Проведение контрольных работ
Контрольные работы по логике делятся на текущие и итоговые. Первые проводятся в течение семестра на семинарских занятиях либо по текущей теме, либо по теме предыдущего занятия. Содержание и периодичность текущих контрольных работ определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия.
Итоговая контрольная работа проводится по завершении изучения курса, накануне зачета. На контрольную выносится практическая часть курса, т.е. задачи по логике. Каждый студент получает индивидуальный вариант, включающий в себя 5-6 задач различного уровня сложности. Ниже приводятся типовые задачи, аналогичные которым выносятся на итоговую контрольную работу:
1. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значение выражения:
космонавт
2. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:
А) собака лает;
Б) самая высокая горная вершина мира;
В) песня, раздающаяся в ночной тишине
3. Выразите в символической форме (на языке логики высказываний) следующее суждение и определите, является ли полученная формула тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой:
Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться.
4. Укажите, какие понятия выражают отношения рода и вида, а какие – части и целого:
А) элементарная частица, позитрон
Б) военно-морской флот, эскадра
В) галактика, созвездие
Г) трагедия, пьеса
5. Дайте логическую характеристику следующего понятия:
бескорыстие
6. Определите содержание, объем, подклассы объема и элементы объема следующего понятия:
материк
7. Определите отношения между следующими понятиями и изобразите эти отношения с помощью кругов Эйлера:
собор, памятник архитектуры, крепость, Петропавловская крепость
8. Какие способы введения понятий использованы в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера)?
А) “Долг перед отечеством - святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш новый гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи”.
Б) Мед - это, образно говоря, кусочек солнца на тарелке.
9. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Укажите на ошибки, если они имеются:
А) В эволюции органического мира выделяются два вида отбора: естественный и искусственный.
Б) Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, луковицами, частями корня.
10. Определите, произведена ли операция деления объема понятия:
А) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России;
Б) время года: зима, весна, лето, осень.
11. Проведите операции обобщения и ограничения со следующим понятием:
город на Урале
12. Определите вид суждения, его термины и их распределенность:
Только смелые люди могут работать в пожарной охране.
13. Определите вид суждения, его субъект, предикат:
А) Ни один океан не имеет пресную воду.
Б) Под лежачий камень вода не течет.
В) Некоторые сотрудники являются необязательными людьми.
14. Определите тип атрибутивного суждения (найдите квантор, субъект, предикат):
А) Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в институт.
Б) Большинство людей не могут быть свободными от общества, в котором живут.
15. Сформулируйте исключающие суждения, эквивалентные данным:
А) Только ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу.
Б) Из нашей группы только N не сдал зачет по логике.
16. Составьте суждение с заданной распределенностью терминов:
S- P-
17. С помощью кругов Эйлера установите распределённость терминов в следующих суждениях:
А) Ни одна рыба не является млекопитающим.
Б) Некоторые древние греки являются знаменитыми учёными.
18. Установите с помощью логического квадрата отношения между следующими суждениями:
Не все насекомые летают. – Нет насекомых, которые бы не летали.
19. С помощью таблиц истинности определите, является ли следующая формула законом логики:
((a → (b Λ с)) Λ ( b V c)) → а
20. Определите вид модальности в следующих суждениях:
А) «Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам»
(Л. Толстой)
Б) Поход в горы лучше любого круиза.
В) Мне неважно, как ты учишься.
21. Запишите сложное высказывание в виде формулы и определите, является ли она тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой:
Призвание человека состоит не только в том, чтобы понять и сохранить этот мир, но и в том, чтобы сделать его лучше.
22. Выясните, в значении каких логических союзов употреблены грамматические союзы в следующих предложениях:
А) Плывёт по реке не то лодка, не то бревно.
Б) Ни берёз, ни дубов мы больше не встречали.
23. Запишите структуру следующих суждений в символической форме. Какая из двух схем является схемой правильного модуса?
А) Если упомянутое здание находится в Петербурге, то оно построено после XVII века. Упомянутое здание построено в Петербурге. Следовательно, оно построено после XVII века.
Б) Если упомянутое здание находится в Петербурге, то оно построено после XVII века. Здание построено после XVII века. Следовательно, оно находится в Петербурге.
24. Запишите структуру следующего умозаключения в символической форме. Является ли оно модусом? Если является, то каким?
Шахматист K. примет участие только в одном из двух турниров: либо он выступит на турнире в Москве, либо в Петербурге. Известно, что шахматист К. принял предложение выступить на турнире в Петербурге. Следовательно, он не выступит на турнире в Москве.
25. Проведите полный анализ структуры следующего силлогизма (найдите термины, определите фигуру и модус, определите правильность силлогизма):
Каждый, кто был знаком с принципами работы гестапо, знал, что оно следит за всеми сотрудниками РХСА. Штирлиц знал, что гестапо следит за всеми сотрудниками РХСА. Значит, он был знаком с принципами работы гестапо.
26. Восстановите энтимему до полного категорического силлогизма:
Все зимующие птицы зимой не улетают на юг, поэтому воробьи зимой не улетают на юг.
27. Проверьте правильность следующих силлогизмов с помощью кругов Эйлера:
А) Все рыбы плавают. Это животное плавает. Значит, это животное – рыба.
Б) Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Санкт Петербург не находится за полярным кругом. Следовательно, в Санкт-Петербурге не бывает белых ночей.
28. В следующем силлогизме найдите заключение и посылки, определите, по какой фигуре и по какому модусу построен силлогизм, является ли этот модус правильным:
Ни один скупой человек не счастлив, ибо он не доволен, тогда как всякий счастливый человек доволен.
29. Проверьте тремя способами (по особым правилам фигур, по модусам и по правилам категорического силлогизма), является ли приведенный ниже категорический силлогизм правильным, а заключение – истинным суждением:
Чистый воздух полезен для дыхания человека.
В этой комнате чистый воздух.
Воздух этой комнаты полезен для дыхания человека.
30. Сделайте непосредственные умозаключения (превращение, обращение и противопоставление предикату) из суждения:
Ни один ученик нашего класса не является шахматистом.
31. Сделайте вывод, определите вид и модус умозаключения, постройте его формулу:
Результаты выборов отменяются, если доказан подкуп избирателей или обнаружены поддельные бюллетени. На данном избирательном участке обнаружены поддельные бюллетени.
32. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите её формулу:
Если количество холестерина в плазме крови превышает норму, то он откладывается на стенках сосудов, сосуды теряют эластичность, повышается давление.
В данном случае или холестерин не откладывается на стенках сосудов, или сосуды не теряют эластичность, или давление нормально.
____________________
Количество холестерина в плазме крови не превышает нормы.
33. Определите вид умозаключения и постройте его формулу:
Все, что требует мужества и героизма, есть подвиг.
Первый полет человека в космос требовал мужества и героизма.
_______________
Первый полет человека в космос есть подвиг.
Подвиги бессмертны.
________
Первый полет человека в космос бессмертен.
34. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующей пословицы:
Ласковый теленок двух маток сосет.
35. Восстановите эпихейрему:
Всякое преступление карается законом, поскольку оно общественно опасно.
Грабеж есть преступление, так как грабеж – это открытое хищение личного имущества граждан.
_________________________
Грабеж карается законом.
36. Запишите умозаключение в виде формулы и определите, является ли она тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой:
Этот человек заблуждается или сознательно вводит в заблуждение других. Но сам этот человек не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других.
37. Придумайте и запишите сложное умозаключение, построенное по формуле:
((a→b) Λ (b→c) Λ (c→d)) → (a → d)
38. Определите вид умозаключения, постройте его формулу и докажите, что она тождественно-истинная:
Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали. Следовательно, туман рассеялся.
39. Получите следующие суждения в качестве заключений в выводах по аналогии:
А) Транспорт в этом городе в выходные дни, видимо, свободен.
Б) Этот студент, наверное, сдаст экзамен по английскому языку на «отлично».
40. Вставьте пропущенные числа: