Задания по правовому регулированию рекламной деятельности
3.
Журнал поместил в рекламном макете торговой фирмы фото девочки из студии бальных танцев. Фото было взято из ранее опубликованной статьи в другом издании. После выхода рекламного макета в газете в редакцию поступили претензии от руководителя студии бальных танцев. Он предъявил доказательства, что фото делали по его заказу, он за него платил, и поэтому редакция нарушила его право распоряжаться им. Редакция сочла его претензии необоснованными, т.к. на снимке нигде не стоял значок копирайта, не было указано нигде, что на эту фотографию кто-то обладает защищенными правами.
Вопросы: Кто является автором, обладателем авторских прав на данный снимок? Как разрешить дело?
Ситуационные задания по теме «Защита товарного знака
и фирменного наименования»
4.Часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, маркированные товарным знаком, принадлежащим заводу. Возражая против иска, ответчик сослался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией. Поэтому, по его мнению, ответственность перед часовым заводом должен нести не он, а производитель данных часов, который незаконно маркировал их чужим товарным знаком.
Вопросы: Кто должен нести ответственность за нарушение законодательства о защите товарного знака и фирменного наименования в данном случае? Аргументируйте свой ответ.
5.Государственное унитарное предприятие, производящее фруктовые соки, выпустило в продажу партию бутылок с минеральной водой с указанием на бутылках наименования «Минеральная вода типа «Ессентуки». Закрытое акционерное общество «Минеральные воды», имеющее свидетельство на право использования наименования «Ессентуки» заявило о незаконности использования подобного наименования места происхождения товара. В ответ на это предприятие пояснило, что оно, во-первых, указало подлинное место происхождения товара, поскольку получает воду для разлива из скважины, расположенной в черте города Ессентуки, а во-вторых, приобрело лицензию от производственного кооператива, впервые зарегистрировавшего указанное наименование сроком на 20 лет в администрации города Ессентуки.
Вопросы: Имеет ли место нарушение законодательства о защите наименования места происхождения товара? Аргументируйте свой ответ.
6.Фирма «Фольксваген АГ» обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением о защите исключительных прав фирмы на товарные знаки: Volkswagen, VOLKSWAGEN и логотипа VW и признании рекламы недобросовестной. Представитель заявителя фирмы «Фольксваген АГ» пояснил, что ООО «Аспект-Моторс» нарушило ФЗ «О рекламе», так как использовало зарегистрированные, в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков (внесены в реестр Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности), товарные знаки фирмы «Фольксваген АГ», в целях привлечения интереса к деятельности общества в журналах «Покупай лучшее», «Выбирай», а также в наружной рекламе с указанием товаров (автомобилей), производимых фирмой «Фольксваген АГ».
Представитель ООО «Аспект-Моторс» с данными исковыми требованиями не согласен, мотивируя тем, что реклама, содержащая сведения о наименовании и месте происхождения ООО «Аспект-Моторс», а также изображение автомобиля и товарные знаки, направлена лишь на извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и привлечения интереса покупателей к товару, производимому фирмой «Фольксваген АГ», а не к деятельности общества.
Вопрос: Имеет ли место нарушение законодательства о защите товарного знака, фирменного наименования и наименования места происхождения товара? Аргументируйте свой ответ.
7. На отечественном рынке одежды появились изделия российской компании ООО «Руссо» с товарным знаком GIANNI ARMANI. По звучанию товарный знак явно напоминал известный знак GIORGIO ARMANI группы компаний ARMANI, хотя по стилю изображения и отличался от него. Таким образом, было налицо паразитирование на известном бренде. Однако товарный знак GIANNI ARMANI был зарегистрирован в Роспатенте для тех же классов, что и знак GIORGIO ARMANI.
Владелец товарного знака GIORGIO ARMANI обратился в Роспатент с требованием аннулировать регистрацию товарного знака GIANNI ARMANI. По мнению заявителя, регистрация оспариваемого знака была произведена с нарушением Гражданского кодекса РФ.
ООО «Руссо» не согласилось с указанными доводами. Компания привела следующие аргументы. Слову ARMANI не присущи оригинальность и своеобразность звучания. Сильными элементами знака являются слова GIORGIO и GIANNI, поскольку они воспринимаются российскими потребителями как экзотические. Эти слова не являются сходными в силу разности их фонетического состава.
Вопрос: Имеет ли место нарушение законодательства о защите товарного знака, фирменного наименования? Аргументируйте свой ответ.
Ответ: Речь идет о пунктах, в силу которых не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:
· являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (абзац 1 п. 3. ст. 1483 ГК РФ);
· тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации (абзац 2 п. 6. ст. 1483 ГК РФ);
· тождественных имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника (абзац 2 п. 9. ст. 1483 ГК РФ).
По п. 3 ст. 1483 ГК РФ имя GIANNI и фамилия ARMANI вызывают ассоциацию с известными итальянскими именами и фамилиями и представляют ложные сведения относительно изготовителя товара.
