Алгоритмы решения заданий части В

Полезные советы для успешного выполнения заданий ЕГЭ

По русскому языку.

Часть А.

Задание А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Ученик должен знать орфоэпические нормы русского языка.

Помните: подвижность русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении этого задания.

Задание А2. Употребление паронимов.

Ученик должен знать, что такое паронимы; уметь разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару; понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов.

Алгоритм выполнения задания:

· внимательно прочитайте все предложения;

· определите лексические значения каждого из слов-паронимов путём подбора синонимов и антонимов или учёта того, с какими словами может сочетаться каждый из них;

· укажите правильный ответ.

Задание А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Ученик должен найти ошибки в образовании и употреблении

1. падежных форм имён числительных;

2. числительных полтора, полтораста;

3. собирательных числительных, в том числе числительных оба, обе;

4. сравнительной и превосходной степени имён прилагательных и наречий;

5. именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных;

6. форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится данное слово.

2. Если это имя числительное, помните о том, что

· у сложных количественных имён числительных склоняются обе части;

· при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;

· числительное оба употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, а обе – женского рода;

· собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) употребляются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных, парные предметы или имеющие форму только множественного числа.

3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения. Помните: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования

· форм повелительного наклонения;

· форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса –НУ-.

5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования

· форм именительного падежа множественного числа;

· форм родительного падежа множественного числа.

6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.

Задание А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Ученик должен найти грамматически верное продолжение предложения, зная правила построения предложений с деепричастными оборотами.

Помните, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. При этом основное и дополнительное действия должны производиться одним лицом или предметом.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании предложения.

2. Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.

3. Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом – сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

Задание А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксических норм).

Ученик должен найти грамматическую ошибку (нарушение синтаксических норм) в предложении

1) с однородными членами;

2) с причастными оборотами;

3) с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте все данные предложения.

2. Вспомните возможные типичные грамматические ошибки при построении предложений.

3. Определите, какая из типичных грамматических ошибок допущена при построении одного из предложений.

4. Выберите правильный ответ.

Задание А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в тексте?

Ученик должен уметь видеть и понимать смысловую и композиционную целостность текста, определять правильную последовательность предложений в нём.

Чтобы не ошибиться при выполнении этого задания, нужно очень внимательно, вдумчиво прочитать предлагаемый текст.

Алгоритм выполнения задания:

1. Аналитически прочтите текст, последовательно подставляя на место пропуска каждый из предложенных вариантов его начала.

2. В случае неудачного подбора пропущенного предложения вы сразу почувствуете логическое несоответствие.

3. Если на место недостающего предложения подходит сразу несколько вариантов ответа, помните о том, что в первом предложении текста обычно обозначена его основная тема, поэтому последующие предложения должны быть её логическим развитием.

4. Особое внимание обратите на второе или третье предложение данного текста, так как в них, как правило, присутствуют слова, тематически связанные или даже повторяющиеся с теми, которые использованы в том единственно правильном варианте начала текста, что вам необходимо найти.

Задание А7. Какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в … предложении текста?

Ученик должен уметь выбрать из предложенных средств связи подходящее по смыслу вводное слово или союз, при помощи которого указанное предложение связывается с предыдущим.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно вчитайтесь в текст.

2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот приём поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.

Задание А8. Какие слова являются (не являются) грамматической основой в предложении? Какое из слов является подлежащим (сказуемым) в одном из предложений?

Ученик должен знать способы выражения подлежащего и сказуемого; уметь правильно выделять грамматическую основу (грамматические основы) в указанных предложениях.

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите в предложении подлежащее.

2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден, надо, нужно, необходимо; являться, казаться, стать, становиться, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение, тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

3. Соотнесите найденные главные члены предложения с предлагаемыми вариантами.

4. Выберите правильный ответ.

Задание А9. Укажите верную характеристику … предложения текста.

