| Критерий | РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД |
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
| Постановка проблемы, целеполагание | Принимает проблему, сформированную учителем, в процессе обсуждения с учителем определяет цель работы | Самостоятельно анализирует ситуацию, в процессе обсуждения с учителем выявляет проблему, совместно с ним формулирует цель работы | Самостоятельно формулирует проблему, анализирует причины ее существования, самостоятельно определяет цель работы |
| Определение учебных задач, последова тельности действий | Принимает учебные задачи, определенные учителем | Совместно с учителем определяет учебные задачи, последовательность действий | Самостоятельно определяет учебные задачи, последовательность действий, необходимых для их решения |
| Планирование учебной деятельности в соответствии с поставленной целью | Принимает и выполняет план действий по решению поставленной задачи, не распределяет время на выполнение учебного задания, требует постоянного внимания со стороны учителя | Определяет последовательность действий, планирует время для решения поставленной задачи | Определяет возможные пути решения поставленной задачи, необходимые для этого ресурсы и время |
| Оценивание учебных УУД | Высказывает оценочное суждение о результатах деятельности, совместно с учителем устанавливает соответствие результата поставленной цели | По заданному алгоритму определяет правильность решения учебной задачи, определяет соответствие результата поставленной цели, высказывает оценочное суждение | Самостоятельно делает вывод о правильности решения, сравнивает вариант решения с заданным алгоритмом, высказывает аргументированное суждение о соответствии результата поставленной цели |
| Коррекция учебных действий в процессе решения | Под руководством учителя выявляет возможные проблемы, вносит коррективы в учебную деятельность | Самостоятельно выявляет затруднения в процессе работы, совместно с учителем вносит коррективы в учебную деятельность | Самостоятельно определяет возникающие затруднения и вносит коррективы с целью их устранения |
| Самоконтроль | Совместно с учителем анализирует ошибки, причины их возникновения, определяет способы действия, необходимые для их решения | Анализирует допущенные ошибки, совместно с учителем определяет причины их возникновения | Самостоятельно определяет причины затруднений, анализирует допущенные ошибки и причины их возникновения |
| Определение причин успеха (неуспеха) решения учебной задачи. Рефлексия | Совместно с учителем выявляет причины успеха (неуспеха) решения учебной задачи | Самостоятельно определяет причины успеха (неуспеха) решения учебной задачи | Самостоятельно определяет причины успеха (неуспеха) решения учебной задачи, конструктивно действует в ситуации неопределенности или неуспеха |
| Критерий | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД |
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
| Использование логических действий для решения учебной задачи (сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция, установление аналогии) | Выполняет логические действия в соответствии с предложенным алгоритмом решения учебной задачи | Совместно с учителем определяет необходимость и целесообразность использования логических операций для решения учебной задачи | Самостоятельно определяет необходимость и целесообразность использования логических операций для решения учебной задачи |
| Установление причинно-следственных связей | Под руководством учителя выявляет причины наблюдаемых или изучаемых явлений | Совместно с учителем определяет возможные причины наблюдаемых или изучаемых явлений, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, аргументированно объясняет наблюдаемые или изучаемые явления, причины их возникновения |
| Выбор основания и критериев для проведения сравнения, типологии, классификации | Под руководством учителя проводит классификацию, типологию и сравнение с помощью предложенных критериев или оснований | Из предложенного перечня выбирает основание или критерии для проведения сравнения, классификации, типологии | Самостоятельно определяет основание или критерии для сравнения, классификации, типологии |
| Создание и использование знаков, моделей и символов для решения учебной задачи | Применяет знаки, символы и модели в соответствии с предложенным алгоритмом решения учебной задачи | Самостоятельно использует знаки, символы, предложенные модели решения учебной задачи | Самостоятельно использует знаки, символы, создает и преобразует модели для решения учебной задачи |
| Смысловое чтение | Выделяет основную идею текста, выстраивает последовательность описанных событий | Выделяет основную идею текста, выстраивает последовательность описанных событий, использует информацию из текста для решения учебной задачи | Выделяет основную идею и контекст, использует и преобразует информацию из предложенного текста |
| Формулирование выводов | С помощью учителя формулирует выводы на основе полученной информации | Формулирует вывод (присоединяется к выводу) на основе полученной информации и приводит хотя бы один аргумент | Предлагает аргументированный вывод на основе критического анализа текста, сопоставления различных точек зрения |
| Поиск, сбор и представление информации в соответствии с учебной задачей | Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения учебной задачи, совместно с учителем определяет действия для дальнейшего решения | Определяет недостаточность информации для решения учебной задачи, осуществляет ее сбор под руководством учителя | Определяет, что и в каком объеме необходимо для выполнения поставленной задачи, осуществляет поиск информации в соответствии с учебной задачей |
| Представление информации в сжатой или наглядной-символьной форме (в виде таблиц, схем, диаграмм) | С помощью учителя составляет конспекты, тезисы, представляет информацию в наглядно-символьной форме | Самостоятельно составляет тезисы, конспекты, представляет информацию в наглядной форме | Самостоятельно составляет тезисы, конспекты, представляет информацию в наглядно-символьной форме, преобразует и описывает ее |
| | КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД |
Критерий | 1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
| Организация учебного сотрудничества при решении учебной задачи | Выполняет учебные действия индивидуально или взаимодействует с членами группы по указанию учителя | Взаимодействует с членами группы, исходя из личных симпатий, проявляет активность при обсуждении | Взаимодействует со всеми членами группами, исходя из требований учебной задачи, отстаивает свою точку зрения, обсуждает предложенные идеи |
| Принятие совместных решений | При обсуждении высказывает свое отношение к идеям других | Предлагает и обосновывает свои идеи, высказывает суждения по поводу мнений других членов группы | Высказывает собственные идеи, сопоставляет их с мнениями других учащихся, участвует в принятии совместных решений |
| Координация действий, разрешения конфликтов | Действия членов группы координирует учитель, обучающиеся не распределяют роли при решении учебной задачи | Договариваются о выполнении своей части задания, согласовывает свои действия и результаты с другими членами группы или учителем | Активно участвует в распределении ролей и функций в совместной работе, предлагает общие решения на основе согласования позиций членов коллектива, осуществляет коррекцию действий партнера |
| Использование речевых средств в соответствии с учебной задачей | Использует речевые средства для выражения своих мыслей, чувств, с помощью учителя выстраивает монологическую речь и диалог в соответствии с нормами родного языка | Владеет речевыми средствами для выражения своих мыслей, чувств, с помощью учителя выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами родного языка, участвует в диалоге | Осознанно использует речевые средства в соответствии с учебной задачей, владеет устной и письменной речью в соответствии с нормами родного языка |
Параметры урока | Критерии оценки | Оценивание |
Определение темы урока. Постановка целей и задач | Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует. | |
Определение темы и целеполагание осуществляется только учителем. | |
В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся. | |
Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности | Этап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач. | |
Работа ведется по плану, предложенному учителем. | |
Учитель организует планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. Учебные действия осуществляются по намеченному плану. | |
Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельности | Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не осуществляется ни в какой форме. | |
Применяется преимущественно фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только учителем. | |
Учитель организует деятельность обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка). | |
Подведение итогов деятельности | Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде. | |
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. | |
Учитель организует рефлексию деятельности. | |
Конструктор работы с учебником |
Класс | Действия |
1-4 | Читать текст бегло, сознательно, выразительно. |
3-5 | Делить текст на части, озаглавливать, выделять главные мысли. |
4-5 | Составлять план текста. |
4-5 | Находить в тексте ответы на вопросы. |
5, 7, 8 | Работать с оглавлением и предметным указателем. |
5-6 | Работать с рисунками, схемами и т.д., составлять по ним рассказы/описания. |
| Работать с графиками. |
7-11 | Выделять в тексте элементы системы научных знаний. |
7-9 | Использовать обобщённые планы изучения понятий, теорий и т.д. |
9-10 | Работать со сложным текстом: делить на части, составлять план и т.д. |
8-11 | Составлять опорные символико-графические конспекты. |
9-11 | Сравнивать изложение вопроса в разных источниках. Формулировать свою точку зрения. |