Алексеева татьяна ивановна
Алексеева Татьяна Ивановна - авторитетный отечественный антрополог, академик РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный научный сотрудник МГУ. Главный научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель исследованиями в области физической антропологии и экологии человека в НИИ и Музее антропологии МГУ, Председатель Музейного Совета РАН. Председатель Российского отделения Европейской ассоциации антропологов. Член Всемирной Ассоциации биологов Человека и др.
В 1969 г. защитила докторскую диссертацию по теме "Антропологический состав восточнославянских народов и проблемы их происхождения". С 1948 года по настоящее время организатор и руководитель множества антропологических экспедиций, охватывающих почти всю территорию бывшего СССР, Монголию и др.
- Т.И. Алексеевой написано свыше 250 научных работ и монографий по проблемам этнической антропологии народов Восточной Европы, адаптации человека к различным экологическим нишам Земли, исторической антропоэкологии. В том числе:
- Происхождение и этническая история русского народа // Труды Ин-та этнографии АН СССР. М., 1965 (В соавторстве с Бунаком В.В.)
- Этногенез восточных славян по данным антропологии. М.: МГУ, 1973.
- Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977.
- Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: МГУ, 1986.
- Неолит лесной полосы Восточной Европы (антропология Сахтышских стоянок). Ред. Т.И. Алексеева. М.: Научный Мир, 1997. 191 с. (Ответственный редактор и автор 4 разделов)
- Восточные славяне. Антропология и этническая история. Ред. Т.И. Алексеева. М.: Научный Мир, 1999. 336 с. (Ответственный редактор и автор 4 разделов)
- Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). М.: МНЭПУ, 1998. 280 с.
- Homo sungirensis. Эволюционные и экологические аспекты исследования человека верхнего палеолита. Ред. Т.И. Алексеева и Н.О. Бадер. М: Научный мир. 2000. 468 с. (Ответственный редактор и автор 4 разделов)
Татьяна Ивановна является членом редакционного совета журналов "Российская археология", "Вопросы антропологии", "Opus. Междисциплинарные исследования в археологии" и др., а также научным редактором и консультантом данного учебника.
БЛАГОДАРНОСТИ
Авторы приносят искреннюю благодарность рецензентам, взявшим на себя труд критического прочтения работы - докторам биологических наук В.Е. Дерябину (Кафедра антропологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) и Е.З. Годиной (НИИ и Музей антропологии МГУ).
Данная работа стала возможной благодаря разносторонней помощи и поддержки сотрудников Московского городского психолого-педагогического университета Б.Б. Айсмонтаса, М.В. Васильцова, Н.К. Капитоновой, Т.Н. Куликовой, А.А. Марголиса, О.Е. Шифовой, А.К. Шпынева, а также сотрудников Российского университета дружбы народов М.И. Беляева и Н.А. Савченко.
Мы благодарим за поддержку сотрудников Кафедры антропологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, НИИ и Музея антропологии МГУ и Института археологии РАН.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"ВВЕДЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИЮ"
Авторы-составители:
Д.В. Богатенков, С.В. Дробышевский
Научный редактор и консультант:
академик РАН, д-р ист. наук, проф. Т.И. Алексеева
- 1. Работа с учебно-методическим комплексом
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Организация учебной работы
- 1.3. Формы контроля и самоконтроля
- 2. Факультативные материалы
- 2.1. Хрестоматийные статьи
- 2.2. Дополнительные материалы
- 2.3. Биографические статьи
- 3. Работа с видеоматериалами и занятия в музеях
- 3.1. Видеоматериалы
- 3.2. Занятия в музеях
- 4. Методические указания по выполнению самостоятельных работ
- 4.1. Письменные самостоятельные работы
- 4.2. Оформление письменных работ
1. Работа с учебно-методическим комплексом
1.1. Общие положения
Представленный учебный комплекс разрабатывался, прежде всего, как самодостаточный курс. Авторы-составители старались применить принцип "все в одном", позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о дисциплине, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии что называется "не отрываясь от экрана" компьютера.
