Урок 2 5. Имя прилагательное
Цель: формировать умения распознавать имена прилагательные, употреблять в речи синонимы и антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пару предложений, которую вы записали.
— Назовите имя существительное, которое вы заменили. Объясните почему.
— Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.
Как красиво светят летней ночью звёзды вы видели звёздный дождь а какой загадочной бывает луна она появляется тоненьким серпом.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Маленькое дело лучше большого безделья.
—Объясните её смысл. Спишите.
—Найдите слова, которые обозначают предмет. (Дело, безделье.)
—Найдите слова, которые обозначают признак предмета. (Маленькое, большого.)
—Что можно сказать о словах маленькое и большое? (Это антонимы.)
—На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
—Приведите примеры имён прилагательных.
—Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 97(с. 56).
—Прочитайте стихотворение.
—Почему выделенные слова написаны с большой буквы? Что обозначают эти слова?
—Как вы понимаете выражение пропал аппетит? Когда так говорят? (Пропало желание принимать пищу.)
—А почему пропал аппетит у героя стихотворения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют
ударные слоги и предлоги.) Упр. 98 (с. 57).
—Прочитайте загадки. Отгадайте.
—Какие слова вам помогли отгадать загадки?
—Выполните письменные задания к упражнению.
—Назовите имена прилагательные.
—На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Работа со словом из словаря
— Составьте слово из данных букв. ЁРЫЙЧН (Чёрный.)
—К какой части речи оно относится? Поставьте к нему вопрос.
—Найдите слово чёрный в орфографическом словаре.
—Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
—Составьте предложение со словом чёрный, запишите.
—Запомните написание этого слова.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 99 (с. 57).
— Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Проверка.)
— Назовите имена прилагательные.
2. Упражнение в определении значений имён прилагательных
(Работа в парах.)
— Распределите имена прилагательные по группам в зависимости от значения и запишите в четыре столбика: 1) форма; 2) размер; 3) материал; 4) вкус.
Большой, кислый, квадратный, горький, крошечный, золотой, треугольный, деревянный, широкий, овальный. (Проверка.)
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена прилагательные.
Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил, Всё подряд один. У второго — синие Небо и ручьи, В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На картине третьего — Красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, Голубая есть. А четвёртый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды...
Е. Трутнева
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря вы познакомились?
Урок 2 6. Глагол
Цель: формировать умения распознавать глаголы, определять число глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте текст.
— Какими наблюдениями делится с нами автор?
— Прочитайте наиболее выразительные слова и выражения.
— Прочитайте сочетания слов, которые вы выделили.
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите к каждому имени существительному пять подходящих по смыслу имён прилагательных. Запишите по образцу.
Образец: мяч (какой?) резиновый, большой, футбольный, круглый, красный.
Осень, праздник, небо, сказка, день, урок.
IV. Самоопределение к деятельности
— Расположите слова в каждой строке в порядке усиления действия и запишите.
1) Бежать, мчаться, нестись.
2) Гореть, тлеть, полыхать.
3) Лететь, парить, взмывать.
4) Говорить, шептать, кричать.
— К какой части речи относятся данные слова?
— На какие вопросы отвечают глаголы?
— Приведите свои примеры.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока