Тема 9 Нормирование точности подшипников качения
Условия работы и точность подшипников качения. Классы точности подшипников качения, их обозначения.
Особенности нормирования допусков подшипников качения. Нормируемые параметры: присоединительные размеры, радиальный и осевой зазоры, радиальное и торцовое биения.
Допуски и посадки подшипников качения: особенности системы допусков и посадок для соединения подшипников качения с валами и корпусами; посадка по наружному и внутреннему кольцам; условные обозначения посадок на чертежах. Понятия о видах нагружения колец подшипников.
Литература: [1, с. 200-207]; [2, с.250-269]
Методические рекомендации
Подшипники качения широко применяются в автомобилях, строительных и дорожных машин и технику-механику при ремонте и эксплуатации машин приходится сталкиваться со сборкой и разборкой подшипниковых узлов. Поэтому при изучении данной темы необходимо детально познакомиться с вопросами взаимозаменяемости подшипников узлов.
ГОСТ 520-71 устанавливает пять классов точности подшипников качения: 0,6,5,4,2 (в порядке повышения точности).
В машиностроении при средних нагрузках и скоростях и нормальной точности центрирования в основном применяются подшипники класса 0, при повышенных требованиях точности центрирования – класса 6; при высокой частоте вращения и высоких требованиях к точности центрирования – 5 и 4 классов и в особо точных приборах – подшипники 2 класса.
Посадочными размерами подшипников качения являются: диаметр отверстия внутреннего кольца и наружный диаметр наружного кольца.
Поля допусков посадочной поверхности наружного кольца обозначаются строчной буквой ℓ с указанием класса точности, внутреннего – прописной буквой L также с указанием класса точности (рисунок 8).
Следует обратить внимание на то, что поля допусков обоих колец расположены ниже нулевой линии, т.е. поле допуска наружного диаметра занимает такое же положение, как и поле основного вала, а поле допуска отверстия перевернуто по сравнению с полем допуска основного отверстия. Эта особенность поля допуска внутреннего кольца позволяет, не прибегая к специальным посадкам, в соединении с валами, имеющими поля n6, m6, k6, получать посадки с небольшими гарантированными натягами.
Посадки подшипников качения выбираются из ряда, предложенного в ГОСТ 3325-85 в зависимости от нагружения колец подшипника, с учетом условий работы, типа размера и класса точности подшипника.
Рисунок 9 – Схема полей допусков подшипников качения
Необходимо обратить внимание на то, что для нормальной работы подшипников качения имеет значение не только точность изготовления размера посадочного места, но и шероховатость этой поверхности и ее правильная геометрическая форма.
Таким образом, на чертежах деталей, сопрягаемых с подшипником качения, должны быть указаны:
- поле допуска на посадочный диаметр;
- шероховатость посадочной поверхности и опорных торцов заплечиков;
- допуски формы (округлости и профиля продольного сечения) посадочной поверхности;
- допуск торцевого биения заплечиков.
Все перечисленные параметры выбираются по ГОСТ 3325-80в зависимости от диаметра посадочной поверхности и класса точности подшипников качения.