Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов

Философская теория познания (в частности, философия науки) в качестве основных форм развития знания, как правило, выделяет проблему, гипотезу и теорию. Однако не менее важной формой, с которой, по существу, и начинается процесс человеческого познания, является вопрос.

Вопрос – это форма, в которой фиксируют то, что ещё неизвестно и требует выяснения. Вопрос – это начало исследования. Решение той или иной проблемы начинается именно с постановки соответствующего вопроса (или даже комплекса вопросов). От того, насколько правильно (четко, ясно и т.п.) задан вопрос, во многом зависит эффективность дальнейшего научного поиска. Между тем, практика показывает, что достаточно большое количество людей, сталкиваясь с определенной проблемой, либо вообще не осознает возникших перед ними вопросов, либо не может их четко сформулировать.

Следует иметь в виду, что вопрос выполняет не только познавательные, но и многочисленные коммуникативные функции.

Например, в психологическом плане вопрос реализует потребность в общении. «Мы часто задаем вопрос, – писал Плутарх, – не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу» [Цит. по: 9, с. 106]. Очень часто вежливый вопрос задается именно с целью установить контакт, как необходимое начало успешной коммуникации («Прекрасная погода, не правда ли?»).

Вопрос может иметь побудительный смысл, выражать требование, предложение или просьбу («Не хотите ли принять участие в нашей благотворительной акции?»).

Нередко вопрос используется как художественно-риторический прием, активизирующий внимание, мышление или побуждающий подтвердить высказанную оценку («Что может быть величественнее и прекраснее, чем солнце, склоняющееся к закату?»).

Что же касается познавательной функции вопроса, то она заключается в том, что вопрос определяет цель дальнейшего научного исследования и тем самым направляет исследовательский поиск. В этом заключается методологическая роль вопроса, которую он выполняет в процессе познания.Вопрос содержит побуждение дополнить имеющуюся информацию, чтобы устранить или уменьшить познавательную неопределенность.

Для понимания структуры вопроса необходимо учитывать, что выделение неизвестного всегда осуществляется в рамках уже известного, познанного. Например, нам известно, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг солнца. Обладая этой информацией, мы получаем возможность задавать следующие вопросы: какую форму имеют их орбиты, с какой скоростью происходит движение планет, за какой период они делают полный оборот и т.п.

Имеющееся у нас знание, в рамках которого выделяется то, что подлежит выяснению, называется предпосылкой (или базисом) вопроса. Другими словами, предпосылка – это исходная информация, содержащаяся в вопросе. Например,предпосылкой вопроса «Какая кислота не содержит кислород?» может служить высказывание «Существует кислота, которая не содержит кислород».

Таким образом, вопрос, как форма познания, есть способ выделения неизвестного, подлежащего выяснению, в рамках уже имеющейся информации.

Виды вопросов. По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие.

Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы».

Уточняющими, например, будут следующие вопросы: «Является ли чугун металлом?»; «Все ли теплокровные – позвоночные?»; «Существуют ли кислоты, не содержащие кислород?»; «Многие ли водные животные являются холоднокровными?».

Ответами на уточняющие вопросы могут служить слова «да» или «нет», возможно, в сочетании с более развернутой информацией.

Например: «Является ли Марс звездой?» – «Нет, Марс не является звездой».

Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как» и т.д. Среди этих вопросов, в свою очередь, можно выделить несколько основных видов:

· «Какой (кто, какие)-вопросы». Это вопросы, в качестве ответов на которые мы должны назвать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса.

Например: «Какая кислота не содержит кислород?» – «Соляная кислота»; «Какие водные животные являются теплокровными?» – «Киты и дельфины».

· «Сколько-вопросы». Эти вопросы употребляются, когда нас интересуют количественные характеристики тех или иных явлений.

Например: «Сколько имеется простых чисел между 2 и 11?»; «Какова длина земного экватора?».

· «Что (как, почему, для чего)-вопросы». Эти вопросы выражают незнание того, что представляет собой некоторое явление, и могут быть направлены на выяснение его причины (почему-вопрос), на выяснение связи этого явления с практикой (для чего-вопрос), на выяснение механизма действия причины явления (как-вопрос). Ответом на «что-вопрос» может быть либо реальное определение предмета, либо ответ – это целая объясняющая теория. В последнем случае ответ не может быть выражен отдельным суждением.

Например: «Для чего осенью вспахивают поля?»; «Как работает двигатель внутреннего сгорания?».

По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы. В свою очередь, существуют различные классификации корректных и некорректных вопросов. Согласно одной из них, вопросы подразделяются на синтаксически корректные и некорректные.

Синтаксически некорректные вопросы построены так, что их просто нельзя понять. Вопрос может быть синтаксически некорректным по разным причинам, например, если его предпосылка является не суждением, а пропозициональной формой (не утверждает ничего определенного), или если его предпосылка выражена предложением, не имеющим смысла и т.д.

Примером синтаксически некорректного вопроса служит известный анекдот:

– Бабка, тебе дрова нужны? – обращаются к пожилой женщине молодые люди.

– Нет, сынки мои родимые, не нужны! – отвечает растроганная старушка.

Наутро женщина обнаруживает, что с её двора исчез весь запас дров…

Логическая ошибка здесь состоит в двусмысленности вопроса, которая возникает из-за того, что не ясно, какая именно подразумевается предпосылка:

1) в одном случае по смыслу может подразумеваться предпосылка «У Вас на дворе лежат дрова», а вопрос имеет смысл: «Нужны ли они Вам?»;

2) во втором случае смысл предпосылки – «У Вас нет в запасе дров». Вопрос: «Нужны ли они Вам?».

Синтаксически корректные– вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому ясным суждением. Они, в свою очередь, делятся на семантически корректные и некорректные.

Семантически корректным называется вопрос, предпосылка которого – истинное суждение.

Например: «Все ли теплокровные – позвоночные?». Предпосылка этого вопроса «Существуют теплокровные животные, которые являются позвоночными» истинна. Действительно, такие животные существуют.

Семантически некорректным называется вопрос, предпосылка которого – ложное суждение.

Например: «Какие существительные не спрягаются?» Предпосылку этого вопроса можно сформулировать так: «Существительные спрягаются, но какие-то из них – нет». Это ложная предпосылка, так как известно, что существительные вообще не спрягаются. Следовательно, вопрос некорректный.

Иногда особо выделяют эпистемически корректные и некорректные вопросы. Эпистемически некорректным вопрос считается в нескольких случаях:

1) объективно на него не существует ответа («Сколько звезд на небе?»);

2) ответ содержится уже в вопросе («Сколько углов в треугольнике?»);

3) его предпосылка не может быть оценена (по крайней мере, в настоящее время) как истинная или ложная («Как выглядят разумные существа, прилетающие на землю?»).

Если умышленно задается некорректный вопрос (с целью запутать человека, сбить его с толку, заставить признаться в том, чего не было и т.п.), то вопрос называется провокационным.

По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные. Простыене включают в качестве составных частей другие вопросы. Например: «Кто открыл дейтерий?»

Сложныевключают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»). Например: «Где и когда была Столетняя война?» По логической структуре это сложный вопрос, потому что он содержит в себе два простых вопроса, соединённых конъюнкцией («и»): «Где была Столетняя война?» и «Когда была Столетняя война?».

По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми, закрытыми и полузакрытыми. К открытым относятся вопросы, число ответов на которые не ограничивается, т.е. предполагается поиск ответа в открытой информационной системе. Например: «Как читает лекции этот преподаватель?»

Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов. Такие вопросы часто используются в анкетах, тестах и т.п. Например: «Какова длина экваториального радиуса Земли?»

а) 6378245 м;

б) 6356863 м;

в) 5643478 м.

Полузакрытые вопросы имеют более двух вариантов ответов, среди которых есть уже указанные готовые варианты, но, кроме того, допускается свободный ответ респондента. Например: «Какой вид спорта Вам нравится больше всего?»

а) футбол;

б) баскетбол;

в) волейбол;

г) хоккей;

д) другое (укажите)_______________

Большинство открытых вопросов можно «закрыть», т.е. придумать и приложить к ним варианты ответов, таким образом, чтобы получился закрытый вопрос.

Иногда как особый вид выделяют альтернативные вопросы, которые предполагают выбор ответа из перечисленных в самом вопросе альтернатив. Например: «Вы предпочитаете добираться на работу общественным транспортом, личным транспортом или ходить пешком?»

Виды ответов. Прежде всего, различают нерелевантные и релевантные ответы.

Нерелевантный ответ не согласуется с предпосылкой вопроса, т.е. является ответом не на заданный вопрос. Такой ответ не устраняет познавательную неопределённость, вызвавшую вопрос, либо в результате заблуждения (когда человек не уловил смысл вопроса), либо вследствие сознательного стремления уйти от ответа. Например, на вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» нерелевантным будет ответ: «Пушкин родился в дворянской семье».

Релевантным называется ответ, согласующийся с предпосылкой вопроса. Информация, которую представляют такие ответы, включает в себя ту информацию, которая является предпосылкой (базисом) самого вопроса.

Релевантные ответы устраняют познавательную неопределенность, но делают это частично или полностью. Поэтому их делят на слабые и сильные.

Сильный – это ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность. Например, на вопрос: «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» сильным будет ответ: «Фридрих Ницше».

Слабым называется ответ, устраняющий познавательную неопределенность не полностью. Например, ответ «Какой-то немецкий философ», данный на предыдущий вопрос, будет слабым.

Из двух слабых ответов один может быть сильнее, чем другой. Так, ответ «Какой-то немецкий философ» будет более сильным ответом на заданный вопрос об авторстве работы «Человеческое, слишком человеческое», нежели ответ «Какой-то философ».

Ответы могут быть полными, неполными и избыточными.

Полные ответы содержат информацию по всем частям и элементам вопроса.

Неполные ответы содержат информацию лишь по некоторым элементам и составным частям вопроса. Довольно часто неполными бывают ответы на такие вопросы, которые требуют в ответе перечисления. Например, на вопрос: «Какие существуют семантические категории?» неполным будет ответ: «Имена и повествовательные предложения». Полным ответом будет перечисление всех или, по крайней мере, основных семантических категорий: «Имена, предикаторы, предметные функторы, логические термины, повествовательные предложения».

Неполным является и ответ на сложный вопрос, если в нем содержатся ответы только на некоторые части вопроса. Если на вопрос: «Кто в настоящее время является президентом США и на какой срок избирается президент?» ответить: «На четыре года», такой ответ будет неполным: он не содержит ответа на первую часть вопроса.

Избыточные ответы, кроме требуемой, дают еще и дополнительную информацию. На вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» избыточным будет, например, такой ответ: «Пушкин родился в Москве в семье штабс-капитана С.Л. Пушкина в 1799 году».

Ответы могут быть прямыми и косвенными.

В прямых ответах информация выражена явно, а не через отношение к какой-либо другой информации (неимплицитно). Например: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» – «Пушкин родился в Москве».

В косвенных ответах требуемая информация выражается через отношение к какой-либо другой, дополнительной информации (имплицитно). Таким образом, в случае косвенного ответа необходимые сведения могут быть получены исходя из данной в ответе информации только путем дополнительных рассуждений. Например: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» – «Пушкин родился в городе, основанном в 1147 году князем Юрием Долгоруким».

И наконец, характеризуя ответы, данные на те или иные вопросы, не следует забывать, что они могут быть ложными или истинными.

Проблема

Известный английский философ К. Поппер полагал, что наука начинается не с наблюдения, а именно с проблем и ее развитие следует рассматривать как переход от одних проблем (менее глубоких) к другим (более глубоким).

Практически любое научное исследование, по существу, есть решение некоторой проблемы. Однако, несмотря на то, что проблема занимает столь значительное место в науке, в специальной литературе пока отсутствует однозначное определение данного понятия. И это притом, что одно из первых представлений о нем было дано еще Аристотелем.

В «Топике» Аристотель использовал термин «диалектическая[11] проблема» и определил его следующим образом: «Диалектическая проблема есть задача, поставленная ради выбора и избегания, или ради [достижения] истины и ради познания, и притом или как нечто самостоятельное, или как нечто вспомогательное для какой-то другой такого рода проблемы» [Цит. по: 9, с. 182]. С точки зрения Аристотеля, любой тезис есть проблема (но не любая проблема – тезис).

В современной учебной литературе по философии науки используется следующее определение:

Проблема – это форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать [17, с. 108].

В широком смысле проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Другими словами, проблема – это вопрос (или комплекс вопросов), возникший в процессе познания и требующий ответа.

Научная проблема может стать следствием внутренней противоречивости отдельно взятой теории либо возникнуть из-за противоречия друг другу различных теорий, либо появиться вследствие несоответствия теории результатам наблюдений и экспериментов. В любом случае суть проблемы заключается в наличии противоречивой ситуации, которую необходимо разрешить.

Например, согласно классической электронной теории нидерландского физика-теоретика Хендрика Антона Лоренца (1853-1928), у химически чистых металлов вблизи абсолютного нуля температур должно наблюдаться нулевое электрическое сопротивление (сверхпроводимость). Голландский физик и химик Хейке Камерлинг-Оннес (1853-1926) решил доказать это экспериментально. Его выбор пал на ртуть, так как она легко испаряется и путем многократной перегонки может быть относительно легко доведена до высокой степени химической чистоты. В первом же эксперименте, проведенном в 1911 году, электрическое сопротивление ртути при температуре 4,15 К упало до такого низкого значения, что его не удалось измерить даже самыми чувствительными на тот момент приборами. Казалось бы, теоретические предсказания тем самым были подтверждены.

Однако последующие эксперименты обнаружили здесь проблему: сверхпроводимость продемонстрировали и некоторые другие металлы, причем заведомо не являющиеся химически чистыми, а также некоторые сплавы. А именно в 1912 году было установлено, что при низких температурах в сверхпроводящее состояние переходят свинец и олово. В 1919 году выяснилось, что сверхпроводниками являются таллий и уран. Кроме того, вопреки предсказанию теории Лоренца, состояние сверхпроводимости возникало не плавно, а скачкообразно.

К 1913 г. в результате проведенных экспериментов Х. Камерлинг-Оннес вынужден был признать, что сверхпроводимость – феномен неизвестной физической природы. В этом же году он был удостоен Нобелевской премии по физике за исследования свойств вещества при низких температурах, что в числе прочего привело к созданию жидкого гелия.

Что же касается явления сверхпроводимости, то его первое теоретическое объяснение было дано лишь в 1935 году немецким физиком-теоретиком Фрицем Вольфгангом Лондоном (1900-1954) и его братом английским физиком Хайнцем Лондоном (1907-1970). Однако более общую теорию сверхпроводимости (теорию Гинзбурга–Ландау) удалось построить только к 1950 году благодаря работам советского физика-теоретика Льва ДавидовичаЛандау (1908-1968) и советско-российского физика Виталия Лазаревича Гинзбурга (1916-2006). На молекулярном же уровне сверхпроводимость получила объяснение уже в рамках квантовой физики, когда в 1957 году в работах американских физиков Джонса Бардина (1908-1991), Леона Нила Купера (р. 1930) и Джона Роберта Шриффера (р. 1931) была создана теория БКШ (BCS theory).

Как форма развития знания, проблема, с одной стороны, тесно связана с формами рационального познания (понятиями, суждениями, умозаключениями), так как для постановки и решения научной проблемы необходимы определенная система понятий, с помощью которых исследователь фиксирует изучаемые феномены, система утверждений, описывающих исходное знание (то, что дано), система методов, а также определенная научная традиция (система общепринятых в данный момент теоретических и методологических представлений), в рамках которой, как правило, и рассматривается проблема.

С другой стороны, имеет место закономерная связь научных проблем с остальными формами развития знания, так как для решения практически любой проблемы сначала выдвигается соответствующая гипотеза (часто даже несколько гипотез).

Чтобы найти объяснение возникшей проблемы, важно ее правильно поставить. Как и в случае с вопросом, четкая формулировка проблемы – это половина решения или, по крайней мере, необходимая предпосылка успешного решения проблем. «Формулировка проблемы, – писали А. Эйнштейн и Л. Инфельд в работе «Эволюция физики», – часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства» [Цит. по: 17, с. 181]. Именно для постановки проблемы, зачастую, в большей степени, чем для ее устранения должны быть активизированы творческие способности исследователя, его воображение и интуиция. Обнаружить проблему, ясно «увидеть» и осознать ее, возможно только в том случае, если ученый в состоянии «пойти дальше» общеизвестных истин и привычных представлений.

И формулировка проблемы, и ее решение требуют обоснования. Для этого в распоряжении исследователя находится практически весь арсенал логической аргументации. Например, довольно часто для выдвижения проблем (создания «проблемного поля») используется позаимствованный из области нейролингвистического программирования метод SCORE (Symptoms – Признаки; Causes – Причины; Outcomes – Результаты; Resources – Ресурсы; Effects – Последствия). В самых общих чертах суть этого метода заключается в том, чтобы определить совокупность признаков (показателей) проблемной ситуации (S), найти предшествующие причины, которые привели к проблемному состоянию (C), определить желаемый результат и формальные характеристики, которые свидетельствовали бы о решении проблемы (O), определить, каким образом можно получить желаемый результат, какие условия и факторы необходимы для его достижения и сохранения (R), установить положительные следствия решения данной проблемы, а также продумать возможные отрицательные следствия, способные привести к новым проблемам (E).

Следует отметить, что модель SCORE не является разработкой исключительно современной науки и основана на логических исследованиях Аристотеля.

Логика и философия выделяют различные виды проблем. Например, существуют теоретические и практические проблемы.

Есть проблемы явные и неявные. К явным относят те, которые четко осознаны и сформулированы. Неявные проблемы – такие, которые еще только предстоит понять и сформулировать. В науке проблемы чаще всего оказываются непредсказуемыми и обнаруживаются лишь непосредственно в ходе исследования.

Кроме того, различают неразвитые и развитые проблемы.

Неразвитая проблема (или предпроблема) характеризуется следующими чертами:

1) это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача;

2) это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая появилась как закономерный результат процесса познания;

3) это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств их удовлетворения;

4) это задача, путей решения которой не видно.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания пути ее решения, называется развитой проблемой или собственно проблемой.

Проблемой также называют процесс развития знания, состоящий из следующих ступеней:

1) формирование неразвитой проблемы;

2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы и постепенная конкретизация путей ее решения;

3) разрешение проблемы (или установление ее неразрешимости).

Гипотеза

Прежде чем стать теорией, практически любое научное знание проходит более или менее длительную стадию гипотезы. Британский математик, логик и философ Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) считал, что выдвижение гипотез является необходимым условием прогресса науки. Даже самая приблизительная рабочая гипотеза, подтверждаемая лишь некоторыми фактами, позволяет упорядочить имеющийся материал и рационально организовать исследование.

Гипотеза – это форма теоретического знания, представляющая собой предположение, сформулированное на основе имеющихся фактов.

Слово «гипотеза» греческого происхождения и означает «предположение». Однако не всякое предположение, не любую догадку можно назвать гипотезой. В отличие от обычного предположения гипотеза должна быть обоснованной (выдвигаться на основе уже проверенных эмпирических данных или теоретических положений).

В то же время само гипотетическое знание не является достоверным и носит вероятностный характер. Другими словами, гипотеза требует дальнейшего обоснования, последующей проверки.

Например, на основании совпадения береговых очертаний материков, многочисленных сходств в их геологическом строении, общности ископаемой флоры и фауны в геологическом прошлом, а также совпадения климата в отдаленных эпохах немецкий геофизик и метеоролог Альфред Вегенер (1880-1930) выдвинул гипотезу о существовании 570 – 280 млн. лет назад праконтинента Пангея. Согласно теории дрейфа материков Вегенера, этот единый материк в последующем распался вследствие движения земной коры. В свою очередь, механизм движения континентов ученый объяснял действием центробежных сил в результате вращения Земли и взаимным притяжением Земли, Солнца и Луны.

Хотя данное предположение и было обоснованным (геологическими данными и имеющимися сведениями об очертаниях береговых линий), оно все-таки оставалось гипотезой – только вероятным предположением, так как не существовало достаточно точных методов, позволяющих провести более детальные и информативные геологические исследования.

Стоит отметить, что точка зрения Вегенера сначала была отвергнута, в том числе и таким известным русским геологом, как Михаил Антонович Усов (1883-1939). Однако с 60-х годов ХХ века теория дрейфа материков развивается в рамках современной геологической теории о движении литосферы – тектонике. При этом тектоника плит – общепризнанная на сегодняшний момент теория в науках о Земле.

В современной научной литературе термин «гипотеза» употребляется в двух смыслах. Во-первых, гипотеза – это форма проблематичного (вероятностного) теоретического знания. Во-вторых, гипотеза – это процесс развития научно-теоретического знания.

Как форма теоретического знания любая гипотеза должна соответствовать некоторым общим требованиям:

– гипотеза не может быть логически противоречивым положением;

– гипотеза не должна противоречить фундаментальным положениям науки, а также ранее установленным фактам, для объяснения которых она не предназначена (не относящимся к предметной области гипотезы);

– необходимо, чтобы гипотеза была принципиально проверяемой[12];

– гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута (должна объяснять все имеющиеся достоверные факты);

– нужно, чтобы гипотеза была максимально простой;

– гипотеза должна быть применима для объяснения возможно более широкого круга явлений (а не только тех, для которых она специально была выдвинута).

Выполнение последних двух требований позволяет из нескольких гипотез, выдвинутых для объяснения одного и того же явления, выбрать такую, в которой оптимальным образом сочетаются простота и наиболее точное соответствие исследуемым объектам. Такой подход к выбору гипотезы называют принципом простоты. Этот принцип был сформулирован английским философом Уильямом Оккамом (ок. 1285-1349) и получил название бритвы Оккама.

Кратко смысл бритвы Оккама часто передают следующим образом: не нужно привлекать новые сущности без крайней на то необходимости. Другими словами, если некоторое явление может быть объяснено двумя способами, причем первым – через привлечение сущностей А, В, С (понятий, терминов, фактов, формул, преобразований и т.п.), а вторым – через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат,то предпочтительнее использовать первый. Сущность D – лишняя, избыточная. Практически это и означает, что желательно давать оптимальное объяснение гипотезы.

В различных формулировках бритва Оккама очень часто используется в науке.

Следует иметь в виду, что все перечисленные требования не абсолютны. Например, если гипотеза противоречит каким-либо фундаментальным положениям науки, это может свидетельствовать не о ложности выдвинутой гипотезы, а о том, что сами эти общепризнанные положения оказались заблуждениями. Подобные случаи сплошь и рядом встречаются в истории науки. Так, уже в конце XVIII века Французская академия наук приняла решение не рассматривать исследования о «камнях, падающих с неба» на том основании, что падать им неоткуда. Вопрос о необходимости научных работ в данном направлении возник после падения метеорита в Люсэ (Франция) в сентябре 1768 года. Однако специально созданная академическая комиссия, куда входили такие видные деятели науки, как химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794), минералог Оливье Фужеро, член коллегии фармацевтов Парижа Клод Луи Кадэ, в отчете не признала самого факта падения космического объекта на Землю, на основании чего вопрос был закрыт как несуществующий.

Как процесс развития научно-теоретического знания гипотеза включает несколько основных этапов:

– попытка понять изучаемое явление на основе уже имеющихся фактов и теорий (если это не удается сделать, переходят к следующему этапу);

– выдвижение предположения (чаще – нескольких предположений), объясняющего данное явление. Как правило, гипотезы выдвигаются с помощью аналогии, неполной индукции, методов Бэкона–Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой британским физиком Эрнестом Резерфордом (1871-1937) в 1911 году была предложена планетарная модель атома;

– выбор наиболее вероятного предположения, удовлетворяющего указанным выше требованиям к гипотезе как форме знания;

– объяснение с помощью выбранного предположения всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.). Так, предположение о планетарном строении атома из догадки превратилось в гипотезу лишь после того, как на его основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности периодическую систему химических элементов Менделеева.

В процессе обоснования выдвинутых гипотез одни из них подтверждаются и становятся теориями, другие видоизменяются, уточняются, а третьи отбрасываются (если проверка дала отрицательный результат). Каким же образом происходит опровержение и доказательство гипотез?

Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений или предметов или установлением их отсутствия.

Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез является опровержение путем сведения к абсурду.

Часто оно дополняется эмпирической проверкой следствий. При этом методе опровержения из гипотезы дедуктивным путем выводятся логические следствия, которые сопоставляются с действительностью, т.е. осуществляется их опытная, экспериментальная проверка. Если обнаруживается, что какие-то логические следствия гипотезы ложны, то ложной считается либо сама гипотеза, либо, возможно, ее часть (в случае, когда гипотеза – сложное утверждение).

Гипотезы часто опровергаются путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

В качестве способа обоснования гипотез нередко используют разделительное доказательство, которое заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного.

Иногда гипотезы доказываются путем их выведения из более общих положений.

В любом случае гипотеза может существовать лишь до тех пора, пока она не противоречит достоверным эмпирическим фактам. В конечном счете гипотеза проверяется (верифицируется) опытными данными (особенно экспериментом). И только если ей удается пройти такую эмпирическую проверку, она может считаться истиной, т.е. приобретает статус теории.

Теория

Наиболее сложной формой научного знания является теория. Слово «теория» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле теорией называют мышление вообще. Такое значение данному термину придают, когда хотят разграничить мыслительную и практическую деятельность, теорию и практику.

Однако, если говорят о форме развития знания, подразумевают теорию в узком смысле, и тогда теория – это целостная развивающаяся система знания о существенных и закономерных связях определенной области действительности.

Примерами теорий являются классическая механика И. Ньютона, волновая теория света, теория электромагнитного поля Дж. К. Максвелла, молекулярно-кинетическая теория теплоты, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория переменного тока, теория относительности А. Эйнштейна, теория информации К. Шеннона, синергетика (теория саморазвивающихся систем) и т.д.

Теория имеет довольно сложную структуру. Основными компонентами, или элементами, теории являются следующие:

– исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.;

– идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и отношений изучаемых объектов («абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.);

– логика теории – совокупность правил и способов ее построения и доказательства;

– философские установки и ценностные факторы;

– совокупность законов и утверждений, выведенных как следствие данной теории.

Например, в физических теориях можно выделить две главные взаимосвязанные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы и т.п.) и их содержательную интерпретацию (понятия, законы, принципы и т.д.).

Следует подчеркнуть, что ключевым элементом теории является закон. Известный отечественный философ, специалист в области философии науки В.П. Кохановский определяет теорию именно как систему законов, «выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта» [17, с. 199]. Более того, по его убеждению, «само понятие научности… предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений, определение многообразных условий практической применимости законов» [17, с. 199].

Иногда, рассматривая состав теории, в него включают ее эмпирический базис, т.е. совокупность фактов, опытных научных данных, на основе которых строится теория. Однако чаще всего эмпирический базис отделяют от собственно теории и не считают его структурным элементом теоретического знания.

Состав теории может быть представлен и как совокупность взаимосвязанных понятий и высказываний. Среди понятий теории, в свою очередь, различают два наиболее важных вида:

– понятия, отражающие основные характеристики изучаемых явлений. Например, для механики это – механическое движение, траектория, скорость, ускорение, сила, масса, кинетическая энергия и т.д.;

– понятия, в которых выделяются классы изучаемых объектов. Причем основаниями классификаций обычно становятся упомянутые выше характеристики. Например, есть такие виды механического движения, как прямолинейное, криволинейное, колебательное, а также равномерное, неравномерное, равноускоренное и т.д.

Что касается высказываний, то особую роль в теориях также играют два их вида:

– высказывания, в которых зафиксированы формулировки законов изучаемой действительности. Другими словами, это законы данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т.д.);

– высказывания, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. Это реальные определения соответствующих явлений.

Точно такие же виды понятий и высказываний содержатся и в составе эмпирического базиса теории.

Многообразие изучаемых наукой объектов, как следствие, влечет за собой и многообразие существующих теорий, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

Например, в особую группу выделяют так называемые математические теории. Как правило, основным логическим методом построения таких теорий служит дедукция, и они характеризуются высокой степенью абстрактности.

Существуют феноменологические (эмпирические) теории. Они описывают непосредственно наблюдаемые свойства объектов, не раскрывая глубоко их природу, внутренние механизмы функционирования. Как правило, такие теории возникают на начальной стадии изучения какого-либо объекта, когда происходит накопление эмпирического материала и требуется его систематизация и обобщение. Именно эту задачу и решают феноменологические теории.

В отличие от феноменологических объясняющие теории раскрывают сущность изучаемых явлений и процессов, их внутренние механизмы и необходимые взаимосвязи, т.е. теоретические законы. Такие теории появляются уже в процессе развития науки.

Например, термодинамика преимущественно является феноменологической наукой. Она дает правильное описание тепловых процессов, но на основании эмпирических данных. Так, первое начало термодинамики – закон сохранения энергии для термодинамических систем, согласно которому термодинамическая система может совершать работу только за счет своей внутренней энергии или каких-либо внешних источников энергии, – получен преимущественно опытным путем (экспериментально). А вот физическая кинетика, которая объясняет термодинамические явления исходя из атомно-молекулярной теории, оказывается в данном случае именно объясняющей теорией.

Одним из наиболее важных оснований, по которым проводят классификацию теорий, является точность их предсказаний. По этому критерию различают теории, позволяющие достоверно предсказывать события (явления и процессы) (например, некоторые теории классической механики), и теории, обеспечивающие предсказания лишь вероятностного характера. Вторые называются стохастическими (от гр. στοχαστικός – умеющий угадывать). Это теории сложных объектов. Стохастических теорий много в современной неклассической физике, биологии, социально-гуманитарных науках и т.д.

