Организация безопасности труда на строительной площадке
Расположение постоянных и временных сооружений, транспортных коммуникаций, сетей тепло-, водо- и электроснабжения, установка строительных машин и механизмов, площадок для складирования и других объектов на строительной площадке должно строго соответствовать решениям, принятым в проектной документации и ее организации.
Проект производства работ должен предусматривать передовую технологию, применение рациональных приспособлений и оснастки, высокую культуру производства и такую организацию труда, которая при высокой производительности обеспечила бы соблюдение правил техники безопасности и предотвращала бы производственный травматизм.
Кроме того, в ППР должны быть решены вопросы обеспечения техники безопасности при одновременном выполнении различных строительно-монтажных процессов в разных уровнях по высоте, освещения фронта работ и всей площадки, охраны или временного ограждения опасных зон, профилактики электротравматизма.
До начала строительства на площадках сооружают подъездные пути и внутрипостроечные дороги, обеспечивающие удобные подъезды и проезды тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих подвоз материалов, деталей и конструкций. Как правило, на строительной площадке устраиваются сквозные дороги с оборудованием на них специальных уширений для разгрузки транспорта.
В ППР разрабатывается система одностороннего (без встречного потока) движения автотранспорта, даются рекомендации по размещению дорожных знаков; указываются места расстановки контейнеров и штабелей с материалами и конструкциями, приема раствора, стоянки автотранспорта. Для обеспечения безопасности производства работ в темное время суток все места возможного выполнения работ подлежат освещению в соответствии с нормами.
До начала строительства на площадке в соответствии с проектом в безопасной зоне возводят все необходимые санитарно-бытовые помещения.
В зоне бытовых и административных помещений помимо бытовых помещений устанавливают передвижной медпункт, сушильную камеру, технический кабинет, где оборудуются стенды по технике безопасности.
При организации безопасного труда на строительной площадке необходимо учитывать опасные зоны, которые могут носить постоянный или вероятностный характер в зависимости от характера действия производственной опасности (зона строящегося здания, вблизи линии электропередач, движущихся частей машин и т. п.).
Граница опасной зоны, возникающей при падении предметов вблизи строящегося здания, может быть определена по эмпирической формуле, м:
(15.1) |
где А – эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м2 (определяется как среднее арифметическое значение площадей наибольшего и наименьшего сечений);
m – масса падающего предмета, кг;
g – ускорение свободного падения, м/с2;
h — высота падения, м;
v — горизонтальная составляющая скорости падения/
Таблица 15.1 – Определение опасной зоны
Высота возможного падения предмета, м | Границы опасной зоны | |
Вблизи мест перемещения грузов (от горизонтальной проекции траектории максимальных габаритов перемещаемого груза машинами), м | Вблизи строящегося здания или сооружения (от его внешнего периметра), м | |
до 20 | ||
от 20 до 70 | ||
от 70 до 120 | ||
от 120 до 200 | ||
от 200 до 300 | ||
от 300 до 450 |
При определении опасной зоны, возникающей от падения предметов при перемещении краном груза, рекомендуется пользоваться формулой, предложенной Новаком А. П.
(15.2) |
где s – предельно возможный отлет конструкции в сторону от первоначального положения ее центра тяжести при свободном падении;
l – длина стропов, м;
α— угол между вертикалью и стропом, град;
а — половина длины конструкции, м;
h — высота подъема конструкции над уровнем земли, монтажным горизонтом в процессе монтажа, м.