштейна.
I.
II.
Тема 7. Законы логики
1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятиями, заключенными в скобках?
1.1 .Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (аргументами, доводами).
1.2 . В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят с поличным).
1.3 . Нужно быть непримиримым ко всякого рода лжи (заблуждению, обману).
1.4 . Злоумышленник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой).
2. Какие понятия выражены данными словами? Составьте суждения, исключающие двусмысленность.
2.1 . Следствие 2.2. Аппарат 2.3. Курс 2.4. Среда