VII. Контроль конечного уровня знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, устного опроса
VIII. Домашнее задание с установкой основной цели и указанием литературы для подготовки.
Учебные элементы.
1. Методика проведения расспроса, осмотра больных с заболеваниями системы крови.
2. Методика пальпации поверхностно расположенных лимфатических узлов, определение их размеров, консистенции, подвижности, болезненности, спаянности с кожей, окружающими тканями и между собой, состояние кожи над ними. Методика пальпации увеличенных лимфоузлов брюшной полости. Пальпация и перкуссия костей, печени и селезенки.
3. Методика выявления основных синдромов: анемии, миелопластического, геморрагического.
4. Методика общего клинического исследования крови, трактовка результатов.
5. Стернальная пункция, трепанобиопсия, пункция, биопсия лимфоузла с приготовлением гистологического препарата – методика, диагностическое значение.
6. Методика основных коагуляционных проб, характеризующих состояние свертывающей системы.
Коагулограмма, интерпретация результатов.
Оснащение занятия.
1. Демонстрационные материалы, включенные в обучающую программу (рисунки, таблицы, схемы, слайды, видеофильмы).
2. Тесты первого уровня для определения исходного уровня знаний студентов, тесты второго уровня для оценки конечного уровня знаний.
3. Методические разработки для преподавателей и студентов.
4. Тематические больные.
5. Бланки протоколов «Физическое исследование системы крови» для каждого студента
6. Ситуационные задачи и эталоны ответов к ним.
Необходимые практические умения для усвоения
- Выяснить жалобы у больных гематологического профиля.
- Собрать анамнез.
- Провести общий и местный осмотр больных с патологией системы крови.
- Пальпировать и перкутировать плоские и трубчатые кости.
- Пальпировать лимфоузлы, селезенку, печень, определять их свойства.
- Перкутировать селезенку, печень. Определять границы и размеры.
- Проводить морфологическое исследование крови: определять гемоглобин, число лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов, ретикулоцитов, лейкоцитарную формулу, СОЭ.
- Уметь использовать данные общего анализа крови для диагностики анемии, лейкозов, воспалительных процессов, а также для выявления других гематологических симптомов и синдромов.
- Осуществлять диагностику различных повреждений кроветворной системы с помощью клинических, лабораторных или инстументарных методов исследования.
КАРТА КУРАЦИИ.
Тема: Физическое исследование системы крови
Ф.И.О. больного (ой) ........................................
Пол ...... Возраст ..... Профессия ….. Отделение ………№ палаты......
Расспрос
Жалобы (перечислить в порядке убывающей важности)
Анамнез заболевания ………………………………………………….
Анамнез жизни …………………………………………………………
Осмотр
1. Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое).
2. Сознание (ясное, ступор, сопор, кома).
3. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное).
4. Телосложение (нормостеническое, гиперстеническое, астеническое).
5. Кожные покровы и слизистые (бледность желтушность, землисто-серый оттенок, вишнево-красный цвет, кровоизлияния, следы расчесов, сухость кожи, шелушение, гунтеровский глоссит, альвеолярная пиорея, язвенно-некротическая ангина и стоматит).
6. Волосяной покров( волосы ломкие, секутся).
7. Подкожно-жировой слой (нормальное развитие, повышенное, пониженное, чрезмерное, кахексия).
8. Лимфатические узлы (не видны, видны (какие группы лимфоузлов, их величина, состояние кожи над ними).
9. Костно-мышечно-суставная система (указать отклонение от нормы).
10. Отеки нет или есть (локализация).
11 Живот (симметричен, взбухание в левой половине).
Пальпация
1. Пальпация лимфатических узлов (величина, болезненность, консистенция, подвижность, спаянность с кожей, между собой и подлежащими тканями).
2. Пальпация плоских костей или эпифизов трубчатых костей (определение болезненности).
3. Пальпация селезенки: не пальпируется, пальпируется (консистенция, болезненность, поверхность ровная или неровная, подвижность).
4. Пальпация печени: не пальпируется, пальпируется, консистенция, поверхность, болезненность, размеры, состояние края.
Перкуссия
1. Перкуссия плоских костей или эпифизов трубчатых костей (определить болезненность).
2. Перкуссия селезенки (стоя или лежа на правом боку (методом В.П. Образцова), размеры (поперечник, длинник селезенки).
Аускультация
Аускультация селезенки шум трения брюшины: не выслушивается, выслушивается.
6. Стул,мочеиспускание, цвет кала и мочи.
Заключение о физическом состоянии системы крови.
8. Исследовал студент ……………………………
Дата
- Примечание.
Тестовый контроль для определения исходного
уровня знаний
- Перечислите органы кроветворения:
а) лимфоидная ткань
б) селезенка
в) печень
г) тимус
д) костный мозг
е) вирховская железа
- Какая клетка является родоначальницей всех клеток крови:
a) ретикулярная клетка
b) гемогистобласт
c) стволовая клетка
d) плазматическая клетка
e) гистобласт
- Гематокрит это:
a) соотношение лейкоцитов и эритроцитов в крови
b) соотношение эритроцитов и плазмы крови
c) соотношение форменных элементов крови и плазмы
- Гранулоциты представлены:
а) нейтрофильными лейкоцитами
б) моноцитами
в) палочкоядерными нейтрофилами
г) лимфоцитами
- Агранулоциты представлены:
а)лимфоцитами
б)базофилами
в)эозинофилами
г)сегментоядерными нейтрофилами
- Слабость, обмороки, извращение вкуса и обоняния наблюдаются при анемии:
а) В12-дефицитной
б) гипопластической
в) гемолитической
г) железодефицитной
- В12-дефицитная анемия развивается при:
а) атрофическом гастрите
б) желудочном кровотечении
в) легочном кровотечении
г) дефиците факторов свертывания
- Желтуха, гепатоспленомегалия, темный цвет мочи наблюдаются при анемии:
а) апластической
б) гемолитической
в) железодефицитной
г) острой постгеморрагической
- При хроническом лимфолейкозе происходит увеличение:
а) печени, селезенки, сердца
б) печени, селезенки, лимфатических узлов
в) селезенки, сердца, почек
г) селезенки, сердца, щитовидной железы
- Тромбоцитопения наблюдается при:
а) болезни Верльгофа
б) гемофилии
в) железодефицитной анемии
г) В12 –дефицитной анемии
.