Тема: Токсичность солей тяжелых металлов
Цель: изучите отличительные особенности токсического влияния тяжелых металлов на рыб.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, сернокислая медь (CuSO4), сачок, набор инструментов (кювета, скальпель, пинцет, ножницы, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электрическая лампа, ЭПГ, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсикантом).
2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в различных вариантах опыта.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите паталогоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Тяжелые металлы (медь, ртуть, кадмий, никель и т.д.) и их соли – наиболее распространенная группа высокотоксичных веществ. Большинство тяжелых металлов и их солей – простые неорганические соединения, токсичность которых обусловлена анионами, катионами или физико-химическими свойствами соли.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытный аквариум добавьте сернокислую медь (CuSO4) из расчета концентрации соответственно 100 мл/л.
Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их аквариумы с вышеуказанными концентрациями и контрольной. После посадки рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением. Обратите внимание на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и общую двигательную активность. Отметьте наличие или отсутствие слизеотдедения, судорог, мышц и плавников.
После начала опытов регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно надо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После наступления стадии отравления рыб – «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Затем у всех подопытных рыб отсеките скальпелем или ножницами хвостовой стебель. Поместите по капле крови на предметное стекло, с помощью микроскопа рассмотрите препараты и отметьте, в каких вариантах опыта произошли гемолиз и агглютинация форменных элементов. Обратите внимание на различие в цвете крови у подопытных рыб.
Вскройте подопытных рыб и исследуйте состояние внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте патологические изменения (окраска, консистенция, кровоизлияния) выше указанных органов опытных рыб.
Результаты наблюдения запишите в таблицу проведите сравнительный анализ полученных данных и сделайте вывод о токсичности тяжелых металлов для рыб.
Таблица – Результаты токсического влияния сернокислой меди на рыб
№п/п | Показатели | Контроль | CuSO4 |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Характеристика крови | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Как проявляется токсичное действие сернокислой меди на рыб?
2 Каковы симптомы отравления сернокислой медью?
3 В чем заключается влияние сернокислой меди на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?
Лабораторная работа № 9
Тема: Токсичность фенолов
Цель:изучить особенности токсического влияния фенолов на рыб.
Материалын оборудование:живая рыба, аквариум с отстоянной водопроводной водой, фенол, набор инструментов (кювета, скальпель, пинцет, ножницы, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электрическая лампа, ЭПГ, электростимулятор.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсикантом).
2 Проведете сравнительный анализ поведения рыб в различных вариантах опыта.
3 Проведите сравнительное электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите поталогоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Фенолы (карболовая кислота, пирокатехин, резорцин, гидрохинон, пирогаллол, флороглюцин, крезол, аглинофенол, нафтол, катихол, и др.) являются наиболее распространенной и высокотоксичной группой загрязнителей, сухой частью продукта перегонки древесины и каменноугольного дегтя. Фенолы обладают антисептическими свойствами, поэтому их широко применяют для дезинфекции.
Фенол содержащие воды влияют на запах и вкусовые качества рыбы уже в концентрации 0,01 мл./л. Яды фенольного ряда влияют токсически на организм рыб путем нарушения нормальной деятельности ЦНС.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопроводной водой. Один ив них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном растворите фенол, из расчета концентраций по 100 мл/л. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их в контрольный и опытные аквариумы. После пересадки рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением. Обратите внимание на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие слизеотделения, судорог мышц и плавников.
После начала опытов регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стуком по стеклу), прикосновением палочки, светом лампочки, электрическим током, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно необходимо давать рыбе успокоиться. Через час с начала опытов проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите глубину и частоту дыхания в различных вариантах эксперимента).
После наступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите осмотр внешних органов и тканей. Особое внимание уделите на количество слизи на кожных покровах и жабрах, ее цвет, консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Вскройте подопытных рыб и исследуйте состояние внутренних органов и тканей (мышцы, печень, почки, кровь, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска консистенция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах опытных рыб.
Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите сравнительный анализ полученных данных и сделайте выводы о токсичности фенола на рыб.
Таблица – Результаты токсического влияния фенола
№ п/ п | Показатели | Контроль | Фенол |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Характеристика крови | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Каковы симптомы отравления рыб фенолом?
2 Как проявляется токсическое действие фенола?
3 В чём состоят отличительные особенности токсического влияния на рыб фенолов?
Лабораторная работа № 10