II. Изучение нового материала. · Школа: Кобяйская средняя общеобразовательная школа имени Е.Е.Эверстова

Формы мышления

Выполнила:

Студентка 361 группы ОИМ

Степанова Саргылана

Проверил:

Учитель: Ефимов. Е. Е./________ /

Кобяй 2012г.

Общие сведения.

· Дата: 21.01.2012 год

· Школа: Кобяйская средняя общеобразовательная школа имени Е.Е.Эверстова

· Класс: 10«а»

· Количество учащихся: 15

· Практикантка: Степанова Саргылана Валерьевна.

· Учитель: Ефимов Егор Егорович

· Тема: «Формы мышления».

Цели:

· Образовательные

-дать учащимся понятие формы мышления и основные виды форм мышления.

· Воспитательные

-повышение интереса к изучаемому предмету

-воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- воспитание навыков работы в группе

· Развивающий

- развитие познавательных интересов

- навыков работы с мышью и клавиатурой

-создать условие для развития творческого потенциала

План урока:

I. Организационный момент (2 мин)

II. Изучение нового материала (20 мин)

III. Практическая работа (18 мин)

IV. Подведение итогов (5 мин)

Оборудование:компьютер, компьютерная презентация, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент

-Здравствуйте (дети здороваются).

- Садитесь (дети садятся).

- Тема нашего урока «формы мышления» На сегодняшнем уроке, вы узнаете виды форм мышления.

II. Изучение нового материала

Логика– это наука о формах и способах мышления.

Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.

Мышление всегда осуществляется в каких – то формах. Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение.

Понятие.Понятие выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. Объекты, объединенные понятием, образует некоторое множество. Например, понятие «компьютер» объединяет множество электронных устройств, которые предназначены для обработки информации и обладают монитором и клавиатурой.

Понятие ­–это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.

Понятие имеет две стороны: содержание и объем. Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков объекта. Чтобы раскрыть содержания понятия, следует найти признаки, необходимые и достаточные для выделения данного объекта из множества других объектов.

Например, содержания понятия «персональный компьютер» можно раскрыть следующим образом: «Персональный компьютер – это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя»

Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется. Объем понятия «персональный компьютер» выражает всю совокупность (сотни миллионов) существующих в настоящее время в ире персональных компьютеров.

Высказывание.Свое понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений). Высказывание строится на основе понятий и по форме является повествовательным предложением.

Высказывания могут быть выражены с помощью не только естественных языков, но и формальных. Например, высказывание на естественном языке имеет вид «два умножить на два равно четырем», а на формальном, математическом языке оно записывается в виде: «2*2=4».

Об объектах можно судить верно или неверно, то есть высказывание может быть истинным или ложным. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Примером истинного высказывания может служить следующее: «процессор является устройством обработки информации».

Ложным высказыванием будет в том случае, когда оно не соответствует реальной действительности, например: «процессор является устройством печати».

Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, так как оценка их истинности или ложности невозможна.

Высказывание –это форма мышления, в которой что – либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.

Умозаключение.Умозаключения позволяют на основе известных фактов, выраженных в форме суждений (высказываний), получать заключение, то есть новое знание. Примером умозаключений могут быть геометрические доказательства.

Например, если мы имеем суждение «все углы треугольника равны», то мы можем путем умозаключения доказать, что в этом случае справедливо суждение «этот треугольник равносторонний».

Умозаключение –это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение).

Посылками умозаключения по правилам формальной логики могут быть только истинные суждения. Тогда, если умозаключение проводится в соответствии с правилами формальной логики, то оно будет истинным. В противном случае можно прийти к ложному умозаключению.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение.

Существует очень много правил построения умозаключений (рассуждений). Рассмотрим два из них.

1. Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С.

вввввв

И

Пример: « Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными».

2. Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В.

И

Пример: «Если ни одного четного числа десятичная запись не заканчивается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни одного числа, делящегося на 4, десятичная запись не заканчивается цифрой 5»

III. Практическая работа

Задание 1

1. Постройте правильные заключения

1) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу 8 часов. Сережа учится в первую смену. Когда приходит в школу Сережа?

2) Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, ...

3) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение. Следовательно, …

4) Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно, …

5) Все ученики 6 класса занимаются спортом. Саша учится в 6 классе. Значит, …

2. У сестер Юли и Тони было 3 платка: один розовый и два Голубых. Увидев на Юле один из этих платков, Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле?

Задание 2 Показать схему умозаключения на растровом графическом редакторе Paint

1.Если все школьники – дети, а все дети – спортсмены, то все школьники являются спортсменами.

2.Если ни одна цифра не является буквой, а все числа являются цифрами, то ни одно число не является буквой.

IV. Подведение итогов

Выставление оценок.

Что мы делали сегодня?

Сегодня мы на этом уроке прошли новую тему « формы мышления» и изучили виды форм мышления. Научились строить суждения и высказывания

Наши рекомендации