Сестринский процесс при лейкозе.
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
• боли в костях (связанные с разрастанием очагов лейке-мической инфильтрации);
• кровоизлияния в кожу, слизистые, кровотечения, нарушение целостности кожи, слизистых;
• психоэмоциональное напряжение;
• беспокойство по поводу внешнего вида;
• снижение жизненных сил, переносимости нагрузок;
• высокий риск кровотечений;
• высокий риск суперинфекции вследствие снижения иммунитета и проведения химиотерапии;
• необходимость длительного лечения;
• тяжелая реакция на госпитализацию;
• страх перед инвазивными вмешательствами;
• социальная дезадаптация.
Возможные проблемы родителей:
• ситуационный кризис семьи;
• дезадаптация семьи в связи с тяжелым заболеванием ребенка, изменением стереотипа жизни;
• страх за ребенка;
• дефицит знаний о заболевании;
• неадекватная оценка состояния ребенка;
• чувство бессилия, шок, поиски виновных;
• горевание в связи с возможной потерей ребенка;
• изменение внутрисемейных отношений и др. Сестринское вмешательство.
Информировать родителей и пациента о течении лейкоза, клинических проявлениях, основных принципах лечения, возможных осложнениях и профилактике рецидивов.
Содействовать госпитализации ребенка в специализированное гематологическое отделение. По возможности, обеспечить содержание ребенка в боксированных палатах, создать условия, максимально приближенные к стерильным. Соблюдать строжайшую асептику и антисептику при выполнении манипуляций и уходе за ребенком.
Осуществлять мониторинг за жизненно важными функциями (температурой, пульсом, АД, ЧДД, состоянием кожи и слизистых, физиологическими отправлениями и др.).
Обеспечить режим, адекватный тяжести состояния ребенка. Критерии расширения режима: улучшение клинико-гематологических показателей, отсутствие осложнений. Своевременно готовить пациента к инвазивным вмешательствам с помощью терапевтической игры, учитывая уровень развития и информированности, помочь осознать и объяснить подробно что, зачем и почему ему нужно делать.
Научить родителей проводить оценку боли по 10-ти бальной шкале с целью своевременного проведения обезболивания. Соблюдать тишину, когда ребенок испытывает сильную боль или расстроен, находится под наркозом или высоко лихорадит. Обучить родителей оказанию первой помощи при развитии неотложных состояний (гипертермии, рвоте, носовом кровотечении и др.).
Регулярно оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах химиотерапии (слабость, анорексия, гипертермия, стоматит, аллопеция, запор и др.)- Помимо этого, заранее проинформировать родителей и ребенка, если позволяет его возраст, о возможных побочных действиях проводимой ему химио- и гамматерапии. Содействовать атмосфере взаимопонимания и сотрудничества при выполнении протокола лечения, избегать фраз сочувствия, обвинений, использовать положительные примеры, объяснять непонятные термины и фразы или неправильно воспринимаемые ребенком действия, рекомендовать общение со сверстниками с подобным заболеванием и имеющими позитивный опыт и хорошие результаты лечения.
Обеспечить ребенка питанием, удовлетворяющим возрастные физиологические потребности организма: витаминизированной диетой, обогащенной животным белком, солями калия и кальция. Пища должна быть легко усвояемой, не содержать острых и травмирующих слизистую оболочку продуктов. Питание проводить дробно 5-6 раз в сутки. Вводить адекватный объем жидкости в виде дегазированной минеральной воды, соков, компотов.
Помочь семье преодолеть ситуационный кризис. Создать атмосферу психологического комфорта, стараться поддерживать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Общаться с ним напрямую, а не через родителей, помочь осознать мотивы проводимого лечения, любые объяснения давать только тогда, когда он находится в спокойном состоянии и не страдает от боли. Обеспечить познавательную деятельность ребенка, разнообразить досуг (занимательными настольными играми, рисованием, лепкой, прослушиванием радио и просмотром детских телепередач, чтением книг и пр.).
После выписки из стационара оберегать ребенка от присоединения интеркуррентных инфекций, ограничить посещение общественных мест, избегать пребывания на открытом солнце.
Убедить родителей после выписки из стационара продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачами -
педиатром, гематологом с целью контроля состояния, оценки гематологических показателей, коррекции поддерживающей терапии.
Помочь семьям, имеющим детей с лейкозом, объединиться в группу родительской поддержки для решения вопросов воспитания, обучения и социальной адаптации.