Понятие о софизмах и логических парадоксах
Софизм – логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.
Как правило, софистическое рассуждение по форме основано на внешнем сходстве явлений, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на том, что события вырываются из общей связи, на двусмысленности слов, подмене понятий и т.д.
Вот некоторые из типичных софизмов:
1) «Кто учит кого-нибудь, тот хочет, чтобы ученик его стал мудрым и перестал быть невеждою. Он, значит, хочет, чтобы ученик его стал тем, что он не есть, и перестал быть тем, что он есть теперь. Следовательно, он хочет его привести из бытия в небытие, то есть его уничтожить».
2) «Знаешь ли ты этого закрытого человека? Нет. Это твой отец. Следовательно, ты не знаешь своего отца».
3) «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит».
Рассуждение, в котором обосновываются некоторое суждение и его отрицание, называют логическим парадоксом. Например, если 100 – куча, то 99 – тоже куча, и т.д. 3 песчинки – куча, 2 тоже куча, 1 песчинка – куча. Суть парадокса в том, что постепенные количественные изменения не приводят к качественным изменениям.
Парадокс «Мэр города». Каждый мэр живет или в своем городе или вне его. Был издан приказ о выделении одного специального города, где жили бы только эти мэры, не живущие в своем городе. Где должен жить мэр этого специального города? Если он хочет жить в своем городе, то он не может этого сделать, так как там живут только мэры, не живущие в своем городе; если же он хочет жить в своем городе, то, как и все мэры, не живущие в своих городах, он должен жить в отведенном городе, т.е. в своем. Итак, он не может жить ни в своем городе, ни вне его.
Парадокс «Генерал и брадобрей» Каждый солдат может сам себя брить или бриться у другого солдата. Генерал издал приказ о выделении одного специального солдата – брадобрея, у которого брились бы только те солдаты, которые себя не бреют. У кого должен бриться этот солдат – брадобрей?
Для разрешения этих парадоксов необходимо обратиться к изменениям объемов понятий, а это требует учета временного и диалектического характера событий.
Тема 7. Формы развития знания (1 ч.)
Важную роль в познании играют такие формы развития знания, как факт, проблема, гипотеза и теория. Фактомназывается удостоверенное единичное знание. В результате накопления фактов может возникнуть «знание о незнании» чего-либо, другими словами, проблема. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.
Неразвитая проблема – это 1) нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма; 2) это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания; 3) это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.
Неразвитые проблемы иногда называют предпроблемами.
Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.
Таким образом, развитая проблема – это «знание о некотором незнании», дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого незнания.
Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: систему утверждений (описание исходного знания — того, что дано); вопрос или побуждение (как установить то-то и то-то, найти то-то и то-то); систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.
Предположения о возможном решении проблемы называют гипотезами.
Слово «гипотеза» означает «предположение». Но в научной литературе не любое предположение называют гипотезой. Гипотеза – это обоснованное предположение.
Слово «теория», как и многие другие слова естественного языка, употребляется в разных смыслах; в частности, говорят о теории в широком и узком смыслах слова. Когда хотят разграничить мыслительную и предметно-практическую деятельность, говорят о теории и практике. В этих случаях теорией (в широком смысле) называют мышление вообще. В узком смысле слова теориюопределяют как множество предложений, связанных отношением выводимости. В нашем контексте теория – это достоверное, полное, системное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.
[1] Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2000. С.69.