Тема: Токсичность пестицидов
Цель:изучить особенности токсического влияния пестицидов на рыб.
Материалын оборудование:живая рыба, аквариум с отстоянной водопроводной водой, хлорофос, набор инструментов (кювета, скальпель, пинцет, ножницы, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электрическая лампа, ЭПГ, электростимулятор.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсикантом).
2 Проведете сравнительный анализ поведения рыб в различных вариантах опыта.
3 Проведите сравнительное электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите поталогоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Пестициды (ядохимикаты) относятся к различным классам химических соединений: мышьякосодержащие, хлорорганические, фосфорорганические, сероорганические, ртутноорганическне, производные карбомнновой, феноксиуксусной кислот, нитрофенола, соли тяжелых металлов, алкалоиды и др.
Токсическое влияние пестицидов на рыб проявляется как в прямом токсическом действии, так и в косвенном и в изменении экологических условий водоема. Наиболее токсичными для водной фауны хлорорганические соединения, действующие как нервный яд.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопроводной водой. Один ив них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном растворите хлорофос, из расчета концентрации 100 мл/л. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их в контрольный и опытный аквариумы. После пересадки рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением. Обратите внимание на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие слизеотделения, судорог мышц и плавников.
После начала опытов регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стуком по стеклу), прикосновением палочки, светом лампочки, электрическим током, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно необходимо давать рыбе успокоиться. Через час с начала опытов проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите глубину и частоту дыхания в различных вариантах эксперимента).
После наступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите осмотр внешних органов и тканей. Особое внимание уделите на количество слизи на кожных покровах и жабрах, ее цвет, консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Вскройте подопытных рыб и исследуйте состояние внутренних органов и тканей (мышцы, печень, почки, кровь, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска консистенция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах опытных рыб.
Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите сравнительный анализ полученных данных и сделайте выводы о токсичности хлорофоса на рыб.
Таблица – Результаты токсического влияния хлорофоса
№ п/ п | Показатели | Контроль | Хлорофос |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Характеристика крови | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Каковы симптомы отравления рыб хлорофосом?
2 Как проявляется токсическое действие пестицидов?
3 В чём состоят отличительные особенности токсического влияния на рыб пестицидов?
Лабораторная работа № 11
Тема: Токсичность поверхностно-активных веществ (ПАВ)
Цель: изучить особенности токсического влияния поверхностно-активных веществ на рыб.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, стиральный порошок, набор инструментов (кювета, пинает, ножницы, скальпель, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсенкантом).
2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в разных вариантах опыта.
3 Проведите сравнительное эдектропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
В настоящее время в промышленности и в быту широко применяются различные синтетические поверхностно-активные вещества и получаемые на их основе детергенты, которые темя или иными путями попадают в рыбохозявственные водоемы. Характерной особенностью этих веществ является способность оказывать прямое токсическое действие на гидробионтов. При отравление ПАВ рыба всплывает к поверхности воды, находится в возбужденном состоянии, у нее учащается дыхание, нарушается равновесие. Гибнет рыба с широко открытым ртом и жаберными крышками. Тело и жабры покрываются слизью, которая разрушается и отпадает кусками.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной в течение суток водопроводной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном аквариуме тщательно растворите стиральный порошок «Персил» или «Лоск», из расчета концентрации 100 мл/л. Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите их в контрольный и опытный аквариумы.
После посадки рыб проведите постоянные наблюдения за их поведением. Особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и общей двигательной активности. После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 минут возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно необходимо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После наступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Затем вскройте рыб и проведите исследование внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка), и отметьте в каких органах произошли патологические изменения (окраска, консистенция, кровоизлияния и т.д.) под влиянием токсиканта.
Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите их сравнительный анализ и сделайте вывод о токсичности поверхностно активных веществ.
Таблица – Результаты проявления токсичности ПАВ
№ п/п | Показатели | Контроль | ПАВ |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Как проявляется токсичное действие ПАВ?
2 Каковы симптомы отравления рыб ПАВ?
3 В чем проявляются отличительные черты токсичности ПАВ?
Лабораторная работа № 12