Деятельность и общение. Игра
Справочные материалы
Таблица 1
Развитие форм общения с взрослым у детей от рождения до 7 лет (по М.И.Лисиной)
№ п/п | Параметры форм общения | ||||||
Формы общения | Примерная дата появления в онтогенезе | Место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка | Содержание потребности в общении (ведущий вид выделен) | Ведущий мотив общения (выделен) | Основные средства общения | Значение формы общения в общем развитии психики | |
Ситуативно-личностная (непосредст-венно-эмо-циональ-ная) | 0; 02 (2 мес.) | Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей | Потребность в доброжелательном внимании взрослого | Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связан-ный с действиями ребенка | Экспрессивно-мимические операции | Неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хва- . танием | |
Ситуатив-но-деловая (предметно-действенная) | 0; 06 (6 мес.) | Общение развертывается в ходе совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает | Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве | Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности | Предметно-действенные операции | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи | |
Внеситуативно-познавательная | 3; 0-4; 0 года | Общение развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении | Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире | Речевые операции | Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления | |
Внеситуативно-личностная | 5; 0—6; 0 лет | Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию | Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг | Речевые операции | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мо-тивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению |
Краткая характеристика основных форм общения ребенка
дошкольного возраста со сверстниками
(по М.И.Лисиной, А.Г.Рузской)
Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2 - 4
годы жизни ребенка). Главенствующее положение в рамках данной формы общения занимает деловой мотив (это лишь условное название). В 2-3 года и позднее детей привлекает сам процесс совместных действий: манипуляции, сооружение построек, убегание, а результат часто вообще исчезает из виду. Особенности этой формы общения обусловливают нечеткость образа ровесника у ребенка. В сверстнике воспринимается лишь отношение к себе. В образе себя сформируется только позитивный диапазон.
Ведущими в общении являются экспрессивно-мимические средства коммуникации; эмоциональные экспрессии отличаются повышенной силой, нередко они просто чрезмерны. Весьма значительное место занимают предметно-действенные операции, особенно у детей со слаборазвитой речью. Будучи ситуативно обусловленной, она, как правило, мало представлена в контактах 2 - 3-летних детей и уже заметнее — у детей 3-4 лет (5 и 75% соответственно). Дошкольники 2-4 лет не способны договориться друг с другом; общаясь, они практически не видят и не слышат друг друга.
Самая генетически ранняя форма общения детей со сверстниками не повторяет ни одну из форм сферы общения дошкольников со взрослым. Ребенок ищет то особенное, что он может получить только от ровесников. С ними он чувствует себя свободно и на равных, получая возможность составить представление о своих достоинствах и недостатках путем сопоставления с близким к нему существом. Общение со сверстником способствует развитию инициативы детей, благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций, помогает становлению самосознания малыша и формированию основ его личности.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (4-6 лет) наиболее типична для дошкольного детства. Примерно в 4 года у детей сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников — сюжетно-ролевой игры, которая, начиная с 4-х лет, становится по-настоящему коллективной. Дети пытаются наладить между собой деловое сотрудничество. Эта направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Потребность в игровом сотрудничестве опредмечивается в деловых мотивах общения детей. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у них в процессе занятий: игры, выполнения бытовых операций и др. Деловые качества самого ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращения друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремиться стать объектом интереса и оценки своих сверстников. Дошкольник пятого года жизни относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым (плохо отражает портретные черты, редко обращает внимание на особенности его душевного состояния). Зато он чутко воспринимает все тонкие нюансы отношения ровесников к самому себе – ребенок сразу усиливает воздействия, вызывающие одобрение, смех; прилагает разнообразные усилия, чтобы обратить на себя внимание отвлекающихся товарищей. Таким образом, дошкольники относятся к сверстнику как к "невидимому зеркалу" – они ищут в нем лишь свое собственное отражение. Вместе с тем дошкольник очень внимательно слушает, что говорят старшие о других детях; характерно, что он немедленно примеривает к себе все то, что говорят о других, он склонен ревниво оспаривать их успехи и преувеличивать их промахи. Такое непрестанное сопоставление себя с другими детьми служит важным средством в формировании у дошкольников представления о себе. Ребенок научается оценивать свои практические умения и получает первое представление о своих знаниях. Правда, его мнение о своих личностных достоинствах явно преувеличено, но это порождает у дошкольников своеобразный детский оптимизм, благоприятствующий успеху ребенка в новых делах и смелости в новых предприятиях. Дошкольникам свойственна манера соревноваться, т.е. склонность к конкуренции. Это связано со вторым по значению содержанием потребности в общении — потребности в признании и уважении. Ситуативно-деловая форма общения сверстников благоприятствует развитию основ личности и самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, активнос-ти, творческого и самобытного начала в самом широком смысле этого слова. Неблагополучие в сфере общения со сверстником мешает становлению этих важнейших процессов: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно. 1
Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет).
В самом конце дошкольного возраста складывается новая форма общения, которая называется внеситуативно-деловой. Она наблюдается лишь у немногих детей на фоне неуклонного роста числа внеситуативных контактов. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, — жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический характер — оно развертывается на фоне совместной игровой деятельности детей. Однако значительно изменяется сама игра. На смену сюжетных игр приходят игры с правилами, которые приобретают целенаправленность и результативность. У детей возникает необходимость договориться, спланировать совместные действия, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Конечно, контакты между детьми 6-7 лет отнюдь не ограничиваются деловыми соображениями. Дошкольники беседуют на познавательные и личностные темы, но деловые мотивы все же занимают определяющее положение благодаря своему значению для ведущей деятельности. В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, однако ведущее место принадлежит речи.
Деятельность и общение. Игра
Таблица 2
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (по Д. Б. Эльконину)
При нормальном развитии ребенка I уровень соответствует 3-4 годам, II – 4-5, III – 5-6, IV 0- 6-7 годам
Показатель игры | I уровень | II уровень | III уровень | IV уровень |
Основное содержание игры | Действия с определенными предметами , направленные на соучастника игры | В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному | Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры | Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям |
Характер игровой роли | Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения | Роли называются Намечается разделение функций Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью | Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения | Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры Ролевые функции детей взаимосвязаны Речь носит ролевой характер |
Характер игровых действий | Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций | Логика действий определяется жизненной последовательностью Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий | Логика и характер действий определяются ролью Действия очень разнообразны | Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику Они очень разнообразны Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры |
Отношение к правилам | Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей Правила отсутствуют | Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание | Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает» Вычленяется правило поведения, которому дети под чиня -ют свои действия Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание Нарушение правил лучше замечается со стороны | Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил Правила ясно вычленены В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое |