Если в конце слова стоит согласная и есть выбор букв, то пишется та буква, что стоит в этом корне перед гласным, если слово изменить (луг-луга, лук-луковка).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛ.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ.
ЗАДАНИЕ №1.Закончите фразы, покажите свои знания по пройденным разделам:
В алфавите ___ буквы, ___ из которых – согласные, а ___ гласные. Еще есть 2 буквы, не имеющие звука, - это ______________________________________________.
Фонетика – это ________________________________________________________________
__________________.
Согласные звуки русского языка различаются по твердости/________________, ________________/звонкости. Некоторые буквы заключают в себе 2 звука – это:
буква ___ - [__] и [__];
буква ___ - [__] и [__];
буква ___ - [__] и [__];
буква ___ - [__] и [__].
Справка: Иногда звук может не соответствовать букве. Например, в слове мороз, где на месте з мы слышим звук [с]. Так, одни согласные могут меняться по глухости/звонкости и слышаться там, где стоит их пара (кот – [код], прорезь [прорес’]). Кроме того, нельзя забывать о «выпадающих» согласных: местный [месный], чувствовать [чуствавать].
Среди гласных также имеются такие случаи, которые возникают в 1 позиции во 2 и далее предударных слогах и в слогах 2 послеударной позиции.
Основы транскрипции таковы:
Ударная позиция | 1 позиция (перед ударением) | 2 позиция (после ударения) | |
1 слог перед ударением | 2 слог перед ударением | Слоги после ударения | |
а, о | ^ | Ъ, Ь | |
и, у, ы | и, у, ы (не меняются) | ||
э | и³, ы³ | Ъ, Ь | |
В начале слов буквы, имеющие 2 звука обязательно начинаются с j: еж – [jо’ж]. Если 2 гласных не имеют между собой согласных, то происходит либо удвоение гласного: вооружиться [въ (долгота обозначается чертой сверху) ружицъ]; либо возникает [j]: сомнение – [сj]
ЗАДАНИЕ №2. Выполняя задания по фонетике, внимательно читайте задания, вписывайте правильные ответы аккуратно и разборчиво. Не путайте звуки и буквы. Вспомните транскрипцию, фонетический и орфоэпический анализ.
Если вы затрудняетесь ответить, можете пользоваться материалами тетрадей конспектов и учебником.
Выпишите необходимые звуки:
1. Глухие согласные (3 штуки):_________________________________________________;
2. Звонкие согласные (3 штуки):________________________________________________;
3. Непарные по звонкости/глухости (6 штук): ____________________________________;
4. Непарные по твердости/мягкости (8 штук): ___________________________________.
Выберите правильные транскрипции слов вооружиться, тополь, чудесный:
а) [въружи′т’с’ь], [то′пъл’], [ч‘уд’э′сныј];
б) [въружи′т’с’ь], [то′пол’], [чуд’э′сныј];
в) [варужи′цъ], [то′пл’], [чуд’э′сныј];
г) [въружи′цъ], [то′пъл’], [ч‘уд’э′сныј].
Сделайте транскрипцию следующих слов:
хвостик [ ], закреплять [ ],
уменьшается [ ], страстное [ ].
Найди правильный вариант ответа.
1. В слове звук не соответствует букве:
а) река; б) сон; в) туман.
2. В слове букв больше, чем звуков:
а) устный; б) звезда; в) маска.
3. Слово с непроизносимой согласной:
а) слог; б) мгновенье; в) чувство.
Поменяй слова местами, расположив их в алфавитном порядке.
1. Общечеловеческий;
2. общественный;
3. объединение;
4. объезд;
5. объективный;
6. объявить;
7. объяснение;
8. обыкновенный;
9. обыденный;
Обязанность.
Исправь ошибки в определении гласных и согласных звуков.
1. Голос 3 согласных, 2 гласных.
2. Молодой 4 согласных, 3 гласных.
3. Правило 4 согласных, 3 гласных.
4. Учебник 4 согласных, 3 гласных.
5. Рисование 4 согласных, 5 гласных.
6. Камнепад 5 согласных, 3 гласных.
7. Растительность 8 согласных, 4 гласных.
8. Новаторство 6 согласных, 4 гласных.
9. Познания 4 согласных, 4 гласных.
10. Легкомыслие 6 согласных, 4 гласных.
ТЕКСТ
ЗАДАНИЕ №3.Закончите фразы, покажите свои знания по пройденным разделам:
Текст – это _____
_______________.
Тема – это ______
________________.
Основная мысль текста – это _______________________________________________________
________________.
Абзац – это ______
________________.
ОРФОГРАФИЯ. ПИСЬМО
ЗАДАНИЕ №4.Закончите фразы, покажите свои знания по пройденным разделам:
Орфография – это ________________________________________________________________. Орфограммой называются ____________________________________________________________
________________. Они бывают проверяемыми и _______________________.
Справка: Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей (морфем). Обычно орфограмма – это безударный гласный в разных частях слова или согласный в конце слова, а также при стечении согласных. Например, в словосочетании мой друг в слове мой нет нет орфограммы, так как есть выбор букв г-к (друг/к).
Орфограммы в корнях слов могут проверяться ударением при подборе однокоренных слов.
Если в конце слова стоит согласная и есть выбор букв, то пишется та буква, что стоит в этом корне перед гласным, если слово изменить (луг-луга, лук-луковка).
3. Существуют непроизносимые согласные (т, д, в, л) в сочетаниях стн, здн. Такие орфограммы могут быть непроверяемыми (чувствовать, праздник) и проверяемыми (звездный – звезда, местный – место и др.).
4. Удвоенные согласные (в транскрипции отображаются одним звуком с чертой сверху) всегда непроверяемые орфограммы – орфограмма, коллектив, грамматика (но грамота).
5. Сочетания букв жи/ши, ча/ща, чу/щу; чн, нч, чк, нщ, щн, рщ на письме производятся в одном и том же виде в любой части слова. В сочетаниях нч, чн, чк, нщ, щн, рщ никогда не пишется Ь.