Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы. Раздел «СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ» продолжает знакомство студентов с разнообразием ботанических объектов.
Раздел «СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ» продолжает знакомство студентов с разнообразием ботанических объектов.
Следует за курсом «Введение в современную биологию», является логическим продолжением курса «Альгология и микология», которые изучаются в 1 семестре. О разнообразии высших растений района практики студенты получают представление в ходе учебной общебиологической практики во 2 семестре. Освоение дисциплины требует общеботанических знаний, умения работать с оптическими приборами и навыков изготовления микропрепаратов, приобретенных в курсах «Введение в современную биологию» и «Альгология и микология».
Дисциплина предваряет изучение растительных сообществ (курсы «Ботаническая география» в 5 семестре, «Фитоценология» («Современная наука о растительности») в 8 семестре, учебная общебиологическая практика в 4 семестре) и «Большой практикум по ботанике и зоологии» (5, 6 семестры).
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) | Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
| ОПК-3 способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов ОПК-8 способность обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции |
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
06.03.01 Биология (06.03.01-П1-14) | |||||||||||||
коды и наименования направлений подготовки (специальностей) / укрупненных групп направлений подготовки и специальностей | |||||||||||||
Форма обучения | Кол-во зачетных единиц, всего | Кол-во часов, всего | в т.ч. аудиторная работа | в т.ч. самостоятельная работа | Форма промежуточной аттестации (Экзамен / Зачет) | ||||||||
Всего | из них: | Всего | из них: | ||||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КР / КП | РГЗ | Кр | Р | Д | ||||||
очная | + | экзамен | |||||||||||
очно-заочная | |||||||||||||
заочная |
_________________
Виды учебной работы: Курсовая работа (проект) – КР/КП; Расчетно-графические задания - РГЗ; Контрольные работы - Кр; Реферат - Р; Другие виды самостоятельной работы - Д.
Заполняется для каждого направления подготовки (специальности) или для группы направлений подготовки (специальностей). В случае, если программа разработана для одного направления подготовки (специальности), то его можно не указывать.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
№ и наименование раздела (модуля) дисциплины | Краткое содержание |
1. Введение. Общая характеристика и происхождение высших растений | Отличительные признаки высших растений от низших. Происхождение высших растений. Возникновение и эволюция ветвления, листьев, покровных, проводящих, механических тканей как результат приспособления к среде обитания. Современная классификация высших растений. |
2. Высшие споровые | Происхождение, особенности жизненного цикла, внешнего и внутреннего строения, классификация и многообразие современных представителей отделов Rhyniophyta, Zosterophyllophyta, Bryophyta, Lycopodiophyta, Psilotophyta, Equisetophyta, Polypodiophyta. |
3. Семенные растения | Общая характеристика группы семенных растений. Морфолого-анатомическая характеристика, происхождение, особенности жизненного цикла, классификация современных видов отдела Pinophyta. Общая характеристика и происхождение отдела Magnoliophyta. Важнейшие направления морфологической эволюции цветковых. Классификация цветковых, их использование в хозяйственной деятельности человека. |
Лекции
№ раздела (модуля) | Тема лекции | Количество часов |
1. | 1. Отличительные признаки высших растений от низших. Происхождение высших растений. Возникновение и эволюция ветвления, листьев, покровных, проводящих, механических тканей как результат приспособления к среде обитания. Современная классификация высших растений. | |
2. | 2.Характеристика отдела Rhyniophyta и отдела Zosterophyllophyta. Примитивность ископаемых высших растений данных отделов. | |
3. Общая характеристика отдела Bryophyta как особой линии эволюции высших растений. Жизненный цикл, условия произрастания, хозяйственное значение и роль моховидных в природе. Классификация отдела. Общая характеристика класса Hepaticopsida (печеночные мхи). Морфолого-анатомическая характеристика подкласса Marchantiidae, подкласса Jngermanniidae. Особенности представителей класса Anthocerotopsida. Общая характеристика класса Bryopsida (листостебельные мхи). Моховидные Вологодской области. Морфолого-анатомическая характеристика, условия произрастания подкласса Sphagnidae, подкласса Andreaeidae, подкласса Bryidae. | ||
4. Общая характеристика отдела Lycopodiophyta как одного из наиболее древних. Морфолого-анатомическая характеристика, условия произрастания представителей класса Lycopodiоpsida, класса Isoёtopsida. | ||
5. Общая характеристика отдела Psilotophyta.Сходство с риниофитами и эволюционная продвинутость псилотовидных. | ||
6. Отдел Equisetophyta. Общая характеристика, особенности строения и размножения на примере класса Equisetopsida, роль в природе и хозяйственное значение. | ||
7. Отдел Polypodiophyta. Происхождение, особенности жизненного цикла, внешнего и внутреннего строения. Классификация и многообразие современных папоротниковидных. | ||
3. | 8. Общая характеристика группы семенных растений. | |
9. Отдел Pinophyta. Морфолого-анатомическая характеристика, особенности жизненного цикла. Классификация современных видов: класс Сycadopsida (саговниковые), Gnetopsida (гнетовые), Ginkgoopsida (гинкговые), Pinopsida (хвойные). Многообразие и значение хвойных. | ||
10. Общая характеристика отдела Magnoliophyta. Важнейшие направления морфологической эволюции цветковых. Классификация цветковых. | ||
11. Общая характеристика и главнейшие таксономические группы класса Magnoliopsida (Двудольные): подкласс Magnoliidae, подкласс Ranunculidae, подкласс Caryophyllidae, подкласс Hamamelidae, подкласс Dilleniidae, подкласс Rosidae, подкласс Asteridae. Морфолого-анатомические особенности, родственные связи, специфические экологические особенности, важнейшие представители с учетом местной флоры и хозяйственной ценности. | ||
12. Общая характеристика и главнейшие таксономические группы класса Liliopsida (Однодольные): подкласс Alismidae, подкласс Liliidae, подкласс Arecidae. Морфолого-анатомические особенности, родственные связи, специфические экологические особенности, важнейшие представители с учетом местной флоры и хозяйственной ценности. |
Лабораторные работы
№ раздела (модуля) | Тема лабораторной работы | Количество часов |
2. | 1. Отдел Bryophyta | |
2. Отдел Lycopodiophyta. | ||
3. Отдел Equisetophyta. | ||
4. Отдел Polypodiophyta. | ||
3. | 5. Отдел Pinophyta. | |
6.Семейство Magnoliaceae. Семейство Ranunculaceae. | ||
7. Семейство Caryophyllaceae. Семейство Rosaceae. | ||
8. Семейство Fabaceae. Семейство Apiaceae. | ||
9. Семейство Cucurbitaceae. Семейство Brassicaceae. | ||
10. Семейство Salicaceae. Семейство Betulaceae. | ||
11. Семейство Boraginaceae. Семейство Solanaceae. | ||
12. Семейство Scrophulariaceae. Семейство Lamiaceae. | ||
13. Семейство Asteraceae. | ||
14. Семейство Liliaceae. Семейство Orchidaceae. | ||
15. Семейство Cyperaceae. Семейство Poaceae. |
Практические занятия