Ученик должен знать, что такое простое осложнённое предложение, что такое сложное предложение; виды сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное; уметь отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите количество грамматических основ в данном предложении:

· если одна грамматическая основа, то предложение будет простым. Простое предложение будет осложнённым, если в нём есть однородные члены, обособленные второстепенные члены; слова, грамматически не связанные с членами предложения;

· если несколько грамматических основ, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой части сложного предложения:

· если на границе частей нет союзов, а есть только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;

· если на границе частей находится сочинительный союз, предложение сложносочинённое;

· если одна из частей сложного предложения начинается с подчинительного союза или союзного слова, предложениесложноподчинённое.

Чтобы правильно определить вид союзного сложного предложения, повторите тему «сочинительные союзы». Они употребляются в сложносочинённых предложениях или соединяют однородные члены.

Задание А10. Укажите предложение, в котором есть личное местоимение (другая часть речи).

Ученик должен знать морфологию (части речи), уметь определять принадлежность слова к той или иной части речи.

Алгоритм выполнения задания:

Чтобы правильно определить, к какой части речи относится данное слово, надо

1) задать к слову вопрос;

2) обратить внимание на морфемный состав слова (часто суффикс может подсказать, какая перед нами часть речи);

3) восстановить словообразовательную цепочку (определить, от какого слова было образовано данное).

Задание А11. Укажите верное значение слова … из предложения … .

Ученик должен знать, что лексическое значение многозначного слова можно определить только в контексте; уметь выбирать самое точное лексическое значение указанного слова из числа предложенных.

Алгоритм выполнения задания:

1) внимательно прочитайте задание;

2) найдите указанное предложение;

3) включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;

4) вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;

5) определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:

· если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;

· если смысл предложения изменился – ответ верен.

Задание А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н (две буквы Н)?

Ученик должен знать тему «Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи» (Н и НН в суффиксах полных и кратких имён прилагательных, образованных от имён существительных; Н и НН в суффиксах полных и кратких отглагольных прилагательных и страдательных причастиях; Н и НН в суффиксах имён существительных и наречий, образованных от прилагательных и причастий).

Чтобы выполнить без ошибок данное задание, нужно применить следующий алгоритм:

1) определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;

2) применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.

Задание А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Ученик должен знать правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

Алгоритм выполнения задания:

1) внимательно прочитайте каждую строку и найдите слова с чередующейся гласной в корне (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, лаг – лож, бир – бер, пир – пер, дир – дер, тир – тер, мир – мер, блист – блест, стил – стел, жиг – жег, чит – чет, кас –кос, раст – ращ – рос, скак – скоч, мак – мок, равн – ровн). Вычеркните строки со словами с чередующимися гласными, так как они не будут являться правильным ответом;

2) к оставшимся словам подберите проверочные, помня о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в которых требует запоминания;

3) если вы нашли строку, в которой есть словарное слово, то можете её вычеркнуть, так как она не будет являться правильным ответом;

4) если к каждому из слов в строке вам удалось подобрать проверочное, в котором неясный гласный звук попал под ударение и отчётливо слышится, то вы нашли правильный ответ.

Задание А14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква … ?

Ученик должен знать следующие орфографические правила:

· правописание приставок на –З и –С;

· правописание приставок ПРЕ и ПРИ;

· правописание И и Ы после приставок;

· правописание разделительных Ъ и Ь.

Задание А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква … ?

Ученик должен знать правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Алгоритм выполнения задания:

1) Выясните, в какой морфеме пропущена буква: в окончании или в суффиксе.

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределённой форме глагола установите его спряжение:

· в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные Е, У;

· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные И, А (Я).

3) Если гласная пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

· пропущена гласная в суффиксах причастий ущ, ющ, ащ, ящ, им, ем (ом).

· пропущена гласная перед суффиксом причастий вш, нн.

4) Правописание суффиксов причастий ущ, ющ, ащ, ящ, им, ем (ом) зависит от спряжения исходного глагола:

· в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы ущ, ющ, ем(ом);

· в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы ащ, ящ, им.

5) Правописание гласной перед суффиксами причастий вш и нн зависит от того, на ать – ять или ить – еть оканчивается неопределённая форма исходного глагола:

· если исходный глагол оканчивается на ать или ять, то перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени сохраняется гласная а(я);

· если исходный глагол оканчивается на ить или еть, то перед нн пишется только е;

· перед суффиксом вш сохраняется та же гласная, что и перед окончанием ть в неопределённой форме.

