Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы. Раздел «СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ» продолжает знакомство студентов с разнообразием ботанических объектов.

Раздел «СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ» продолжает знакомство студентов с разнообразием ботанических объектов.

Следует за курсом «Введение в современную биологию», является логическим продолжением курса «Альгология и микология», которые изучаются в 1 семестре. О разнообразии высших растений района практики студенты получают представление в ходе учебной общебиологической практики во 2 семестре. Освоение дисциплины требует общеботанических знаний, умения работать с оптическими приборами и навыков изготовления микропрепаратов, приобретенных в курсах «Введение в современную биологию» и «Альгология и микология».

Дисциплина предваряет изучение растительных сообществ (курсы «Ботаническая география» в 5 семестре, «Фитоценология» («Современная наука о растительности») в 8 семестре, учебная общебиологическая практика в 4 семестре) и «Большой практикум по ботанике и зоологии» (5, 6 семестры).

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)  
 
 
  В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
  • знать: основные понятия, используемые в систематике и филогении высших растений; систему таксонов высших растений и филогетические связи между ними
  • уметь: анализировать строение и особенности жизненного цикла высших растений; выявлять причинные связи между строением объектов и средой их обитания; прослеживать этапы эволюционных преобразований высших растений в главных филогенетических линиях
  • владеть навыками лабораторного исследования ботанических объектов
 
  ОПК-3 способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов ОПК-8 способность обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции    

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

06.03.01 Биология (06.03.01-П1-14)
коды и наименования направлений подготовки (специальностей) / укрупненных групп направлений подготовки и специальностей
Форма обучения Кол-во зачетных единиц, всего Кол-во часов, всего в т.ч. аудиторная работа в т.ч. самостоятельная работа Форма промежуточной аттестации (Экзамен / Зачет)
Всего из них: Всего из них:
Л ЛР ПЗ КР / КП РГЗ Кр Р Д
очная +         экзамен
очно-заочная                          
заочная                          

_________________

Виды учебной работы: Курсовая работа (проект) – КР/КП; Расчетно-графические задания - РГЗ; Контрольные работы - Кр; Реферат - Р; Другие виды самостоятельной работы - Д.

Заполняется для каждого направления подготовки (специальности) или для группы направлений подготовки (специальностей). В случае, если программа разработана для одного направления подготовки (специальности), то его можно не указывать.

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Введение. Общая характеристика и происхождение высших растений Отличительные признаки высших растений от низших. Происхождение высших растений. Возникновение и эволюция ветвления, листьев, покровных, проводящих, механических тканей как результат приспособления к среде обитания. Современная классификация высших растений.  
2. Высшие споровые Происхождение, особенности жизненного цикла, внешнего и внутреннего строения, классификация и многообразие современных представителей отделов Rhyniophyta, Zosterophyllophyta, Bryophyta, Lycopodiophyta, Psilotophyta, Equisetophyta, Polypodiophyta.
3. Семенные растения Общая характеристика группы семенных растений. Морфолого-анатомическая характеристика, происхождение, особенности жизненного цикла, классификация современных видов отдела Pinophyta. Общая характеристика и происхождение отдела Magnoliophyta. Важнейшие направления морфологической эволюции цветковых. Классификация цветковых, их использование в хозяйственной деятельности человека.

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
1. 1. Отличительные признаки высших растений от низших. Происхождение высших растений. Возникновение и эволюция ветвления, листьев, покровных, проводящих, механических тканей как результат приспособления к среде обитания. Современная классификация высших растений.
2. 2.Характеристика отдела Rhyniophyta и отдела Zosterophyllophyta. Примитивность ископаемых высших растений данных отделов.
  3. Общая характеристика отдела Bryophyta как особой линии эволюции высших растений. Жизненный цикл, условия произрастания, хозяйственное значение и роль моховидных в природе. Классификация отдела. Общая характеристика класса Hepaticopsida (печеночные мхи). Морфолого-анатомическая характеристика подкласса Marchantiidae, подкласса Jngermanniidae. Особенности представителей класса Anthocerotopsida. Общая характеристика класса Bryopsida (листостебельные мхи). Моховидные Вологодской области. Морфолого-анатомическая характеристика, условия произрастания подкласса Sphagnidae, подкласса Andreaeidae, подкласса Bryidae.
  4. Общая характеристика отдела Lycopodiophyta как одного из наиболее древних. Морфолого-анатомическая характеристика, условия произрастания представителей класса Lycopodiоpsida, класса Isoёtopsida.
  5. Общая характеристика отдела Psilotophyta.Сходство с риниофитами и эволюционная продвинутость псилотовидных.
  6. Отдел Equisetophyta. Общая характеристика, особенности строения и размножения на примере класса Equisetopsida, роль в природе и хозяйственное значение.
  7. Отдел Polypodiophyta. Происхождение, особенности жизненного цикла, внешнего и внутреннего строения. Классификация и многообразие современных папоротниковидных.
3. 8. Общая характеристика группы семенных растений.
  9. Отдел Pinophyta. Морфолого-анатомическая характеристика, особенности жизненного цикла. Классификация современных видов: класс Сycadopsida (саговниковые), Gnetopsida (гнетовые), Ginkgoopsida (гинкговые), Pinopsida (хвойные). Многообразие и значение хвойных.
  10. Общая характеристика отдела Magnoliophyta. Важнейшие направления морфологической эволюции цветковых. Классификация цветковых.
  11. Общая характеристика и главнейшие таксономические группы класса Magnoliopsida (Двудольные): подкласс Magnoliidae, подкласс Ranunculidae, подкласс Caryophyllidae, подкласс Hamamelidae, подкласс Dilleniidae, подкласс Rosidae, подкласс Asteridae. Морфолого-анатомические особенности, родственные связи, специфические экологические особенности, важнейшие представители с учетом местной флоры и хозяйственной ценности.
  12. Общая характеристика и главнейшие таксономические группы класса Liliopsida (Однодольные): подкласс Alismidae, подкласс Liliidae, подкласс Arecidae. Морфолого-анатомические особенности, родственные связи, специфические экологические особенности, важнейшие представители с учетом местной флоры и хозяйственной ценности.

Лабораторные работы

№ раздела (модуля) Тема лабораторной работы Количество часов
2. 1. Отдел Bryophyta
  2. Отдел Lycopodiophyta.
  3. Отдел Equisetophyta.
  4. Отдел Polypodiophyta.
3. 5. Отдел Pinophyta.
  6.Семейство Magnoliaceae. Семейство Ranunculaceae.
  7. Семейство Caryophyllaceae. Семейство Rosaceae.
  8. Семейство Fabaceae. Семейство Apiaceae.
  9. Семейство Cucurbitaceae. Семейство Brassicaceae.
  10. Семейство Salicaceae. Семейство Betulaceae.
  11. Семейство Boraginaceae. Семейство Solanaceae.
  12. Семейство Scrophulariaceae. Семейство Lamiaceae.
  13. Семейство Asteraceae.
  14. Семейство Liliaceae. Семейство Orchidaceae.
  15. Семейство Cyperaceae. Семейство Poaceae.

Практические занятия

Наши рекомендации