Нестандартный урок - урок - фантазия по литературному чтению по теме «Зимние поэтические странички»

Для 3 класса.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Попробуем, вооружившись фантазией, воспоминаниями и представлениями, думать и говорить о зиме. А чтобы ваши фантазии были искренними, на помощь придёт искусство музыки, фотографии, живописи.

(На стенах и стендах - своеобразная передвижная выставка: фотографии зимних пейзажей, на экране - слайды, звукозапись).

Итак, вы готовы? Начнём?

3. «Под музыку Вивальди...»

-Попробуйте угадать настроение автора, написавшего, эту музыку, и описать ту картину, которую он видел перед собой в процессе написания. Если не можете вообразить, попробуйте отыскать эту картину на нашей выставке.

А) Звучит «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года». (Пока звучит музыка - время фантазирования).

Рассказы учащихся.

- А теперь сравним ваши ощущения зимы с авторским ощущением (чтение стихотворного эпиграфа кмузыке Вивальди).

Б) Звучит «Ноябрь. На тройке». П. И. Чайковского. Ещё одна музыкальная иллюстрация зимы. Рассказы учащихся.

-Так получается, что у зимы два лица! С одной стороны хочется греться у камина в морозную стужу, вспоминая летние проказы, а с другой - покататься на тройке... Так что же такое зима? И от чего зависит восприятие зимы? От настроения? От характера?

4. Экспресс-интервью.

Чтобы выяснить, что такое зима, проведём экспресс - интервью. (Экспресс - это значит быстрое, скорое, отвечать, не задумываясь, передавая самые первые, искренние мысли). (Ответы записывать кратко на доске, распределяя в две колонки).

ЗИМА - это ...

|- бодрость духа и тела - «сон» природы: спит всё живое

- жажда деятельности - человек сидит и читает,

- движение мечтает

- человек греется, а буря свирепствует снаружи

- человек не подчиняется холоду:

- румяные щёки, «свежие» щеки

замёрзший заблудившийся пут­ник

нежность, мягкость снега отмороженные носы

(это приведены фрагменты ответов учащихся).

- Что же получается? Какая она, зима, на самом деле? Та или иная? Или может быть, всё дело в человеке, в его характере,мироощущении? Что бы вы могли сказать о человеке, который позвал Вас зимним утром покататься на санях, поваляться в сугробах, восхититься красотой и великолепием зимы?

- А что вы скажете о человеке, написавшем о зиме вот это стихотворение?

Чтение стихотворения Пушкина «Зимнее утро».

- Какиевпечатления это стихотворение вызвало у вас? Какие чувства?

- А теперьдавайте с помощью пушкинской кисти нарисуем портрет зимы.

- Какие ещё зимние пушкинские стихи вы помните? Совпадаютли ощущения?

6. Знакомство со стихами других авторов о зиме.

7. Ощущение зимы.

- Итак, прелесть зимы, по Пушкину, в том, что она позволяет находить источник энергии в самом себе, не подчиняться влияниям окружающей среды, жить бодро в охлаждённом и заснеженном мире... Благодаря зиме, у таких людей как Пушкин пробуждается заряд энергии, который гасится тёплыми временами года, стесняющими ум и чувства. Пушкин описывает зиму очень нежной - снег и кружится, устилает путь, как бы позволяя скользить, лететь по воздуху...

- А как вы ощущаете зиму и себя в зиме?

- Каковы особенности зимы? (Единственное время года, обладающее способностью рисовать и чертить, правда одной белой краской, но сколькими её оттенками! Зима- волшебница преобразует мир, околдовывает его, кстати, ни одному времени года народная примета не приписывает чародейства, волшебства. Зимой - маскарад: новый облик природы и человека, который меняет одежду, становится другим, кутается, ёжится и т.д.

8.Краски зимы.

- Давайте раскрасим зиму? Поищите в стихах эту сказочность зимы. (Жемчуг, хрусталь, серебро - единственное время года, столь блестящее!)

«Может, вместо зимы на полях

-это лебеди сели на луг». (Есенин).

9. Звуки зимы.

- Наш портрет зимы будет неполон, если мы его не озвучим. Какой у зимы голос?

(Метель воет, поёт, плачет, трубит - «Зимний вечер» Пушкина).

(Снег хрустит, скрипит, трещит, звук прикосновений полозьев саней, коньков, лыж).

- Как звучит снегопад? Вьюга? Пурга?

10. Зимний аукцион.

- Теперь, когда с зимой у нас установились (!) отношения, давайте проведём своеобразный зимний аукцион. Кто больше назовёт сказок, стихов, песен о зиме.

- А какие зимние праздники вы знаете? А как их празднуют?' (Святки, Новый гол, Рождество - рассказать о традиционном праздновании).

11. Прощание с зимой.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка.М.: Русский Язык, 1989.

2. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. ИГПИ, Факел, 1994.

3. Волина В.В. Учимся, играя. М.: Новая школа, 1994.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

5. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.

7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983.

8. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., 1987.

9. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.

10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1998.

11. Хейзинга И. Человек играющий. М., 1992.

12. Шмаков С.А. Её величество игра. М., 1992.

13. Штерн В. Психология раннего детства. М., 1993.

14. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1978.

15. Начальная школа Казахстана. 2003. №5

16. Начальная школа Казахстана. 2003. №9

Наши рекомендации