Задание А16. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква … ?

Ученик должен знать правописание суффиксов

· имён существительных (ец, иц; инк, енк; изн, ин; ичк, ечк; ик, ек);

· имён прилагательных (ив, ев; лив, чив);

· глаголов (ива, ыва; ева, ова; И,Е перед ударным суффиксом ва).

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, к какой части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) принадлежит слово с пропущенной буквой в суффиксе.

2) Примените нужное правило.

3) Выберите правильный ответ.

Задание А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно (слитно)?

Ученик должен знать правила слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ с разными частями речи; различия в употреблении частиц НЕ и НИ.

Следует помнить, что правила написания НЕ с разными частями речи можно сгруппировать следующим образом:

· НЕ с именами существительными, качественными прилагательными, наречиями на – О и – Е;

· НЕ с глаголами и деепричастиями;

· НЕ с причастиями.

Помните: частица НЕ отрицательная (если её убрать из предложения смысл изменится на противоположный); частица НИ усиливает отрицание (если её убрать из предложения, смысл его не изменится).

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ или НИ.

2) Вспомните и примените нужное правило.

3) Выберите правильный ответ.

Задание А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно (слитно)?

Ученик должен знать условия слитного, раздельного и дефисного написания наречий, производных предлогов, союзов.

Алгоритм выполнения задания:

1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.

2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.

· Союзычтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи.

· Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же,так же, за то, при том, при чём, и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем,так, того) заменить другими словами.

· Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.

· Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.

· Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.

Задание А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Для правильного выполнения задания ученик должен знать следующие пунктограммы:

1) Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединены сочинительным союзом И.

2) Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.

3) Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами.

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите грамматическую основу:

· в простом предложении одна грамматическая основа;

· в сложном предложении две и более грамматических основы.

2. Определите, нужна ли запятая перед союзом И:

· запятая нужна, если предложение сложносочинённое (исключение составляют предложения с общим второстепенным членом или вводной конструкцией);

· запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Задание А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен знать, при каких условиях ставятся знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

Помните:

· причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?;

· деепричастие отвечает на вопросы что сделав? что делая? И обозначает добавочное действие при глаголе - сказуемом;деепричастный оборот отвечает на вопросы как? когда? почему?

· постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от его расположения по отношению к определяемому имени существительному;

· деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми;

· однородные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами и соединённые одиночным союзом И, запятой не разделяются.

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова).

3) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов с союзом И, выраженных причастными или деепричастными оборотами.

Задание А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен

· знать группы вводных слов по значению;

· знать слова, которые никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые;

· уметь различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Помните: вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.

Алгоритм выполнения задания:

1) Проверьте, являются ли выделенные слова вводными.

· Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми.

· Омонимичные с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми.

Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми слова: как будто, словно, авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.

Задание А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

Ученик должен иметь понятие об однородных членах и знать правила постановки знаков препинания при них.

Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1. Найдите в предложении однородные члены.

2. Определите, какие союзы их соединяют:

· если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;

· если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;

· если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами;

· перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая.

3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами.

Задание А23. Как объяснить двоеточие (или тире) в данном предложении?

Ученикам следует знать:

· когда в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие (или тире);

· какими синонимичными сложноподчинёнными конструкциями можно заменить бессоюзные сложные предложения с двоеточием или тире;

· как подстановка союзов может помочь выявлению смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения;

· как отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием или тире от простых предложений с обобщающим словом при однородных членах.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с однородными членами и обобщающим словом или сложным бессоюзным:

· если предложение простое, то двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами; тире – после однородных членов перед обобщающим словом;

· если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нём можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу союзов.

2. Подставьте в бессоюзное предложение подходящий по смыслу союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

· [ ] : [причина] . (= потому что, так как);

· [ ] : [пояснение] . (= а именно что);

· [Время] - [ ]. (= когда);

· [Условие] - [ ]. (=если);

· [ ] - [следствие]. (= так что);

· [ ] - [противопоставление]. (= а).

