Контроль конечного уровня знаний - 20 мин

Тема №15. Применение языков программирования в решении медицинских задач

Цель: Изучить операторы: ветвления, выбора. Изучить структуру подпрограмм, формирование процедур и функций и обращение к ним. Дать понятие о структуре модуля; класса; объекта. Знакомство с тремя принципами объектно-ориентированного программирования. Дать понятие поля, свойства, события, методов. Изучить компонент ListBox.

Задачи обучения:Формирование умений и навыков создания программ с ветвлениями; создания и использования подпрограмм, описания класса и присваивания объектов.

Организационная часть - 5 мин

Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов, кто не готов к занятию, проверка конспектов.

Количество формируемых компетенций:знания, практические навыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

1. Условный оператор и оператор выбора.

2. Структура подпрограммы (функции и процедуры).

3. Структура модуля. Понятие класса.

4. Три принципа объектно-ориентированного программирования.

5. Поля, свойства, события, методы.

6. Компонент ListBox, его основные свойства и методы.

Перерыв - 10 мин

Методы обучения и преподавания: выполнение типовых заданий. Видеолекция. АКТ №185(1) 03.03.15г. «Сooperation Learning». АКТ №411 20.04.2015г. Интеллект – карта. АКТ №181 03.03.2015г.

Самостоятельная работа студентов - 50 мин

Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.

Задание №1

Разработка проекта МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ

Постановка задачи

Создать программу, с помощью которой можно выполнить:

после запуска программы пользователь выбирает с помощью мышки или стрелок название термина и нажимает клавишу Enter. На экране появляется определение термина (рис.1).

Контроль конечного уровня знаний - 20 мин - student2.ru

Рисунок 1

Пояснения:Новыми в этой работе являются использование компоненты ListBox (список) на странице палитры компонентов Стандартные (Standard), использование встроенного редактора для ввода информации Редактор строк (String List Editor) и алгоритм выбора (оператор Case), использование компоненты Image на странице палитры компонентов Дополнительно (Additional), а также обработка события на нажатие клавиши клавиатуры.

Практические навыки: Балл
Работа с проектами
1. Открыть новый проект.  
Разместить в форме компоненты в соответствии с рис. № 1, 2.
Выполните следующие действия в соответствии по табл. № 1, 2.
Работа с програмным кодом в окне редактора кода- Unit 1. рas
Перейти на страницу События (Events) окна Инспектора объектов (Object Inspector), найти событие, написать код программы в соответствии по табл. № 1, 2.
Сохранить проект.
Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.
Дать новое название окно проекта Form1.
Изменить название и размер компонента.
Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.
Дополнительные задания.

План разработки программы

1. Открыть новый проект. Дать название форме Медицинский словарь.

2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 2.

Контроль конечного уровня знаний - 20 мин - student2.ru

Рисунок 2

3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr3.pas и Project3.dpr

4. Запустить программу.

5. Выполнить следующие действия:

Таблица №1

Выделенная компонента Окно инспектора объектов Имя свойства Действие
Image1 Параметры (Properties) Left
Top
Height
Width
Picture Вставьте картинку
Stretch True
ListBox1 Параметры (Properties) Height
Width
Top
Cursor crHandPoint
Label1 Параметры (Properties) Caption Удалить название
AutoSize (изменение размера в зависимости от текста в Caption) False
WordWrap (разрыв строки) True
Alignment (выравнивание текста) taCenter
Height Width Установите подходящие размеры.

6. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора (рис.3) ввести названия терминов, каждый на новой строке.

Сохраните набранный текст под именем Termin.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK.

Контроль конечного уровня знаний - 20 мин - student2.ru

Рисунок 3

7. Выполнить следующие действия:

Таблица №2

Выделенная компонента Окно инспектора объектов Имя свойства Действие
ListBox1 События (Events) OnKeyPress If key=#13 then case ListBox1.ItemIndex of 0:Label1.Caption:='Аномально высокая чувствительность (гиперчувствительность) иммунной системы к безобидным для организма веществам (аллергенам), приводящая к воспалительной реакции, порой опасной для жизни'; 1:Label1.Caption:='Симптом печеночной патологии - желтоватый оттенок кожи, конъюнктивы и белков глаз'; 2:Label1.Caption:='Комплекс процессов, запускаемых в организме при появлении в нем болезнетворных микробов (бактерий, вирусов и т.п.) и раковых клеток. Ведет к нейтрализации и уничтожению'; 3:Label1.Caption:='Биологический катализатор - белок, обеспечивающий протекание в организме специфической биохимической реакции, синтеза того или иного типа необходимых молекул'; 4:Label1.Caption:='Жироподобное вещество (липид), входящее в состав клеточных мембран и желчи, а также постоянно циркулирующее в крови в составе липопротеинов. Его избыток повышает риск атеросклероза.'; end;

8. Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.

Дополнительные задания

1. Изменить интерфейс программы: шрифты, цвет экрана и букв.

2. Сделать так, чтобы когда курсор мыши находится в поле ListBox1, появлялась подсказка о том, что надо сделать (см. задание №2 урока Современные программные средства).

3. Разместите на форме кнопку Выход.

Задание №2

Создание проекта «Пульс».

Практические навыки: Балл
Работа с проектами
2. Открыть новый проект.  
Разместить в форме компоненты в соответствии с рис. № 1, 2.
 
Работа с програмным кодом в окне редактора кода- Unit 1. рas
Перейти на страницу События (Events) окна Инспектора объектов (Object Inspector), найти событие, написать код программы в соответствующему компоненту.
Сохранить проект.
Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.
Дать новое название окно проекта Form1.
Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.

План разработки программы:

  1. Открыть новый проект. Дать новое название форме.
  2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 1.

Контроль конечного уровня знаний - 20 мин - student2.ru

Рисунок 1

  1. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr4.pas и Project4.dpr
  2. Запустить программу.

5. Выполнить следующие действия :

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, Buttons, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Edit1: TEdit;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

BitBtn1: TBitBtn;

Label3: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

P: integer;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

P:=StrToInt(Edit1.Text);

{If P<=60 Then Label2.Caption:='У Вас - брадикардия';

If (P>=60)and(P<=80) Then Label2.Caption:='Сердцебиение в норме';

If P>80 Then Label2.Caption:='У Вас - тахикардия'; }

If P<=60 Then Label3.Caption:='У Вас - брадикардия';

If (P>=60)and(P<=80) Then Label3.Caption:='Сердцебиение в норме';

If P>80 Then Label3.Caption:='У Вас - тахикардия';

end;

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text:=' ';

Label3.Caption:=' ';

end;

end.

Окончательный вид окна Формы для выполнения проекта:

Контроль конечного уровня знаний - 20 мин - student2.ru

Рисунок 2

Литература:

1. С. И. Бобровский. Учебный курс Delphi7. Питер, 2006г.

2. Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая. Программирование на языке Паскаль. Санкт-Петербург, 2005 г.

3. Н.Культин. Учебный курс Delphi Санкт-Петербург, 2005 г.

4. Н.Культин. Delphi в задачах и примерах. Санкт-Петербург, 2005 г.

5. Е.Р. Алексеев, О.В. Чесноков. Шаг за шагом. Москва, 2005 г.

Перерыв - 10 мин

Работа студентов с преподавателем: - 25 мин

После окончания практической части работы преподаватель проверяет правильность полученных результатов. Затем преподаватель анализирует основные вопросы темы вместе со студентами и разбирает его практическое применение.

Контроль конечного уровня знаний - 20 мин

Преподаватель проверяет итоги практических работ студентов. Анализируя тему, разбирает допущенные ошибки6 останавливается на некоторых вопросах темы.

Контроль - 5 мин

Контроль

Вопросы:

1. Условный оператор (if ).

2. Оператор выбора (case).

3. Что такое подпрограмма?

4. Что такое формальный и фактический параметры?

5. Что такое функция?

6. Каков общий вид инструкции обращения к функции?

7. Как объявляют функцию?

8. Что такое процедура?

9. Как объявляют процедуру?

10. Какова инструкция вызова процедуры?

11. Три принципа объектного программирования: наследование, полиморфизм, инкапсуляция.

12. Что такое класс?

13. Что такое деструктор и конструктор?

14. Что такое событие?

15. Что такое метод?

16. В какой вкладке палитры компонентов находится компонент ListBox?

17. Что содержит свойство Items компонента ListBox?

18. Назначение свойства ItemIndex компонента ListBox.

Наши рекомендации