По п. 6 ст. 1483 ГК РФ оспариваемый знак сходен до степени смешения с каждым из принадлежащих группе компаний ARMANI международных товарных знаков, которые зарегистрированы в отношении однородных товаров. Фонетическое, визуальное и семантическое сходство оспариваемого знака со знаком GIORGIO ARMANI обусловлено наличием совпадающих слогов, близким составом гласных и согласных, совпадением места ударения в первом элементе и полным совпадением второго элемента.
По п. 9 ст. 1483 ГК РФ оспариваемый знак воспроизводит фамилию всемирно известного модельера ARMANI.
Таким образом, регистрация товарного знака GIANNI ARMANI была произведена в нарушение оснований ст. 1483 ГК РФ и должна быть аннулирована.
Задания по правовому регулированию рекламной деятельности
8. В программе «Новости +» Государственного муниципального учреждения Областная телерадиокомпания «Русь» (г. Кострома), в которую обычно включаются короткие видеорассказы об интересных людях, был показан сюжет о двух профессиональных художницах-фитодизайнерах Ольге и Нине, мечтающих заняться приобщением граждан к своему искусству. Репортаж завершался фразой журналиста: "Не знаю, как вам, а мне покупать рыночные полуувядшие цветы не хочется».
Предприниматели, торгующие цветами на городском рынке Костромы, обратились в антимонопольный орган с заявлением о ненадлежащей рекламе, которую представлял, по их мнению, этот репортаж. Антимонопольный орган согласился с заявителями и выдал телерадиокомпании предписание об осуществлении контррекламы. «Русь» обвинялась в нарушении п. 1 ст. 14 (распространение рекламы без предварительного сообщения в телепрограммах и телепередачах) и абзац 1 п.2 ст. 5. (недобросовестная реклама) Закона «О рекламе».
Во-первых, речь шла о конкретных физических лицах (художницах Ольге и Нине), о товаре («здесь рождаются букеты» и фитокомпозиции «для оформления витрин, выставок, свадеб, календарей и открыток»), идеях и начинаниях («наконец-то готова к осуществлению мечта Ольги и Нины о создании цветочного салона»).
Во-вторых, информация сюжета предназначалась неопределенному кругу лиц и своим изобразительным и текстовым содержанием формировала и поддерживала интерес к Ольге и Нине, их товару, а также способствовала реализации этих товаров, идей, начинаний.
Высказывание журналиста в завершении репортажа антимонопольный орган признал некорректным сравнением рекламируемого товара с товаром юридических и физических лиц, торгующих на Центральном рынке г. Костромы, порочащим их деловую репутацию.
Таким образом, речь идет о недобросовестной рекламе, причем не выделенной специальным предупреждением.
Редакция телекомпании «Русь» не согласилась с этим решением и обжаловала его в суде.
Вопрос: Имеет ли место нарушение законодательства о рекламе? Аргументируйте свой ответ.
Ответ:Решение антимонопольного органа о привлечении телекомпании к ответственности признано недействительным.
Аргументы суда сводились к следующему:
Упомянутые в видеосюжете физические лица не были надлежащим образом индивидуализированы. Исходя из тех данных, которые имелись в передаче (изображение, имена, образование), потребитель практически не в состоянии найти этих лиц собственными силами.
Создаваемые названными физическими лицами композиции из сухих цветов рассматривались в передаче как объекты прикладного искусства, результаты творческого труда. Сюжет не содержал информации, позволяющей сделать вывод о том, что упомянутые композиции реализуются либо предлагаются как товар, т. е. на коммерческой основе за деньги.
3. Идея художниц - заняться обучением горожан искусству фитодизайна носит просветительский характер, неразрывно связана с творческими способностями самих художниц и может быть воплощена в жизнь только ими. Информация о наличии такой идеи помочь ее реализации не может. Что касается мечты художниц сделать свое искусство достоянием костромичей, то указанное желание не имеет отношения к предпринимательству.
Таким образом, представленный материал не носил рекламного характера и, следовательно, нарушения Закона «О рекламе» не представлял.
9.
В торговой сети продается водка «Пять озер». Реклама этой водки распространяется в виде буклета, прикрепленного к бутылке, и имеет содержание: «Пять озер. Первая сибирская водка, вошедшая в ТОП-10 самых продаваемых в мире марок водки. Сибирская водка №1. Мы производим эту водку в Сибири, вдали от шума и суеты, в краю чистых озер и первозданной тайги. Для «Пяти озер» используется природная вода, питающая таёжные озера. Эта вода не просто чистая. Она уникальная. Содержит серебро и способна исцелять. В народе её называют «живой водой». Вопрос: Нарушает ли данное сообщение Закон «О рекламе»? Если да, то положения какой статьи нарушаются?
