Именительный падеж в роли простого наименования

К номинативным предложениям не относятся различные названия, надписи на вывесках и т.д. Они имеют форму именительного падежа, но заключают в себе функцию называния без значения бытия: Дворец спорта; Универмаг; «Дом с мезонином»; «Евгений Онегин»; «Отцы и дети».

Изолированно употребленные именительные падежи

Изолированные именительные (номинативы) по форме совпадают с номинативными предложениями, однако отличаются от них стилистическими свойствами.

Это именúтельный представлéния (именúтельный тéмы). Называние темы сосредоточивает внимание на ней, логически выделяет ее, что особенно важно для разговорной речи. Например: Чýвства. Это óбласть прúстального внимáния учёных (газ.). Зачéм письмó? Ну, тяжелó и пусть. Глухáя ночь. Табáчный пéпел, грусть... (П. Шуб.).

На номинативное предложение похоже обращение, которое употребляется в И.п.: Вéтер, ветер, ты могýч, ты гоняешь стáи туч (П.) Именительный падеж существительного при этом ни о чем не сообщает, не обладает предикативной парадигмой (не имеет ГЗ синтаксического времени, модальности), то есть не выполняет коммуникативной функции, а значит, не формирует предложения. Его грамматическое значение – называние явления (чаще – лица, но может быть предмета, к которому обращаются с речью.

Своеобразную группу в русском языке составляют односоставные предложения, имеющие в качестве главного члена независимый родительный падеж имени, который характеризует большое количество чего-либо (утверждается избыточность чего-либо). Такие предложения называются генитивными. Например: Народу!; Смеху!; Цветов, цветов! Генитивные предложения свойственны разговорной речи (огромную роль в их оформлении играет интонация), они часто имеют в своем составе частицы, усиливающие количественный оттенок значения: - То-то смеху,- сказал он, возвращаясь (Л. Т.); - Еды-то, еды-то, - сказал генерал (С.-Щ.); - Ох и шуму, - сказал учитель, войдя в класс.

НЕЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Среди простых предложений выделяется группа предложений, состоящих из одного слова или неразложимого сочетания частиц. Такие предложения обозначают простое утверждение или отрицание, выражают согласие или несогласие, дают эмоциональную оценку предшествующему высказыванию или содержат побуждение к действию. Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных вычленяемых членов предложения и не служат номинации, так как ничего не называют.

Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному стилю.

Типы слов-предложений

Слова-предложения делятся на несколько групп в зависимости от их функции в речи.

Именительный падеж в роли простого наименования - student2.ru Утвердительные слова-предложения:

- Серой пахнет. Это так нужно?

-Да (Ч.);

- Вам бы надо побриться, Глеб Иванович.

- Конечно, я сейчас (Закр.);

Именительный падеж в роли простого наименования - student2.ru Отрицательные слова-предложения:

- Вы спите?

- Нет, - ответил гость (Ч.);

- Не люблю, когда на меня глядят.

- Неправда, любите (Б. Пол.).

Именительный падеж в роли простого наименования - student2.ru Вопросительные слова-предложения:

- Петруша!

- А? (Ч.);

- Евгений Николаевич!

- Спит, - вздохнул седоватый офицер.

- Евгений Николаевич!

- Ну? - Листницкий свесил ноги (Шол.);

- Ну-с, тетушка, - сказал хозяин, - сначала мы с вами споем, а потом попляшем. Хорошо? (Ч.);

Именительный падеж в роли простого наименования - student2.ru Междометные эмоционально-оценочные предложения (выраженные эмоциональными междометиями):

Я ответил, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи. - Ай, ей, ай! - заметил генерал (П.);

- Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? (Ч.);

- Боже мой, окунь! Ах, ах... Скорей! Сорвался! (Ч.);

- Тьфу! - удивилась Раиса, пожимая плечами и крестясь (Ч.);

- О-о! - застонал громадный мужчина. - Уши вянут. - Старичок, его сосед, тихонько засмеялся (Шукш.).

Именительный падеж в роли простого наименования - student2.ru Междометные побудительные предложения (выраженные императивными междометиями):

- Бедная, плачет теперь где-нибудь в потемках! - думал он. - А извозчик на нее: цыц! цыц! (Ч.);

- Цыц! - крикнул на нее хозяин (Ч.);

- Я люблю вас!

- Тс... (Ч.);

...Незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своем лице ужас и закричал: -Караул! (Ч.);

Ау! Константин Гаврилович... Ау! (Ч.);

- Не играйте! - замахали старшины музыкантам. -Тс!.. Егор Нилыч спит... (Ч.);

- И баста! - вслух сказал Олесь, останавливая тягостные мысли (Б. Пол.).

ВОПРОСЫ

1. Какие предложения называются односоставными?

