Требования к уровню освоения
Кафедра Высшей и прикладной математики
Одобрено УМС факультета
информационных технологий
МАТЕМАТИКА
И ИНФОРМАТИКА
(раздел Математика)
Учебно-методический комплекс
Для специальности:
031202 Перевод и переводоведение
Москва
Авторы-составители: д. физ.-мат. н.,профессор,
заведующий кафедрой М.В. Зайцев
доцентЕ.Н.Григорян
Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика и информатика» (раздел Математика) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Основной образовательной программы) по специальности 031202 «Перевод и переводоведение».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………..4
1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………...…...……..4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………………….5
3. Объем дисциплины ……………………………………………………………….5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ……………….6
4. Содержание курса…………………………………………………………..…….8
5.Темы практических и семинарских занятий……....……………………………11
6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………………..24
7. Вопросы для подготовки к экзамену………………….………………………..75
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………...78
8.1. Литература ………………………………………………………………..78
8.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………………….78
8.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины ………………………………………………………………79
9. Инновационные технологии, используемые
в преподавании дисциплины………………………………………………………80
Введение
На современном этапе математика проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Это объясняется, во-первых, тем, что она способна создавать модели изучаемых явлений, а, во-вторых - используется для обработки цифровых данных (как средство расчета).
В настоящее время различные численные и аналитические методы используются не только в естественных, но и в гуманитарных науках, например в социологии, психологии, лингвистике, политологии, культурологи, регионоведении, юриспруденции и т.д.
В психологических исследованиях математика используется для статистической обработки результатов; для планирования эксперимента и прогнозирования ожидаемых результатов; для разработки и построения математических моделей различных психологических явлений, процессов и состояний.
Математика помогает психологу эффективно разбираться в сложном экспериментальном материале. Наиболее важным в любом эксперименте является четкая постановка задачи, тщательное планирование эксперимента, построение непротиворечивых гипотез.
В курсе изучаются следующие разделы: аксиоматический метод; основные математические структуры; составные структуры; вероятности.
В результате изучения курса математики студенту необходимо усвоить эти основные понятия, т.к. перечисленные математические науки, дисциплины, их отдельные теории и положения позволяют психологу:
1) доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов;
2) строго обосновывать экспериментальные планы;
3) обобщать данные эксперимента;
4) находить зависимости между экспериментальными данными;
5) выявлять наличие существенных различий между исследуемыми группами;
6) строить статистические предсказания;
7) избегать логических и содержательных ошибок и многое другое.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины состоит в изучении основного аппарата теории множеств, математической логики, теории графов, теории вероятностей, теории игр для анализа и моделирования реальных психологических процессов в условиях профессиональной деятельности. Параллельно решается задача научить студента применять полученные знания на практике.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы сформировать у студентов научное мировоззрение, развить логическое мышление, умение решать математические задачи, обучить количественному анализу с помощью математических инструментов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
· иметь представление об основных математических процедурах и способах их применения;
· знать основные понятия, определения, аксиомы, теоремы и их следствия математической логики, основные законы распределения вероятностей случайного события;
· уметь моделировать процессы; связанные с прикладными задачам психологии; рассчитывать основные характеристики систем; самостоятельно пользоваться справочными пособиями при решении прикладных задач;
· приобрести навыки нахождения решений в логических задачах;
· владетьметодами постановки и решения теории игр.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