Изобразить отношения между понятиями из теории логии, используя диаграммы Эйлера
Изобразить отношения между понятиями, используя диаграммы Эйлера
1. а) пассажир; б) пассажир, который заплатил за проезд; в) пассажир, который не заплатил за проезд; г) житель г. Москвы.
2. а) студент; б) студент-очник; в) человек, проживающий в кировском районе г. Екатеринбурга; г) студент-очник, проживающий в кировском районе г. Екатеринбурга.
3. а) бурый медведь; б) медведь из зоопарка; в) животное, имеющее белую окраску; г) бурый медвежонок.
4. а) лес; б) опушка леса; в) дубрава; г) дуб.
5. а) карта «семерка»; б) карта черной масти; в) карта красной масти; г) «семерка пик».
6. а) Гражданин РФ; б) депутат Гос. Думы РФ; в) Президент РФ; г) совершеннолетний человек.
7. а) изображение молодой девушки; б) изображение человека; в) женщина; г) студентка.
8. а) млекопитающее; б) млекопитающее в зоопарке; в) лев; г) директор зоопарка.
9. а) ресторан, в котором подают только рыбу; б) ресторан, в котором подают только плов; в) ресторан, в котором подают только плов и рыбу; г) ресторан, в котором подают только плов или только рыбу (или то и другое вместе).
10. а) сломанная шахматная ладья; б) не сломанная шахматная ладья; в) белая шахматная ладья; г) черная шахматная ладья.
11. а) человек, ослепший на правый глаз; б) человек, ослепший на левый глаз; в) человек, лишившийся хотя бы одного глаза во время войны; г) потерянный глаз.
12. а) медведь; б) белый медвежонок в зоопарке; в) животное в зоопарке; г) животное, живущее в неволе.
13. а) студент 1 курса; б) студент УрГЮА; в) студент гос. Вуза; г) студент-очник 1 курса.
14. а) мать; б) дочь; в) бабушка; г) внучка.
15. а) норма права; б) диспозиция нормы права; в) запрещающая норма права; г) право.
16. А) совершеннолетний гражданин РФ; В) депутат Государственной Думы РФ; С) женщина; D) несовершеннолетний студент-заочник УрГЮА.
17. А) студент 1 курса УрГЮА; В) студент-очник; С) староста первого курса УрГЮА; D) студент 5 курса УрГЮА.
18. А) человек, не бывавший в Греции; В) коллекционер марок; С) человек, не бывавший в Афинах; D) человек, проживающий в Греции.
19. А) унитарное государство; В) республика; С) государство с авторитарным режимом; D) парламентская республика.
20. а) монархия; б) федеративное государство; в) республика; г) Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
21) A) животное из Екатеринбургского зоопарка; B) медведь из Екатеринбургского зоопарка; C) директор Екатеринбургского зоопарка; D) медведь.
Изобразить отношения между понятиями из теории логии, используя диаграммы Эйлера
1. а) единичное понятие; б) общее понятие; в) абстрактное понятие; г) понятие, которое нельзя обобщить; д) «студент, сдавший экзамен по логике на “отлично”».
2. а) правильное деление понятия; б) «Мед бывает липовый, цветочный и такой, который подают в гостях у Кролика»; в) соразмерное деление понятия; г) деление, проведенное по одному основанию; д) деление положительных понятий.
3. а) понятие, которое нельзя подвергнуть логической операции деления; б) положительное понятие; в) отрицательное понятие; г) абстрактное понятие; д) конкретное понятие; е) «любовь Шрека к Фионе».
4. а) соразмерное определение понятия; б) тавтология; в) «Кролик – это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма диетического мяса»; г) правильное определение понятия; д) правильное определение понятия «кролик».
5. а) положительное понятие; б) отрицательное понятие» в) абстрактное понятие; г) понятие «совесть»» д) конкретное понятие.
6. а) понятие, которое нельзя подвергнуть операции деления; б) понятие, которое нельзя ограничить; в) соотносительное понятие; г) понятие «студент 105 группы»; д) регистрирующее понятие.
7. а) правильное деление понятия; б) деление, проведенное по одному основанию; в) несоразмерное деление понятия; г) «понятия бывают единичными, общими и конкретными» д) дихотомическое деление понятия; е) «все люди делятся на мужчин и женщин».
8. а) понятие, которое нельзя подвергнуть логической операции деления; б) положительное понятие; в) общее понятие; г) регистрирующее понятие; д) не регистрирующее понятие; е) «матрос крейсера Варяг».
9. а) неправильное определение понятие; б) неясное определение понятия; в) правильное определение понятия; г) «Медвежонок – это маленький медведь»; д) определение конкретных понятий.