2. Какие типы предложений выделяются среди глагольно-личных односоставных? Что объединяет их в группу глагольно-личных предложений?

3. Чем выражается главный член в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях? Почему глаголы в форме прошедшего времени не могут быть главным членом определенно-личного предложения?

4. Какие предложения называются безличными? Чем отличаются безличные предложения от глагольно-личных? Чем выражается главный член безличных предложений и в каких формах?

5. Какие предложения называются номинативными? На какие группы они подразделяются?

6. Какие синтаксические конструкции нужно отличать от односоставных предложений?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Укажите, чем выражен главный член определенно-личного предложения. Преобразуйте в двусоставные предложения. Какие личные местоимения 1 или 2 лица можно использовать в качестве подлежащего?

7. Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех (Исак.)

8. Скоро вырастешь большим, крепким молодцом, на заводе у машин станешь за станком (Агний Барто)

9. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом (Смел.)

10. Не ревнуй, дорогая, к Черному морю меня (Матус.)

11. Люблю вагонов и кают геометрический уют (Шеф.).

Задание 2. Найдите в составе сложных предложений предикативную единицу, являющуюся неопределенно-личным предложением. Определите способ выражения главного члена.

1. Опять вошла со двора собака, ее гонят…

2. Звонят, откройте двери.

3. Когда подали лошадь, уже всходило солнце.

4. Тише, вас могут услышать.

Задание 3. Разграничьте определенно-личные и неопределенно-личные предложения. Определите способ выражения главного члена предложения.

1. Будем память, как книгу, листать (Сурков)

2. Спали коротко, крепко, чутко, много думали, ели мало (Маргарита Алигер)

3. Пете уже разрешали гулять около дома (В. Катаев)

4. О жизни думать не устанем! (Баук.)

5. На бульваре в утеху людям продают душистый горошек (Маргарита Алигер).

6. Едем бором, черными лесами (Бун.).

7. Вас могут услышать (Ч.)

Задание 4. Выпишите только обобщенно-личные предложения.

Береги честь смолоду.

Что имеем - не храним, потерявшиплачем.

Не родись красивым, а родись счастливым

Снявши голову по волосам не плачут.

В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров)

На чужой роток не накинешь платок.

В зале пели.

В соседнем классе шумят.

В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев).

Нас пригласили в комнату.

Ему здесь рады.

Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Задание 5. Назовите способ выражения главного члена безличного предложения. Постройте схемы предложений.

1. На улице скоро стемнеет (Каз.)

2. Всюду пахнет лесом (Т.)

3. Ночью опять нанесло туман (Пауст.)

4. Скорее бы светало! (Т.)

5. Писем не было.

6. В полях будет мертво и сухо.

7. Внутри просторной дорожной коляски было темно (Кор.)

8. Об этом давно уже было сказано.

9. Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною (Фат.)

10. Нет ничего радостнее труда (Н.О.)

11. Нельзя жить только старой славой (Н.О.)

12. Идти было весело и интересно (В. Катаев)

13. Мне грустно на тебя смотреть.

Задание 6. Разграничьте безличные и инфинитивные предложения.

1. Никого из зала не выпускать, поставить часовых! (Н.О.)

2. Таких кулаком и учить (Н.О.)

3. Отыскать эту аллейку оказалось нелегко (Гран.)

4. Быть тебе Репиным! (Пауст.)

5. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме! (Ч.)

6. Нам ли судить о таких делах? (Шол.)

Задание 7. Прочитайте теоретический материал.

Различают следующие семантические типы номинативных предложений:

1. Бытийные. Они утверждают бытие какого-либо предмета, явления. Мороз и солнце! И цветы, и шмели, и трава, и колосья. Они могут быть как распространенными, так и нераспространенными. Прекрасное утро.

2. Указательные. По семантике такие предложения остаются бытийными, осложняются только указательно-выделительной интонацией. Вот моя деревня. Вон лестница. Их цель – выделить отдельный предмет. В структурную схему таких предложений входят указательные частицы.

3. Оценочно-бытийные. В них содержится оценка предмета речи. Ну и мороз! Какая красота!

4. Побудительно-номинативные. Иногда таковыми они становятся в некоторых случаях. Например, хирург просит: «Шприц! Зажим!». Или обращаются к публике: «Внимание! Тишина!»

Номинативные предложения могут быть распространенными, если в качестве распространителя выступают согласованные и несогласованные определения. В этом случае предложения легко квалифицируются как односоставные. Зимний день. Тихое море. Дом отца. Лестница, ведущая на чердак. Эти конструкции нельзя путать с двусоставными предложениями, в которых прилагательное занимает постпозицию и выполняет функцию сказуемого. День зимний. Утро тихое.

Наши рекомендации