Задание А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен знать правила постановки в сложноподчинённом предложении.

Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Определите границы главной и придаточной части.

3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор.

Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части , а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится.

Задание А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, пунктуацию на стыке союзов (между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом).

Для выполнения задания используйте алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти части связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

· если однородные члены, то перед ним запятая не ставится;

· если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится.

5. Установите, есть ли в предложении стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов то, так, но:

· если у второго союза нет продолжения, запятая на стыке союзов ставится. Например: [ ], (что, (если…),…). ;

· если у второго союза есть продолжение, запятая на стыке союзов не ставится. Например: [ ], (что (если…), то …).

6. Расставьте запятые.

Задание А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Ученику следует знать условия, при которых нельзя произвести замену придаточного определительного причастным оборотом.

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, с предлогом или без предлога употребляется в придаточной части слово который:

· если слово который употреблено с предлогом (например: с которым, у которого и т.д.), то замена невозможна;

2) если слово который употребляется без предлога, то найдите в придаточной части глагол – сказуемое и определите его наклонение (условное или изъявительное):

· если глагол – сказуемое употреблён в условном наклонении (хотел бы, узнал бы и т.д.), то замена невозможна;

3) если глагол – сказуемое употреблён в изъявительном наклонении, то определите его время:

· если глагол употреблён в будущем времени, то замена невозможна;

4) если глагол – сказуемое употреблён в форме прошедшего или настоящеговремени, то следует выяснить, есть ли в главной части указательные словатакая, такой, такое, такие, тот, та, то, те:

· если указательные слова есть, то замена невозможна.

Таким образом, придаточное предложение нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, если:

1) перед союзным словом есть предлог;

2) в придаточном предложении имеется глагол в условном наклонении;

3) в придаточном предложении есть глагол в будущем времени;

4) в главной части есть указательные слова.

Задание А27. Прочитайте текст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Помните! Это задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Для выполнения задания ученик должен провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Ученик должен уметь адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, пользоваться приёмами сжатия текста.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

6. Выберите правильный вариант ответа.

Задание А28 проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому вопросы к нему очень разнообразны:

· Какое название отражает основную проблему текста?

· Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста?

· В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?

· Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении…?

· К какому выводу пришёл автор текста?

· Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание.

· Какое из данных высказываний не отражает содержание текста?

Ученик должен знать тему «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста».

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст.

2. Найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания.

3. Выберите правильный ответ.

Помните, что в одном из четырёх вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только её найти.

Задание А29. Прочитайте текст. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

Ученик должен знать отличительные особенности каждого из типов речи (описания, повествования, рассуждения).

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте текст.

2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:

· если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;

· если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;

· если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.

3. Помните о том, что

· описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека, пейзаж, интерьер);

· повествование рассказывает (это цепь событий или действий и поступков персонажей);

· рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.

4. Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.

Задание А30. Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором используется указанная лексическая единица. Определить лексическое значение указанного слова в данном контексте.

Ученик должен знать, что такое синонимы, антонимы, контекстные синонимы и антонимы, фразеологизмы; уметь определять лексическое значение слова.

Алгоритм выполнения задания:

1. Если в задании требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо

· вспомнить определение данной лексической единицы;

· прочитать указанные в выборке ответов предложения;

· определить, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица;

· выбрать правильный ответ.

2. Если в задании требуется определить лексическое значение того или иного слова в указанном предложении, необходимо

· внимательно прочитать предложение;

· включить каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;

· вслушаться в новое звучание и значение предложения;

· определить, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента своей смысловой цельности: а) если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен; б) если смысл предложения изменился – ответ не верен.

Алгоритмы решения заданий части В

Задание В1. Укажите способ образования слова … в предложении… . (Из указанных предложений выпишите слово, образованное … способом.)

Ученик должен знать основные способы образования слов; группы слов, которые образуются тем или иным способом.

Алгоритм выполнения этого задания:

1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.

