Тема 31. Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Структурно-семантическая модель сложного предложения. Свободные и несвободные по строению сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение расчлененной и нерасчлененной структуры. Соотносительные слова. Подчинительные союзы и союзные слова. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Параллельные синтаксические конструкции. Замена придаточных частей сложноподчиненного предложения причастными и деепричастными оборотами.

Бессоюзные сложные предложения. Общие сведения. Значения бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные синтаксические конструкции. Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными частями. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Косвенная речь. Цитация. Диалогическое единство.

Текст как коммуникативная единица. Способы соединения предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Период.

Тема 32. Пунктуация

Русская пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Структурно обусловленные знаки препинания. Знаки препинания, свободные от выражения структурно-синтаксических отношений.

Утверждены

на заседании кафедры

литературы и русского языка

«19» июня 2009 года,

протокол № 10

Требования к экзаменам

В ходе изучения дисциплины студенты сдают 3 экзамена: во 2 семестре (после изучения разделов Фонетика, Словообразование, Морфология), в 3-м (после изучения раздела Лексикология) и в 4-м (после изучения раздела Синтаксис).

Экзамены после 2 и 4 семестров являются итоговыми и состоят из комплексного практического задания, который содержит соответствующие лингвистические разборы.

Пример билета к экзамену после 2 семестра (первый год изучения дисциплины):

Задание.Проанализируйте выделенные в тексте слова.

1) Жирным –морфологический анализ;

2) Подчеркивание – морфемный анализ;

3)Курсив – фонетический (фонематический) анализ.

В перерыве между выступлениями актеров МК вместе с дирекцией Московского кинофестиваля разыгрывал бесплатные билеты на церемонию открытия кинофестиваля и на конкурсные просмотры. Счастливчиков, отгадавших совсем даже нелегкие киновопросы, было немало. Но главным ожиданием публики стал герой-любовник советского экрана, любимец всех российских женщин, утомленный красавец Александр Абдулов. Надо сказать, что мы несколько подогрели страсти, регулярно сообщая, сколько минут и мгновений осталось до его выхода.

Пример билета к экзамену после 4 семестра (второй год изучения дисциплины):

Задание. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения. Разберите выделенные словосочетания.

Ростов рассказал им свое шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения, участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтоб оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказать, но совершенно не так, как оно было (Л. Т.).

Экзамен после 3 семестра (по Лексикологии) является промежуточным и состоит из теоретического вопроса и практической части. Пример задания:

ЗАДАНИЕ № 1

Проанализируйте выделенные в тексте слова.

Курсив – лексический разбор словосочетания.

Подчёркивание – лексический разбор слова.

Тщательно контролируемый имидж Путина привел к возникновению квазирелигиозной ауры вокруг его фигуры. Это соответствует многовековой российской традиции. Царя называли «батюшкой», считая его представителем Бога на земле; культы личности сформировались вокруг Ленина и Сталина как сильных, решительных и успешных лидеров. Как и в случае с другими российскими лидерами, культ Путина основан на идее о том, что он - человек из народа, в том смысле, что, укрепляя Россию, он выполняет его волю, но, в то же время, обладает своего рода неприкосновенностью. Несмотря на то, что Путин говорит языком улицы - однажды он заявил журналистам, что «мы будем мочить [чеченских террористов] в сортире» - недостаток информации о нем означает, что он остается своего рода загадкой, и придает ему почти сверхчеловеческое качество. (ИноСМИ)

Вопросы к экзамену по Лексикологии

1. Лексика и лексикология.

2. Слово как основная единица языка.

3. Структурно-семантические типы слов.

4. Основные функции слова.

5. Лексико-семантическая система языка.

6. Внутрисловные, межсловные и межуровневые системные отношения в лексике.

7. Внутренняя форма слова.

8. Лексическое значение слова и понятие.

9. Типы лексических значений.

10. Многозначность слова.

11. Лексическая омонимия.

12. Лексическая синонимия.

13. Лексическая антонимия.

14. Паронимия.

15. Формирование русской лексики.

16. Процессы архаизации и обновления русской лексики.

17. Лексика ограниченной сферы употребления.

18. Стилистическое расслоение русской лексики.

19. Особенности русской фразеологии.

20. Лексикография. Основные типы словарей.

Планы лингвистических разборов

ПЛАН ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Записать звучание слова в фонематической транскрипции.

2. Определить количество фонем в слове.

3. Определить количество гласных фонем и назвать их.