Учебно-методический комплекс "Введение в антропологию" - это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Антропология".
Общий принцип построения Вашей работы - последовательное изучение материала "от простого к сложному". В соответствии с этим каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления биологической антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбору общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.
Обратите внимание, что каждая тема нашего учебника завершается отдельным пунктом "Итоги темы", в котором в конспективной форме (не более 1-3 страниц текста) суммируется представление о наиболее важных моментах пройденной темы. Эти материалы могут быть рекомендованы в качестве наиболее быстрого способа "освежить" пройденные знания перед началом следующей темы или использованы в качестве краткого опорного конспекта.
- Работа с комплексом материалов "Введение в антропологию" должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие):
- В ходе первого прочтения той или иной темы мы рекомендуем пропускать гиперссылки на корпус хрестоматийных статей и дополнительных материалов (см. ниже). Такое более углубленное изучение лучше начинать при еще одном (втором) последовательном прочтении текста тем.
- После прохождения всех параграфов (пунктов и подпунктов) данной темы и ее повторного прочтения можно переходить к работе с тренировочными и тестовыми упражнениями, а также к вопросам для самоконтроля и проверки усвоенных знаний (три этапа такой проверки см. ниже).
- Наконец, на заключительном этапе учащемуся предлагается выбрать тему для реферата и курсовой (дипломной) работы.
Предложенная в качестве основной форма работы - самостоятельное дистанционное обучение - конечно, не является препятствием для более привычной лекционной формы преподавания. Мы надеемся, что наши разработки позволят снять определенную долю "черновой" преподавательской работы.
- В частности, в этих целях нами предлагается (см. Программа курса: "Тематическое содержание курса"):
- широкий выбор (перечень) вопросов, тестовых и иных заданий;
- тематика рефератов, контрольных, курсовых (дипломных) работ;
- обширный словарь терминов и понятий (глоссарий - около 1300 терминов);
- подобранные или написанные биографические статьи;
- список учебной и научной литературы;
- краткий список видеоматериалов и CD-энциклопедий;
- контактная информация музеев г. Москвы.
Преподавателю и учащемуся, конечно, будет удобен предложенный опорный конспект лекций, подборка хрестоматийных статей и дополнительных материалов.
1.2. Организация учебной работы
Для организации полноценного учебного процесса необходимо обеспечить учащемуся возможность доступа к электронному учебнику в удобное для него время.
Курс готовился, прежде всего, как дистанционный - учащемуся потребуется компьютер с наличием выхода в Интернет и(или) CD-ROM приводом. Программа автономна, требует использования минимальных аппаратных возможностей компьютера. Все возникающие вопросы аппаратной совместимости и минимальные требования к компьютерной среде обсуждаются в технической инструкции к пользованию CD-варианта или Интернет-версии (см. Меню: "Описание работы с программой").
- Скорее всего, если:
- на Вашем компьютере стоит программная оболочка Windows,
- есть 20-50 Мб свободного места на диске,
- у Вас SVGA-дисплей, не слишком раздражающий глаза,
- наконец, Вам удается настроить стабильное подключение к Internet,
то и сама работа с электронным учебником возможна. Качественная распечатка материалов учебника, к сожалению, требует использование цветного принтера. Мы настоятельно рекомендуем работать именно "с экраном" компьютера (!), в противном случае будет потеряна возможность использования интерактивных элементов учебника (в частности, гиперссылочной структуры), что приведет к существенному снижению эффективности обучения.
Минимальный объем времени, необходимый для такого обучения, по нашим оценкам составляет от 40 до 150 ч. За один сеанс за работой с электронным учебником рекомендуется проводить не более 1,5-2,0 часов (!).
1.3. Формы контроля и самоконтроля
Форма контроля и самоконтроля, реализованная в данном учебном комплексе, представлена "Практической частью" курса, следующей за "Теоретической частью". После прохождения каждой темы учебника Вам предлагается проверить полученные знания, отвечая на вопросы и задания для проверки и самоконтроля.