2. Вы определили, что это имя существительное:

· если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идёт окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, споры, в переходах, при перелёте);

· если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на –ние, - ие, то оно образовано суффиксальным способом(например, углубление, предчувствие);

· если это существительное с приставками под, без, за, по, при и последними буквами в слове ье, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, Подмосковье, бездорожье, побережье, Приуралье);

· если это существительное, которое оканчивается на – ость, то оно образовано суффиксальным способом (например, беспомощность);

· если имя существительное имеет приставку не, то оно образовано приставочным способом (например, непонимание).

3. Вы определили, что это имя прилагательное:

· если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, безжалостный, беспомощный);

· если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, нательный, прибрежный);

· если имя прилагательное имеет приставку не, то оно образовано приставочным способом (например, неблагополучный).

4. Вы определили, что это глагол:

· если в глаголе есть приставка и её можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (например, прислал, проспал);

· если в глаголе есть приставка и суффикс –ся и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса –ся получается не существующее в языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, выспаться, разбежаться).

5. Вы определили, что это причастие:

· если нет приставки не, причастие образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нём другой приставки (например, прилетевший,прочитанный);

· если в причастии есть приставка не, то оно образовано приставочным способом (например, непрочитанная книга).

6. Вы определили, что это деепричастие. Деепричастия образуются только суффиксальным способом.

7. Вы определили, что это наречие:

· если наречие оканчивается на – о (-е), то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, беззвучно, громко);

· если наречие имеет приставку не, то оно образовано приставочным способом (например, немного, недолго);

· если наречие не оканчивается на – о (-е), то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, во-первых, вскоре, смолоду).

Задание В2. Из предложений … текста выпишите частицы (или слова другой указанной части речи).

Обратите внимание, что это задание требует тех же знаний, что и задание А10.

Для выполнения этого задания рекомендуется повторить все части речи, обратив особое внимание на прилагательные, причастия, местоимения, наречия, союзы, частицы.

Задание В3. Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).

Ученик должен знать типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Помните! Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной, поэтому грамматическая основа предложения не является словосочетанием.

Алгоритм выполнения задания:

1. При определении нужного словосочетания посмотрите, как связаны между собой слова:

· если оба слова изменяются – согласование;

· если главное слово требует от зависимого определённую падежную форму – управление;

· если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания зависимого слова и относящегося к нему предлога, - примыкание.

2. Проанализируйте зависимые слова:

· если зависимым словом является прилагательное, причастие, порядковоечислительное, местоимение (по форме сходное с прилагательным) – это согласование;

· если зависимым словом является существительное или местоимение, употребляемое вместо существительного, - это управление;

· если зависимым словом является наречие, деепричастие, неопределённая формаглагола, простая форма сравнительной степени прилагательного – это примыкание.

Задание В4. Среди предложений … найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение.

Ученик должен знать виды односоставных предложений; уметь находить грамматическую основу предложения, определять вид предложения по наличию главных членов: двусоставное и односоставное, разграничивать разные типы односоставных предложений.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматическую основу в предложении и убедитесь в том, что перед вами односоставное предложение.

2. Посмотрите, чем выражен главный член в предложении.

3. Если грамматическая основа состоит только из подлежащего и в предложении нет нидополнения, ни обстоятельства, перед вами назывное предложение.

4. Если главным членом предложения является сказуемое, воспользуйтесь приёмом подстановки: определите, какое личное местоимение подходит по смыслу к этому сказуемому в качестве подлежащего:

· можно подставить одно из личных местоимений я, ты, мы, вы – перед вами определённо-личное предложение;

· можно подставить личное местоимение они к сказуемому в форме глагола настоящего (будущего) времени 3-го лица множественного числа или множественного числа прошедшего времени – перед вами неопределённо-личное предложение;

· к сказуемому нельзя подставить по смыслу никакое подлежащее – перед вами безличное предложение.

5. Помните! Определённо-личные и неопределённо-личные по форме предложения могут быть обобщённо-личными по содержанию, если они являются пословицами, поговорками, афоризмами, предложениями с обобщённым смыслом.

Задание В5. Найдите предложения, в которых есть обособленные определения (приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения).