4. Определить количество согласных фонем и охарактеризовать их – твердая/мягкая, парная/непарная по этому признаку; звонкая/глухая, парная/непарная по этому признаку (если парная – назвать соответствующую пару); место образования, способ образования и т. д.

5. Определить количество слогов в слове и ударный слог.

План морфемного анализа слова

1. Записать слово в "упрощенной транскрипции" (обозначить только твердость/мягкость согласных и все случаи появления звука j).

2. Определить часть речи и форму слова.

3. У изменяемых слов и форм слов отделить окончание (в том числе и нулевое) и охарактеризовать его (окончание такой-то части речи, такого-то падежа, такого-то числа, такого-то рода, такого-то лица).

4. Отделить, если они имеются, формообразующие суффиксы и охарактеризовать их.

5. Охарактеризовать основу (простая или сложная (составная или слитная и их разновидности), производная или непроизводная, основа какой части речи).

6. Выделить морфемы основы и охарактеризовать их.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Членение производной основы на морфемы проводить справа налево, последовательно выделяя суффиксы, корень и приставки.

2. При выделение морфем учитывать возможные исторические чередования звуков.

ПЛАНЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ


  1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма 4. Собственное или нарицательное   1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма 4. Разряд     1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 4. Разряд и разновидность разряда     1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма 4. Разряд по соотношению с другими частями речи   1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма 4. Форма (спрягаемая неспрягаемая) 5. Основы 6. Класс   1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма (причастие) 4. Исходная форма (инфинитив) 5. Вид   1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Исходная форма (инфинитив)     1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма   1. Словоформа в тексте 2. Часть речи 3. Начальная форма 4. Группа по значению   1. Слово в тексте 2. Часть речи 3. Разряд (группа) по значению   1. Слово в предложении и в словосочетании. 2. Часть речи   1. Слово в тексте 2. Часть речи 3. Разряд   1. Слово в тексте 2. Часть речи 3. Разряд   1. Слово в тексте 2. Часть речи   1. Слово в тексте 2. Часть речи   Имя существительное 5. Одушевленное или неодушевленное 6. Лексико-грамматический разряд 7. Род 8. Тип склонения Имя прилагательное 5. Тип склонения 6. Полная или краткая форма 7. Степень сравнения 8. Формы субъект. оценки 9. Число Имя числительное 5. Структура 6. Тип склонения и его характеристика 7. Род Местоимение 5. Лексико-грамматический разряд 6. Одушевленное или неодушевлённое 7. Тип склонения 8. Лицо Глагол 7. Спряжение 8. Вид 9. Переходность­ / непереходность 10. Возвратность 11. Залог 12. Наклонение Причастие 6. Возвратность / невозвратность 7. Переходность / непереходность 8. Залог 9. Время 10. Полная или краткая форма Деепричастие 4. Вид 5. Возвратность / невозвратность 6. Переходность / непереходность   Наречие 4. Разряд и группа по значению 5. Степень сравнения   Слова категории состояния 5. Наклонение 6. Время 7. Степень сравнения 8. Форма субъективной оценки Модальные слова 4. Морфологические свойства 5. Соотносительность со знаменательными частями речи Предлоги 3. Разряд (группа) по значению 4. Морфологические свойства 5. С каким падежом употребляется Союзы 4. Группа 5. Морфологические свойства Частицы 4. Группа по значению 5. Морфологические свойства Междометия 3. Разряд и группа по значению 4. Морфологические свойства Звукоподражания 3. Группа по значению 4. Морфологические свойства   9. Число 10. Падеж 11. Парадигма 12. Синтаксические свойства   10. Род 11. Падеж 12. Парадигма 13. Синтаксические свойства     8. Число 9. Падеж 10. Парадигма 11. Синтаксические свойства   9. Род 10. Число 11. Падеж 12. Парадигма 13. Синтаксические свойства   13. Время 14. Лицо 15. Число 16. Род 17. Парадигма 18. Синтаксические свойства   11. Род 12. Число 13. Падеж 14. Парадигма 15. Синтаксические свойства   7. .Залог 8. Время (относительное) 9. Парадигма 10. Синтаксические свойства   6. Форма субъективной оценки 7. Парадигма 8. Синтаксические свойства   9. Соотношение с другими частями речи 10. Парадигма 11. Синтаксические свойства   6. Роль в предложении   5. Структура 6. С каким падежом употребляется     6. Структура 7. Роль в предложении     6. Структура 7. Роль в предложении     5. Структура 6. Роль в предложении   5. Структура 6. Роль в предложении  

План лексического анализа

Наши рекомендации