- Задания несложные и полностью соответствуют изложенному в теме материалу. Предлагаются:
- простые тестовые задания, требующие однозначного ответа из 3-4 предложенных вариантов (см. Практическая часть: "Ответьте на вопрос");
- тестовые задания, требующие выбора из большого числа предложенных вариантов нескольких правильных ответов (см. Практическая часть: "Ответьте на вопрос");
- задания, предлагающие правильно закончить предложение (например, вставить слово или слова в определение термина и т.п.) (см. Практическая часть: "Введите правильный ответ");
- задания на понимание соответствия (например, требуется установить соответствие между термином и его определением, высказыванием и автором данного высказывания и т.п.) (см. Практическая часть: "Установление соответствия");
- наконец, предложены задания на понимание логических и смысловых связей, структур и соответствий (например, требуется правильно заполнить логико-структурную схему, установить последовательность действий или событий и т.п.) (см. Практическая часть: "Установление логических и смысловых связей").
- В ходе работы с комплексом предусмотрено как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля полученных знаний (см. Меню: "Описание работы с программой"):
- "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;
- "рубежный" - 9 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончанию каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем;
- наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных или общих проблем, изученных по ходу работы с курсом.
Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.
Эти возможности реализованы благодаря системе динамического дневника или журнала обучающегося (см.: Меню: "Журнал обучения"), в который заносятся результаты его работы с программой самопроверки и самоконтроля. Это подвижная форма, призванная стимулировать учащегося к достижению все более полноценного знания. В случае неудачной "оценки" на каждом из этапов предлагается повторное изучение материала темы (см. Меню: "Описание работы с программой").
Факультативные материалы
- К числу факультативных материалов представленного учебного комплекса относятся:
- аннотированные хрестоматийные статьи;
- дополнительные материалы; краткие биографические статьи.
Строго говоря, работа студентов с данными элементами учебного курса не является обязательной. Вопросы, детально изложенные в этих материалах, не представлены в тренировочных и тестовых упражнениях, не вынесены в перечень зачетных и экзаменационных вопросов по соответствующим темам. Тем не менее мы рекомендуем активно использовать эти материалы в целях более глубокой проработки учебной дисциплины. Практика показывает, что многие вопросы, не нашедшие своего отражения на страницах учебника или представленные лишь в виде краткого конспекта, часто оказываются более интересными для студентов тех или иных специальностей. Комплекс факультативных материалов может быть использован как источник при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Знание студентом этой части курса всегда приветствуется преподавателями. Мы надеемся, что представленные материалы позволят углубить и структурировать полученные в ходе работы знания, облегчить самостоятельную работу с электронным учебником.
2.1. Хрестоматийные статьи
Обращаем внимание, что каждая представленная хрестоматийная статья аннотирована, разбита на ряд дополнительных подпунктов и, как правило, несколько сокращена по сравнению с оригиналом. В ряде случаев, нами опущены ссылки на специальную литературу и перерисованы или заменены оригинальные иллюстрации. Надеемся, что все это несколько облегчает работу с серьезными научными статьями, адаптирует их и дает возможность активного использования в ходе работы с электронным курсом.
Ниже представлен перечень всех 47 использованных хрестоматийных материалов (рубрикация по темам учебника):
- ТЕМА 1. АНТРОПОЛОГИЯ - НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
- 1.1. Я.Я. Рогинский. Общий очерк истории антропологии
- 1.2. Т.И. Алексеева, С.Г. Ефимова. Антропологическая выставка 1879 г.
