Каковы основные средства и способы тушения пожаров
Все средства, применяемые для тушения пожаров, делятся на первичные, стационарные и полустационарные.
Первичные средства пожаротушения предназначены для ликвидации небольших загораний до приведения в действие стационарных и полустационарных средств, или прибытия пожарной команды. К ним относятся передвижные и ручные огнетушители, переносные огнегасительные установки с различными огнегасительными веществами, внутренние пожарные краны, ящики с песком, кошмы, асбестовые покрывала, бочки с водой и ведра к ним, противопожарные щиты с набором инвентаря и др.
Основными огнегасительными веществами являются вода в жидком и парообразном состоянии, химическая и воздушно-механическая пена, водные растворы солей, инертные газы, галоидироваиные огнегасительныр составы и сухие огнегасительные порошки.
Наиболее распространенным средством тушения пожаров является вода. Попадая в зону горения, вода нагревается и испаряется, отнимая большое количество теплоты от горящих веществ.
Еще одно распространенное вещество – пена. Пена бывает воздушно-механическая и химическая. При взаимодействии кислотного и щелочного растворов с пенообразователями образовывается химическая пена. Она растекается по поверхности горящей жидкости и блокирует очаг, благодаря чему прекращается доступ кислорода воздуха.
Первичные средства пожаротушения служат для ликвидации небольших загораний. К ним относятся: пожарные стволы, действующие от внутреннего пожарного трубопровода, огнетушители, сухой песок, асбестовые одеяла и др.
Порошковые составы применяют для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, сжиженных газов и др. Огнегасящее действие их основано на изоляции горящего материала от доступа кислорода воздуха или. изоляции паров или газов от зоны горения. Отрицательным свойством таких порошков является то, что они не охлаждают горящие вещества и те могут повторно воспламеняться от нагретых конструкций. Применение порошковых составов ограничено ввиду, их сравнительно небольшой огнегасительной эффективности, кроме того, при хранении они слеживаются.
Каково место гражданской обороны в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах
Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Своё предназначение ГО наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным центрам и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
ГО в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
Структура и органы управления ГО.
а) Президент РФ:
· утверждает План гражданской обороны РФ;
· вводит в действие План гражданской обороны на территории РФ…;
· утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск ГО, …;
· осуществляет иные полномочия в области ГО… в соответствии с законодательством РФ.
б) Правительство РФ:
· обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;
· руководит организацией ведением ГО…
в) Органы исполнительной власти и организации:
· планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
· осуществляют обучение населения и своих работников;
· проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.
Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
г) Органами, осуществляющими управлением ГО, являются:
· МЧС РФ, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы, создаваемые в установленном порядке;
· структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;
· структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые в порядке установленном Правительством РФ.
Гражданская оборона на промышленном объекте организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия оружия массового поражения, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.
Основными задачами ГО на объекте являются:
1) защита персонала объекта и населения от ЧС;
2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;
3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.
В план ГО объекта следует включать мероприятия по защите рабочих и служащих, поддержанию производственной деятельности и другие с учетом обстановки, которая может сложиться на объекте после применения противником оружия массового поражения и других средств нападения. Кроме того, в плане предусматривается необходимое количество сил и средств для ликвидации последствий нападения противника, а также мероприятия, обеспечивающие восстановление производственной деятельности объекта.
Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Основы управления АСДНР.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне ЧС, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся формированиями гражданской обороны с целью:
· спасения людей и оказания помощи пораженным,
· локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
· создания условий для последующего проведения восстановительных работ.
Для организации более эффективного управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.
Целью проведения АСиДНР в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах полиграфии и др. ОЭ.
Группировку сил ГО объекта полиграфии, др. ОЭ (ОНХ) обычно составляют: сводный отряд или одна-две сводные команды, спасательный отряд или спасательная команда, формирования служб.
Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ занимает главное место в деятельности органов управления и сил РСЧС. Это обусловлено тем, что, несмотря на приоритет работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уровень реализации природных и техногенных угроз остается очень высоким, а по многим видам бедствий растет. В результате спасение людей является постоянной заботой органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.