10. А) Общеутвердительное суждение; В) Общеутвердительное суждение с выделением; С) Суждение с распределенным предикатом; D) «Только то, что продается на улице, можно купить за грош»; Е) Частноотрицательное суждение; F) Суждение, которое получается в результате превращения из суждения «Некоторые обитатели таежных лесов занесены в красную книгу».
11. А) Частноотрицательное суждение; В) Частноутвердительное суждение; С) Частное суждение; D) Частное суждение, предикат которого распределен; Е) «Неверно, что ни одно дерево не является березой»; F) Суждение, которое истинное при условии истинности общеотрицательного суждения.
12. А) Общеотрицательное суждение; В) Суждение, субъект которого полностью исключается из объема предиката; С) Суждение, противоречащее суждению «Многие любители сладостей имеют плохие зубы»; D) Простое суждение; Е) Внешнее отрицание общеутвердительного суждения; F) Суждение, противоположное суждению «Каждый морской лев обитает в северном полушарии»
13. А) Общеутвердительное суждение; В) Суждение, предикат которого распределен; С) Суждение, противоположное суждению «Неверно, что часть посетителей фешенебельных ресторанов заказывают одну минералку»; D) Частноотрицательное суждение; Е) Внешнее отрицание частноотрицательного суждения; F) Суждение, частично совместимое с суждением «часть посетителей фешенебельных ресторанов заказывают одну минералку»
14. А) правильное умозаключение; В) дедуктивное умозаключение; С) правильное умозаключение об отношении двух крайних терминов к среднему. Д) Условно-категорическое умозаключение; Е) «Чтобы стать бессмертным, надо продать душу дьяволу, а вы бессмертны, значит, вы продали душу дьяволу»; F) «Логика не бесполезна. То, что полезно, следует изучать. Значит, логику следует изучать»; G) «Ни один китайский посол не посещал УрГЮА в этом году, значит, некоторые из тех, кто не посещали УрГЮА в этом году, не являются китайскими послами».
15. А) Дизъюнктивное суждение; В) Сложное суждение, состоящее из двух простых суждений; С) Конъюнктивное суждение; Д) Дизъюнктивно-разделительное суждение; Е) «Он играет на похоронах и танцах…»; F) «Что наша жизнь? Одно из двух».
16. А) Правильный простой категорический силлогизм; В) Правильный простой категорический силлогизм с отрицательной большей посылкой; С) Простой категорический силлогизм с отрицательным заключением; Д) Правильный простой категорический силлогизм, составленный по первой фигуре с отрицательным заключением; Е) «Ни один булочник не является худым. Некоторые люди булочники. Следовательно, некоторые люди не являются худыми» F) «Я – человек. Ты не я. Значит, ты не человек».
17. А) Общеутвердительное суждение В) Суждение, получающееся в результате превращение из общеотрицательного суждения; С) Суждение, обращающееся в частноутвердительное суждение; Д) Суждение, противоречащее общеотрицательному суждению; Е) Суждение, которое можно обратить. F) «Неверно, что ни один добропорядочный гражданин не платит налоги»; G) Суждение, получающееся в результате превращения из суждения «Всякий кулик свое болото хвалит».
18. А) Сложное суждение, состоящее из двух простых суждений; В) Сложное суждение, необходимым условием истинности которого является истинность хотя бы одного суждения; С) Сложное суждение, необходимым условием истинности которого является истинность каждого суждения; Д) «Иванов и Петров являются студентами УрГЮА»; Е) «В случае паления метеорита все живое погибнет»; F) «Соревнования состоялись, несмотря на то, что некоторые участники не смогли добраться до места их проведения»; G) «Хотя бы один из трех свидетелей даст правдивые показания в суде по данному делу».
19. А) Правильный простой категорический силлогизм; В) Простой категорический силлогизм, средний термин которого распределен хотя бы в одной из посылок; С) Простой категорический силлогизм, хотя бы одна из посылок которого является общим суждением; Д) «Некоторые студенты любят логику, т.к. Петров студент и любит логику»; Е) «Древние люди жили в пещерах. Пещерные медведи жили в пещерах. Значит, древние люди были пещерными медведями»; F) «Все дети любят сладости. Некоторые любители сладостей не покупают колбасу. Значит, некоторые дети не покупают колбасу».
20. А) Соразмерное деление понятия; В) Деление конкретных понятий; С) «Умозаключения бывают дедуктивными и индуктивными» Д) Несоразмерное деление понятия; Е) «Любовь бывает взаимной, несчастной и отверженной»; F) Деление положительных понятий; G) «Задачи из данного сборника делится на задачи по теме «суждение», задачи по теме «понятие», задачи по теме «умозаключение», и задачи, которые студенты не могут решить».