- ТЕМА 2. НЕМНОГО ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
- 2.1. Г.В. Лебединская. Метод восстановления лица по черепу
- ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
- 3.1. Дж. Харрисон, Дж. Уайнер. Характеристика приматов
- 3.2. Р. Кэрролл. О палеонтологии приматов (низшие приматы)
- 3.3. В.Ю. Решетов. Третичная история высших приматов
- 3.4. М.Л. Бутовская. Эволюция социальности в отряде приматов и проблема происхождение человеческого общества
- ТЕМА 4. АНТРОПОГЕНЕЗ - ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
- 4.1. К.О. Ловджой. Эволюция выпрямленного способа передвижения у человека
- 4.2. В.И. Кочеткова. Основные этапы эволюции структурных и функциональных систем мозга гоминид
- 4.3. В.П. Алексеев. К обоснованию и исследованию палеопсихологии человека
- 4.4. Я.Я. Рогинский. Об истоках возникновения искусства
- 4.5. Е.Н. Хрисанфова. Физический тип палеолитического человека
- 4.6. В.П. Алексеев. Происхождение человека разумного
- ТЕМА 5. РАСОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- 5.1. Н.А. Дубова, А.А. Зубов. Раса: дефиниция и происхождение термина
- 5.2. В.В. Бунак. Первые расовые классификации
- 5.3. Международные "соглашения" по биологическим аспектам расовой проблемы
- 5.4. А.А. Зубов. Происхождение человеческих рас
- 5.5. В.В. Бунак. Метисация как фактор расообразования
- 5.6. Т.И. Алексеева. О концепциях расы
- 5.7. Е.В. Балановская. Генетические аспекты концепции "раса"
- 5.8. В.В. Бунак. Расовые классификации: общий обзор
- ТЕМА 6. АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
- 6.1. Н.Н. Чебоксаров. Основные критерии этноса
- 6.2. В.П. Алексеев. Теоретические вопросы этногенетических реконструкций
- 6.3. И.В. Перевозчиков. Этническая антропология
- 6.4. В.П. Алексеев. Вытеснение рецессивных генов на окраину ареала
- 6.5. В.П. Алексеев. Изменчивость в системе крови Gm
- 6.6. В.П. Алексеев. Данные антропологии к этногенезу тюркских народов
- 6.7. Т.И. Алексеева. Этногенез и этническая история восточных славян по данным антропологии
- ТЕМА 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ
- 7.1. В.З. Юровская. Сравнение онтогенеза человека и приматов
- 7.2. Дж. Тэннер. Некоторые факторы развития
- 7.3. Е.Н. Хрисанфова. Соматические, физиологические и психические критерии биологического возраста
- 7.4. Е.Н. Хрисанфова. Старение, старость, долгожительство
- ТЕМА 8. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
- 8.1. А.И. Клиорин, В.П. Чтецов. Понятие о конституции
- 8.2. А.И. Клиорин, В.П. Чтецов. Школы конституционологии
- 8.3. Дж. Тэннер. Конституциональная система У. Шелдона
- 8.4. В.П. Чтецов. Схема В.П. Чтецова, М.И. Уткиной и Н.Ю. Лутовиновой
- 8.5. E.H. Хрисанфова. Конституциональный подход к изучению биохимической индивидуальности человека
- 8.6. Дж. Тэннер. Конституция и физиологические функции
- 8.7. Э. Кречмер. Строение тела и характер
- 8.8. Дж. Тэннер. Конституция и поведение
- 8.9. М.А. Негашева, Д.В. Богатенков, И.А. Глащенкова, С.В. Дробышевский. Особенности соматотипа и риск ИБС
- 8.10. Дж. Тэннер. Конституция и болезни
- ТЕМА 9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- 9.1. Р. Фоули. Гоминиды как расселяющиеся животные
- 9.2. Д.В. Богатенков. Палеодемография (пример одной работы)
- 9.3. А.П. Бужилова. Сифилис в Европе и Колумб в Америке: связаны ли эти события
- 9.4. М.Б. Медникова. Эпохальная изменчивость размеров тела человека: мифы и реальность
- 9.5. М.В. Козловская. Пищевые новации производящего хозяйства
2.2. Дополнительные материалы
К числу рекомендуемых материалов относится составленный нами комплекс из 28 т.н. дополнительных материалов. Данный вид факультативных материалов подготовлен к темам 3, 4 и 6 учебного курса и представляет собой короткие иллюстрированные статьи, посвященные конкретным вопросам или понятиям, разобранным на страницах учебника. В отличие от "облегченного" адаптированного текста учебника, дополнительные статьи предполагают более строгое и подробное изложение материала. На наш взгляд, такая детальность может быть особенно полезна при подготовке ответов на зачетные и экзаменационные вопросы.
Ниже представлен перечень из 24 статей, использованных в данном учебном курсе (к темам 3, 4 и 6, в порядке рубрикации):
- ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
- 3.1. Пургаториус (Purgatorius)
- 3.2. Плезиадаписы (Plesiadapiformes)
- 3.3. Тупайи (Scandentia)
- 3.4. Приматы (Primates)
- 3.5. Полуобезьяны (Prosimii или Strepsirhini)
- 3.6. Адапиды (Adapiformes или Adapoidea)
- 3.7. Лемуровые (Lemuroidea) и Лориевые (Lorioidea)
- 3.8. Долгопятовые (Tarsiiformes) и Омомииды (Omomyidae)
- 3.9. Амфипетициды (Amphipithecidae)
- 3.10. Обезьяны, или антропоиды (Anthropoidea)
- 3.11. Широконосые обезьяны (Platyrrhini)
- 3.12. Узконосые обезьяны (Catarrhini)
- 3.13. Парапитековые (Parapithecoidea)
- 3.14. Низшие узконосые (Cercopithecoidea)
- ТЕМА 4. АНТРОПОГЕНЕЗ - ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
- 4.1. Гоминоиды (Hominoidea)
- 4.2. Ранние австралопитековые
- 4.3. Грацильные австралопитеки
- 4.4. Массивные австралопитеки
- 4.5. Ранние Homo
- 4.6. Архантропы. Питекантропы
- 4.7. Homo (или Pithecanthropus) erectus
- 4.8. Палеоантропы, или "Архаические сапиенсы" (гейдельбергский человек и неандертальцы)
- 4.9. Прогрессивные палеоантропы и кроманьонцы
- ТЕМА 6. АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
- 6.1. Антропологические комплексы Восточной Европы
2.3. Биографические статьи
В рамках учебного курса подобрано или составлено 90 кратких биографических статей. Эти материалы посвящены ученым, деятельность которых так или иначе упоминается в тексте учебника. Многие из этих людей - специалисты в области физической антропологии, работы которых определяют направление развития нашей науки.
Ссылки на все представленные ниже персоналии вы найдете на страницах курса:
Алексеев В.П., Алексеева Т.И., Анучин Д.Н., Аристотель, Артамонов М.И., Бадер О.Н., Блуменбах И.Ф., Боас Ф., Богатенков Д.В., Богданов А.П., Брока П., Бужилова А.П., Бунак В.В., Бэр К.М., Бюффон Ж.-Л., Вавилов Н.И., Вейденрейх Ф., Вернадский В.И., Геккель Э., Гексли Т.Г., Гельвеций К.А., Герасимов М.М., Гиппократ, Глащенкова И.А., Година Е.З., Головнин В.М., Гремяцкий М.А., Грмм Г., Дарвин Ч.Р., Дебец Г.Ф., Деникер Ж., Дидро Д., Добжанский Т., Добролюбов Н.А., Дробышевский С. В., Дюбуа Э., Загорский П.А., Зограф Н.Ю., Зубов А.А., Ивановский А.А., Клиорин А.И., Козловская М.В., Кольцов Н.К., Кочеткова В.И., Крашенинников С.П., Кречмер Э., Крузенштерн И.Ф., Кювье Ж., Ламарк Ж.-Б., Ландштейнер К., Леви-Брюль Л., Левин М.Г., Леви-Стросс К., Линней К., Лисянский Ю.Ф., Лукреций Кар, Майр Э., Марр Н.Я., Мартин Р., Медникова М.Б., Миклашевская Н.Н., Миклухо-Маклай Н.Н., Негашева М.А., Никитюк Б.А., Окладников А.П., Пирсон К., Пифагор Самосский, Радищев А.Н., Решетов В.Ю., Рогинский Я.Я., Рычков Ю.Г., Седов В.В., Селье Г., Спенсер Г., Страбон, Татищев В.Н., Тейяр де Шарден П., Фоули Р., Фрейд З., Харитонов В.М., Хейердал Т., Хрисанфова Е.Н., Хундт М., Чебоксаров Н.Н., Чекановский Я., Чепурковский Е.М., Чернышевский Н.Г., Чтецов В.П., Энгельс Ф., Ярхо А.И.
3. Работа с видеоматериалами и занятия в музеях
3.1. Видеоматериалы
- В комплект учебника входит несколько коротких фрагментов документальных сериалов и научно-популярных фильмов, тематика которых совпадает с содержанием нашего курса. Ряд из этих видеофильмов может быть рекомендован для факультативного просмотра, в том числе:
- "Встреча с предками" ("Meet the Ancestors") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 2001; Союз-Видео, 2002.
- "Прогулки с пещерным человеком" ("Walking with Caveman") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 1992; Союз-Видео, 2004.
- "Мир обезьян" ("Cousins") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 2000; Союз-Видео, 2003.
- "Мужчина и женщина" ("The Human Sexes") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 1997; Союз-Видео, 2001.
3.2. Занятия в музеях
В качестве факультативных занятий по ряду тем нашего курса уместно посещение постоянно действующих музейных экспозиций, связанных с изучением биологии и истории человека.
- Ниже мы приводим краткий перечень адресов и телефонов московских музеев, посещение которых может быть рекомендовано в ходе изучения нашего курса (см. также: http://www.museum.ru):
- НИИ и Музей антропологии МГУ
(ул. Моховая, 18; тел.: 203-6609); - Государственный Дарвиновский музей
(ул. Вавилова, 57; тел.: 132-1047); - Зоологический музей МГУ
(ул. Большая Никитская, 6/2; 203-7998); - Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова
(ул. Профсоюзная, 138; 339-4544); - Медицинский музей НИЦ РАМН
(Сухаревская пл., 3, стр. 1; 978-0659); - Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева
(ул. Малая Грузинская, 15; тел.: 252-0749); - Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского
(ул. Моховая, 11, стр. 2; 292-0943); - Музей археологии Москвы
(Манежная пл., 1А; тел.: 292-4171).
- Желательно, чтобы экскурсионная работа организовывалась преподавателем и проводилась с группой студентов - это повышает эффективность и организованность занятий. Основные задачи этих занятий:
- демонстрация наиболее интересных материалов и документов, относящихся к основному содержанию курса;
- повышение заинтересованности в овладении дисциплиной;
- развитие навыков самостоятельного изучения проблем курса на основе умения извлекать информацию из объектов музейной экспозиции;
- изменение акцента внимания при изложении материала (смена обстановки, изменение эмоционального фактора обучения).
На каждое занятие в музее следует отводить не менее (но и не более) четырех часов. Желательно, чтобы после проведения практических занятий в музее у студента оставалась возможность продолжить осмотр экспозиции музея или завершить самостоятельную работу.
- Занятие в музее следует построить из пяти частей:
- Начало занятия - рекомендуется уделить 1 ч на знакомство в целом с экспозицией музея, историей его создания и т.д.
- Экскурсия, лекция, беседа со студентами по отдельным экспонатам, более глубокое изучение тем курса на практическом материале.
- Самостоятельная работа студентов в залах музея по индивидуальным заданиям. Обычно самостоятельная работа связана с зарисовками, комментариями к ним, составлением схем, таблиц, графиков и т.д. Преподавателю следует индивидуально проконтролировать темп выполняемой студентом работы, оказать ему помощь, ответить на вопросы.
- Прием и оценка студенческих самостоятельных работ.
- Подведение итогов занятия, разбор типовых ошибок, ориентация на следующее занятие.
Безусловно, такие экскурсии могут быть организованы студентом самостоятельно. К сожалению, как показывает практика, в таком случае Вам, скорее всего, не удастся ознакомиться со многими принципиально важными экспонатами музеев.
4. Методические указания по выполнению самостоятельных работ
4.1. Письменные самостоятельные работы
- Самостоятельная работа по курсу проводится в целях выработки и закрепления на практике полученных знаний и навыков. Наш курс ознакомительный, формально он не требует от студентов получения какого-то исчерпывающего знания о предмете антропологии. Тем не менее авторам хотелось бы, чтобы в результате работы студенты научились:
- критически оценивать различные теории, гипотезы и т.п., выдвинутые исследователями для объяснения явления биологической изменчивости человека и его эволюционных предшественников;
- грамотно и самостоятельно использовать терминологию и методологию представленной научной дисциплины;
- рассуждать и анализировать, основываясь на сравнении имеющихся в наличии различных научных фактов и версий.
Наиболее удобная форма проверки степени освоенности знаний и навыков подобного рода - письменные работы (рефераты, курсовые и дипломные работы), представляющие своего рода микроисследования или модели будущих исследований.
Процесс выполнения любой письменной работы строится определенным способом и состоит из ряда этапов:
Этап 1. Определение темы работы. Это весьма сложный и ответственный этап, от успеха которого зависит состоятельность всей работы. При выборе темы работы обратите внимание на то, что помимо Вашего интереса к конкретному вопросу или его кажущейся простоты, Вы должны заранее представлять все трудности, связанные с доступностью информации, литературы и прочих материалов, необходимых для качественного раскрытия темы. Побеспокойтесь об этом заранее (!), проконсультируйтесь у преподавателей.
Этап 2. Формулировка общих и частных целей и задач вашей работы (исследования). Прежде всего, полученный Вами результат должен быть адекватен затраченному на его получение труду и времени (взвесьте, сколько времени и сил будет потрачено на выполнение работы, убедитесь, что аналогичная работа уже не была с успехом выполнена кем-то другим - не напрасен ли Ваш труд?). Просмотрев предложенный список письменных работ, обратите внимание на то, что Ваша работа может быть не только реферативной, но и исследовательской. Понятно, что в рамках данного курса Вы не сможете собрать качественные антропологические материалы, однако "поэкспериментировать" с опубликованными данными Вам никто не запрещает.
Обратите внимание, что выполненная Вами работа - это работа начинающего исследователя и, скорее всего, Вам не удастся сделать мировое научное открытие. В связи с этим постарайтесь, чтобы результаты вашей работы были интересны не только для Вас как автора, но и для аудитории (например, Вашей учебной группе), а также и для преподавателя. Составив предварительный план работы, не поленитесь проконсультироваться с преподавателем. Наконец, не забывайте, что проконсультировавшись с педагогом, Вы можете изменить любую из предложенных тем или предложить собственную тему.
Этап 3. Поиск и отбор источников информации и литературы, на базе которых будет выполнена работа. Начать эту работу следует с внимательной проработки соответствующей темы (тем) учебника, проработки хрестоматийных и дополнительных материалов - скорее всего, необходимые библиографические ссылки у Вас уже имеются. Изучите литературу к теме, затем (если это необходимо) переходите к изучению опубликованных источников в библиотеке. Не забывайте, что ряд полезных ссылок можно также получить, поработав с биографическими статьями, ряд доступен на CD-носителях или в сети Internet. При работе с источником всегда старайтесь определить его авторство, степень достоверности (в качестве основы можно использовать материал нашего учебника), оценить достоинства и недостатки, а также полезность для Вашей работы.
Этап 4. Процесс исследования и подготовка текста. Универсального "рецепта" написания научной работы не существует - каждое исследование уникально, а его ход связан с выбранной темой и наличием материалов. Вопросам методики исследования уделено достаточно много места практически во всех учебных темах нашего курса - читайте, выбирайте. Единственное обязательное условие - в ходе работы подробно и внимательно оформляйте ссылки на использованные источники. Грамотное цитирование - одна из основ, на которой держится любая современная наука. Общие требования к оформлению печатной работы представлены ниже.
Этап 5. Защита работы. Ваша задача в ходе защиты работы - за короткое время, и при этом интересно, обстоятельно, четко и наглядно изложить полученные результаты. При наличии технического обеспечения (компьютера, проектора и экрана) совсем неплохо организовать мультимедийное сопровождение вашего доклада, выводя на экран наиболее важные положения работы и иллюстрации.