Работа № 4
Ассоциативный эксперимент
Цель исследования:убедиться, что образование систем временных связей между словами , то есть ассоциации. Их изучение позволяют выявить некоторые индивидуальные осо-бенности высшей нервной деятельности человека.
Объект исследования:человек
Оборудование: карточки с записанными словами. Часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
Обследуемому дают инструкцию: « Вам сейчас будут читать слова, отвечайте на каждое первым пришедшим в голову словом, которое возникает у Вас в связи с услышанным по ассоциации». При ответах обследуемого регистрируют латентный период ( время, необходимое для возникновения ассоциации) и слова ассоциации.
Анализ полученных данных:
1) Работоспособность.В норме латентный период (ЛП) возникновения ассоциаций составляет 0,5-2 сек. Увеличение ЛП свидетельствует о снижении силы возбудительного процесса, преобладании торможения. Заметное увеличение ЛП к концу эксперимента свидетельствует о высокой истощаемости нервных процессов, низкой работоспособности. Многословные реакции указывают на ослабление активного торможения.
2) Богатство ассоциаций.По качеству все ответы делятся на высшие и низшие речевые реакции.
I. Высшие речевые реакции
а) обще-конкретные: ответ содержит качественную характеристику явления ( ствол- дерево, лето -жарко),составлено по контрасту (верх-низ) или по смежности ( трамвай –рельсы).
б) индивидуально-конкретные (город-Киев, море - Черное).
в) абстрактные: ответ является родовым понятием по отношению к названому слову (соловей – птица, квас – напиток).
II. Низшие речевые реакции
а) ориентировочные: вместо ответа вопрос (огонь – где?, город – какой?)
б) отказные: ассоциации не возникает
в) созвучные: (коса – оса, овес – пес)
г) экстрасигнальные: обследуемые отвечают словом, связанным с не задаваемым словом, а с ситуацией эксперимента
д) междометные (ой, ах, ну)
е) первесерирующие: на два, три и более слов испытуемый отвечает одним и тем же словом (дорога –длинная, день – длинный)
ж) атактические: реакции связанные ни со словом стимулом, ни с ситуацией (еда –ухо, врач –керосин).
В норме высшие речевые реакции должны составлять 95-100% ответов, 65-70% (13-14 слов) обще-конкретные, 5-10% (1-2 слова) индивидуально – конкретные, 20% (4 слова)- абстрактные. В этом случае можно говорить о большом разнообразии, богатстве временных связей. Повышение количества низших речевых реакции свидетельствуют о снижении аналитико-синтетической деятельности мозга.
3) Тип ВНД. Если среди слов ассоциации преобладают образные слова, то тип ВНД - художественный. Если абстрактные ассоциации составляют более 20%, то тип ВНД – мыслительный. Для смешанного типа ВНД в ровной мере характерны ассоциации первого и второго типа.
4) Проявление условного торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 6-10 сек., являются для обследуемого условным тормозом.
Примерные перечни слов для ассоциативного эксперимента (3 и 4 строчки слов являются более сложными, так как они содержат больше абстрактных понятий).
1. море 1. шкаф 1.огонь 1.вешалка
2. небо 2. горд 2.сад 2.парта
3. листья 3. сват 3.смех 3. театр
4. звезды 4. ветка 4.лес 4.мост
5. берег 5.перо 5.красный 5.школа
6. духи 6.воробей 6.платье 6.глаза
7. корабль 7.кролик 7.север 7.кошка
8. компьютер 8.свеча 8. любовь 8.диван
9. картина 9.рама 9.вечер 9.перо
10. слезы 10. дорога 10.радость 10.самоуверенность
11. яблоко 11.платье 11.сон 11.солидарность
12. радость 12.чернила 12.хлеб 12.масса
13. волосы 13.туфли 13.дело 13.восторг
14. график 14.кошка 14.болезнь 14.дорога
15. окно 15.помидор 15.труд 15.нож
16. ветка 16.нитка 16.брат 16.книга
17 лицо 17.тетрадь 17.обида 17 табак.