Ученик должен знать условия обособления; уметь находить обособленные члены в тексте.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции выделены знаками препинания.

2. Помните о том, что

· обособленные определения отвечают на вопрос какой? и выражаются причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами;

· обособленные приложения отвечают на вопросы кто именно такой? что именнотакое?, выражаются одиночным именем существительным или именем существительным с зависимым словом, поясняют другое существительное или личное местоимение;

· обособленные обстоятельства отвечают на вопросы как? когда? почему? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Помните, что к деепричастию можно задать вопрос что делая? или что сделав? Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на.

· Обособленные дополнения выражаются а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»; б) имена существительные и местоимения с предлогами вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх;

· Уточняющие обособленные обстоятельства отвечают на вопросы где именно?когда именно? откуда именно? как именно? и конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

3. Выберите правильный ответ.

Задание В6. Найдите сложноподчинённое предложение определённого значения, определите вид соподчинения придаточных (последовательное, параллельное, однородное).

Ученик должен знать, что сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной части. Союз или союзное слово находится в придаточной части. От главного предложения к придаточному задаётся вопрос. Именно по вопросу определяется вид придаточного предложения. Говорить о соподчинении придаточных можно только при наличии двух или более придаточных.

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Установите границы главного и придаточного предложений.

3. Задайте вопрос от главного предложения к придаточному и по вопросу определите вид придаточного. Если в главной части есть указательное слово, то оно может помочь определить вид придаточного предложения.

4. При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

5. При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду.

6. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению.

Задание В7. Среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи …. Напишите номер этого предложения.

Ученик должен знать, что смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи лексических, морфологических и синтаксических средств связи предложений в тексте.

Лексические средства связи, востребованные в задании В7:

· лексические повторы (повторы слов и словосочетаний);

· синонимы и синонимические замены;

· контекстные синонимы;

· антонимы (в том числе и контекстные).

Морфологические средства связи:

· союзы;

· личные, указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений;

· наречия;

· степени сравнения прилагательных и наречий.

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

· синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений);

· парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её в виде самостоятельного неполного предложения);

· неполные предложения;

· вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

Алгоритм выполнения задания:

1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.

2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.

3. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

Задание В8. Восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Ученик должен знать основные изобразительно-выразительные средства русского языка.

1. Тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении:

· эпитет – образное определение (Сквозь волнистые туманы пробирается луна… /А.С. Пушкин/);

· олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям (Спит земля в сиянье голубом /М.Ю. Лермонтов/);

· сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого (Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит /Н.А. Некрасов/);

· метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (Горит костёр рябины красной /С.А. Есенин/);

· метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь (Все флаги в гости будут к нам /А.С. Пушкин/);

· синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот (Мы все глядим в Наполеоны /А.С. Пушкин/);

· гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета (В сто тысяч солнц закат пылал /В.В. Маяковский/);

· литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка /А.С. Грибоедов/);

· ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /И.А. Крылов/);

· перифраза – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев/);

2. Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность:

· антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов (Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь! /Н.А. Некрасов/);

· инверсия – обратный порядок слов (Белеет парус одинокий /М.Ю. Лермонтов/);

· градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального) (Светились, горели, сияли огромные голубые глаза);

· оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу (Мёртвые души, живой труп, грустная радость);

· парцелляция – намеренное нарушение границ предложения (Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.);

· анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз (Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера /К. Симонов/);

· эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? /Н.В. Гоголь/);

· риторический вопрос – вопрос, который ставится для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению (Быть иль не быть? /Шекспир/);

· риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым предметам (Люди мира, берегите мир!);

· эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм (Мы сёла – в пепел, грады – в прах /В.А. Жуковский/);

· лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания (Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака).

· вопросно-ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы (Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.);

· синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения (Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской. /М.Ю. Лермонтов/);

· однородные члены предложения.

3. Звукопись – игра звуками для усиления выразительности:

· ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков (Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. /Н. Некрасов/);

· аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков (Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. /И. Северянин/).

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2. Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3. Прочитайте текст рецензии ещё раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нём.

4. В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте.

Наши рекомендации