Как форма развития знания теория должна соответствовать ряду требований:

1. Все входящие в теорию положения обязательно должны быть обоснованы, а сама теория должна быть проверяемой на имеющемся опытном материале.

По мере развития науки теории становятся все более абстрактными[13], и их связь с опытом оказывается все более сложной и опосредованной. Многие современные теоретические знания представлены в виде весьма сложных последовательностей математических выводов.

Несмотря на это, самым сильным аргументом в пользу правильности теории по-прежнему остается отнюдь не математика, а практическая проверяемость, в частности многократное экспериментальное подтверждение.

Теория не может противоречить эмпирическим (опытным) данным. Вместе с тем практика не является абсолютным критерием истинности. Во-первых, этот критерий не всегда применим. Во-вторых, практика может подтверждать и некоторые ложные высказывания (до некоторых пор, например, в опыте подтверждались утверждения ложной теории «теплорода»). В-третьих, практика подтверждает, но не доказывает истинность теории.

Поэтому кроме практики следует ориентироваться на логический критерий истинности. Он означает, что теория должна быть логически непротиворечивой, ее утверждения – взаимно согласованными между собой, соблюдалась бы последовательность в объяснении явлений.

Однако даже те теории, которые в настоящий момент признаны истинными, не содержат абсолютного знания своего предмета. Ни одна истинная теория не является совершенно точным отображением изучаемого объекта, а лишь некоей его идеализацией, тем не менее достаточно приближенной к реальности, чтобы играть роль теоретической основы практической деятельности и обеспечивать возможность развития самой науки.

Это означает, что никакая теория не представляет собой законченного образования. В определенном смысле можно утверждать, что не существует полностью завершенных теорий. Поэтому по мере углубления научного знания происходит их постоянная смена. Так, евклидова геометрия получила дальнейшее развитие в неевклидовой, классическая механика (Галилея–Ньютона) – в релятивистской и квантовой теориях и т.д.

Стимулом к пересмотру и уточнению теории или ее отдельных положений может служить обнаружение внутренних противоречий теории или ее расхождение с фактами.

2. Теория должна быть максимально ясной и надежной. Выполнение этого требования, в свою очередь, обеспечивается:

1) выявлением логических связей между отдельными утверждениями теории;

2) минимизацией ее исходных допущений[14];

3) построением теории в виде аксиоматической системы;

4) формализацией (если возможно).

Суть аксиоматизации заключается в том, что некоторые положения теории принимаются без доказательства в качестве исходных посылок. Это – аксиомы (или постулаты). Все остальные положения (теоремы) выводятся из них логическим путем.

Аксиоматический метод использовался уже в античности. Он стал широко известен благодаря «Началам» Евклида – первому аксиоматическому истолкованию геометрии. В настоящее время аксиоматизация применяется в математике, логике, некоторых разделах физики, биологии и т.д. Однако данный метод предполагает, что между отдельными утверждениями теории существуют четкие и ясные логические связи. Поэтому для современных сложных теорий он далеко не всегда применим. Современные теории в большинстве случаев не допускают полной аксиоматизации. Иными словами, невозможно любую науку построить по образцу геометрии Евклида.

Формализация в широком смысле – это абстрагирование и обобщение форм различных по содержанию объектов. Практически она означает представление содержательной информации в виде формальной системы или исчисления (в виде переменных, формул, уравнений, логических символов и т.д.). Формализация используется очень часто, причем не только в науке. Например, естественный язык, являясь символической системой (системой символов языка), представляет собой результат естественной формализации смыслов. В науке в случае формализации осуществляется конструирование абстрактных математических моделей, которые сопоставляются с сущностью исследуемого объекта. Данный метод широко используется в математической логике, лингвистике, кибернетике.

3. При выдвижении новой теории следует выполнять условие совместимости. Смысл его заключается в том, чтобы выдвигаемая теория соответствовала уже имеющимся в рассматриваемой области знания законам, принципам, теориям и т.д. Так, если кто-либо скажет, что он разработал проект вечного двигателя, то, скорее всего, первая же мысль, которая придет нам в голову, будет о том, знаком ли автор проекта с законом сохранения энергии, так как согласно этому закону (одному из фундаментальных законов природы) создание вечного двигателя невозможно в принципе.

Ни одна теория не может отменять все предшествующие теории и законы. Иначе она оказывалась бы совершенно беспочвенной и наверняка ложной. Однако это совсем не означает, что новая теория должна полностью соответствовать тем утверждениям, которые в настоящий момент общеприняты и существуют в статусе объективных законов. Такое крайнее требование полностью исключало бы возможность развития науки. Новые знания часто приводят к необходимости уточнять или даже отбрасывать что-то из имеющихся ранее научных представлений, до определенного момента считавшихся истинными, но в свете сделанных научных открытий оказавшихся заблуждениями.

Иногда новые теории выглядят просто как «сплошные аномалии». Но последующие исследования устанавливают, что именно в области этих аномалий и оказывалась истина. Например, гелиоцентрическое учение Н. Коперника во времена Г. Галилея настолько явно противоречило, как тогда казалось, совершенно ясным и очевидным фактам и представлениям, что даже Галилей назвал его ложным. «Нет пределов моему изумлению тому, – писал он, – как мог разум Аристарха[15] и Коперника произвести такое насилие над их чувствами, чтобы вопреки последним восторжествовать и убедить» [Цит. по: 14, с. 96].

Предложенная Резерфордом планетарная модель атома не соответствовала законам классической механики Ньютона, так как согласно этим законам вращение электронов вокруг ядра, подобное вращению планет вокруг Солнца, вынуждало бы электроны непрерывно излучать энергию, а потеря энергии приводила бы к их неминуемому падению на ядро.

4. Новая теория, как и гипотеза, должна строиться в соответствии с принципом простоты. Другими словами, нужно стараться искать простейшее решение. Выполнение данного требования желательно, но не обязательно, да и не всегда возможно.

5. При построении теории рекомендуется придерживаться принципа привычности (консерватизма), согласно которому предпочтительнее избегать неоправданных новаций и объяснять новые явления с помощью известных законов. Следовать этому принципу часто не удается по объективным (не зависящим от исследователя) причинам, поэтому он носит сугубо рекомендательный характер.

6. Теория должна соответствовать принципу универсальности, т.е. объяснять более широкий класс явлений, чем тот, для объяснения которого она первоначально была предложена. Расширение «поля действия» теории – это очень весомый аргумент в поддержку ее истинности, существенно повышающий объективную значимость теории.

Например, когда немецкий физик, основоположник квантовой физики Макс Карл Эрнест Людвиг Планк (1858-1947) выдвинул идею квантов, она предназначалась для решения проблемы излучения абсолютно черного тела. Но неожиданно квантовая теория позволила объяснить множество самых различных явлений. В частности, на основе идеи о квантах А. Эйнштейн разработал теорию фотоэффекта, Н. Бор – теорию атома водорода. Именно в силу своей универсальности квантовая теория достаточно быстро распространилась на ряд других областей науки.

7. При оценке новой теории важную роль может играть ее соответствие принципу красоты и связанному с ним принципу логичности. Согласно принципу красоты, теория должна быть ясной, лаконичной, стройной, элегантной, производить эстетичное впечатление.

Многие ученые сходятся во мнении, что красота теории способна значительно повлиять на ее признание научным сообществом. Английский физик П. Дирак полагал, что красивая, внутренне согласованная теория не бывает неверной. «Значение эстетических оценок, – писал Т. Кун, – может иногда оказываться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит ее окончательный триумф. Если бы они не приняли ее быстро в силу чисто индивидуальных причин, то могло бы случиться, что новый кандидат в парадигмы[16] никогда не развился бы достаточно для того, чтобы привлечь благосклонность научного сообщества в целом… Ни астрономическая теория Коперника, ни теория материи де Бройля не имели других сколько-нибудь значительных факторов привлекательности, когда впервые появились. Даже сегодня общая теория относительности Эйнштейна действует притягательно главным образом благодаря своим эстетическим данным» [Цит. по: 14, с. 100].

Особое значение принцип красоты имеет для математических теорий.

8. Теория должна обладать максимально большой объяснительной и предсказательной силой.

В культуре и обществе, и, конечно, прежде всего в науке теоретическое знание выполняет многочисленные функции. В качестве основных функций теории можно выделить следующие:

– в теории происходит систематизация отдельных достоверных знаний, объединение их в целостную систему (синтетическая функция);

– в процессе формирования теории выявляются законы изучаемой области или аспекта действительности, причинно-следственные связи и существенные характеристики явлений (объяснительная функция);

– на основе теории разрабатываются новые методы, способы и приемы исследования (методологическая функция);

– с помощью имеющейся теории можно предсказывать существование неизвестных ранее фактов, объектов, их свойств, связей между явлениями и т.д. (функция предвидения);

– теоретическое знание дает возможность планировать и успешно осуществлять практическую деятельность, целенаправленно изменять действительность (практическая функция).

Вопросы для повторения

1. Какие функции выполняет вопрос?

2. В чем состоит методологическая роль вопроса в процессе познания?

3. Что называется базисом (предпосылкой) вопроса?

4. По каким основаниям различаются виды вопросов и ответов? Дайте характеристику каждого вида.

5. Что такое проблема?

6. Каким образом проблема связана с формами рационального познания и другими формами развития знания?

7. В чем состоит особенность формулировки научных проблем?

8. Чем отличаются друг от друга явные и неявные, развитые и неразвитые проблемы?

9. Что такое гипотеза?

10. В каком случае предположение считают гипотезой?

11. Каким требованиям должна соответствовать гипотеза как форма развития знания?

12. Как происходит обоснование научных гипотез?

13. Что такое теория?

14. Какие основные элементы можно выделить в структуре теории?

15. Чем отличаются друг от друга феноменологические и объясняющие теории? В чем особенность математических теорий?

16. На какие виды делятся теории в зависимости от точности предсказаний?

17. Каким требованиям должна соответствовать теория?

18. В чем состоит суть методов аксиоматизации и формализации?

19. Каковы основные функции теории?

20. Почему все существующие теории имеют характер относительных истин?

Модуль 3. Аргументация

Наши рекомендации