Операцию вычитания можно представить в виде

Апр‑Впрпрдоп‑10000.

Сумматор может работать и как компаратор чисел. Для этого второе сравниваемое число подают в обратном коде (например, через инверторы). Тогда при А=В на выходах S0=S1=S2=S3=1, P4=0; при А>В ‑ Р4=1.

Предварительное задание к эксперименту

Таблица10.4

Вариант
Число каналов
Количество импульсов в пакете
Длительность одиночного импульса, с
Период повторения пакета, с
А
В

1. Изучить принцип работы дешифратора К155ИД3, мультиплексора К155КП5 и сумматора К155ИМ3.

2. Используя микросхемы К155ЛА3 (4 ЛЭ 2И-НЕ), К155ЛА4 (3 ЛЭ 3И-НЕ), К155ЛН1 (6 ЛЭ НЕ), К155ЛР1 (2 ЛЭ 2И-2ИЛИ-НЕ) составить схему включения дешифратора:

1) в режиме распределения импульсов по каналам, число которых задано табл.10.4;

2) в качестве формирователя пакета импульсов с параметрами, заданными табл.10.4. Частота переключения генератора тактовых импульсов равна 1 Гц.

3. Перевести в двоичный код и сложить два числа А и В, заданных табл.10.4.

Порядок выполнения эксперимента

1. Исследовать работу дешифратора в качестве преобразователя кодов. Проверить таблицу соответствия между логическими уровнями на выходах и кодовыми наборами на входах (табл. 10.1).

2. Собрать схемы включения дешифратора, составленные в предварительном задании и проверить их работоспособность. Нарисовать временные диаграммы.

3. Исследовать работу мультиплексора, для этого подать сигналы на информационные входы D0...D7 с выходов дешифратора Операцию вычитания можно представить в виде - student2.ru , а адресные входы V0...V2 соединить с шинами наборного поля. Проверить таблицу состояний (табл.10.2).

4. Исследовать работу сумматора, набрав на входах двоичные числа А и В. Проверить результат суммирования, полученный в предварительном задании.

5. Факультативно. Использовать сумматор в качестве вычитателя и компаратора чисел А и В. Пояснить результаты.

6. Собрать схему сигнализации нулевого результата сложения (S0=S1=S2=S3=0), используя имеющиеся на лабораторном стенде ЛЭ и один элемент индикации.

Содержание отчета

Цель работы; таблицы истинности дешифратора и мультиплексора; составленные в предварительном задании схемы включения дешифратора с временными диаграммами; результаты сложения вычитания и сравнения заданных чисел А и В; схема сигнализации нулевого результата сумматора.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются КЛС от ЛЭ? Дайте сравнительный анализ на конкретных примерах. 2. Объясните назначение и области применения дешифратора. 3. Каков принцип работы исследуемого дешифратора? 4. Каким образом с помощью мультиплексора можно обеспечить постоянный обегающий контроль 6 различных каналов или выходов ЛЭ? 5. Равноценны ли по своему функциональному назначению управляющие входы дешифратора и адресные входы мультиплексора? 6. Объясните принцип действия сумматора. 7. Как реализуется вычитание двоичных чисел?

Лабораторная работа № 11

Наши рекомендации