Ответ:Хотя речь в буклете и идет о «живой воде», однако она (вода) является составляющей водки, и вся информация в буклете воспринимается как информация о водке, т.е. рекламой водки «Пять озер». В соответствии со статьей 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического или эмоционального состояния, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
10. На рекламных конструкциях и на магазине «10 пальцев» распространяется реклама с изображением женских сапожек, ягоды клубники, при этом в рекламе приводится фраза: «Отдамся недорого».
Вопрос: Нарушает ли данное сообщение Закон «О рекламе»? Если да, то положения какой статьи нарушаются?
11. На рекламной конструкции размещалась реклама, имеющая текст: «NARCOTIC THRUST DJ ANDY MORRIS (UK)», т.е. с использованием иностранных слов и выражений без приведения перевода на русский язык.
Вопрос:Верно ли решение, что данная реклама акцентирует внимание на слове «NARCOTIC», которое можно прочитать и перевести без словаря как «наркотик»? Нарушает ли подобное рекламное сообщение Закон «О рекламе»?
12.
В газете «Комсомольская правда» № 24 от 11-18 июня 2009 года размещена реклама водки «ПАРЛАМЕНТ», в которой содержатся фразы «Открывая «ПАРЛАМЕНТ», открываешь РОССИЮ», «10 чудес РОССИИ». На заседании экспертно-консультативного совета по рекламе при Бурятском УФАС России было выявлено, что в данной рекламе содержатся оскорбительные сравнения и выражения в отношении России, народов России, которые ассоциируются посредством рекламы с водкой. Таким образом, реклама нарушает требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Вопросы: 1.Согласны ли Вы с решением Бурятского УФАС России?
2. Правомерно ли решение Бурятского УФАС России?
13.
В рекламе сигарет «ПЕТР 1», распространенной в газете «Комсомольская правда» № 24 от 11-18 июня 2009 года с сообщением о проведении стимулирующего мероприятия с текстом: «ПЕТР 1» решает квартирный вопрос, выиграй квартиру в твоем городе», сообщается и привлекается внимание к социально-значимой проблеме как приобретение жилья (квартиры). Из текста рекламы следует, что приобретая сигареты можно решить «квартирный вопрос». Реклама содержит утверждение о том, что приобретение сигарет, а тем самым курение, имеет важное значение для достижения личного успеха, что противоречит требованию пункта 1 части 1 статьи 22 Закона о рекламе.
Вопрос:Согласны ли Вы с данным комментарием рекламы?
14.По решению ФАС в 2005 г. компания ООО «ПИТ Интернейшнл» понесла административную ответственность за размещенную рекламу. В рекламе утверждалось, что пиво «ПИТ» благодаря своей упаковке, обладает рядом преимуществ, которыми не обладает пиво в пластиковой упаковке, в частности, оно защищено от воздействия ультрафиолетовых лучей. Однако как показали результаты независимой экспертизы, данная упаковка пропускает ультрафиолетовые лучи.
Вопрос:Какие положения Закона «О рекламе» нарушены?
Ответ:В ст. 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2. о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
15.
В апреле 2009 в ночном клубе «Акула» (г. Иркутск) была проведена вечеринка «С днем рождения, Ильич». Афиши этого события были расклеены по всему городу: на них был изображен силуэт Владимира Ленина в колпаке в окружении красочных шариков и мороженого. Торжество прошло весело и без происшествий, но вот изображение вождя на афише оскорбило членов Иркутского областного комитета КПРФ. И они написали жалобу в экспертный совет при ФАС (Федеральной антимонопольной службы) России.
Вопросы:
1. Нарушает ли данное сообщение Закон «О рекламе»?
2. Если да, то положения какой статьи нарушаются?
Ответ:
- В данном случае нарушение Закона РФ «О рекламе» по части 6 ст.5 «Непристойный образ» имело место, что подтвердил экспертный совет при ФАС России 10 декабря 2009 г.
- – Это полный абсурд, - считает управляющий ночным клубом «Акула» Павел Сорокин……
16.
В рекламе биологически активных добавок (БАД) замечены следующие информационные акценты:
1. длинные перечни самых различных заболеваний, успешно «излечиваемых» той или иной биологически активной добавкой;
2. акцент на «народной мудрости», проверенной веками;
3. вера в «чудесное исцеление»;
4. уникальные свойства отдельных компонентов с экзотическими названиями в традиционной медицине стран Востока;
5. «душещипательные» истории «реально излечившихся» людей;
6. БАД вполне может заменить ряд традиционных продуктов, качество которых под сомнением.
Вопрос: Какие сообщения противоречат положениям Закона «О рекламе»?
17.Каждый день пассажирам электричек РЖД приходится слушать навязчивые, подчас слишком громкие, рекламные объявления с приглашением пойти учиться на сестру милосердия, заработать на сдаче крови и т.п.
Вопрос:Является ли описанная ситуация нарушением Закона «О рекламе»