Изучение нового материала. Аналитический этап нужно начинать с проблемного вопроса: «А как воет ветер?

Аналитический этап нужно начинать с проблемного вопроса: «А как воет ветер? Сравните, как рычит собака: р-р-р. Одинаково ли мы образуем эти звуки?» Это трудный для первоклассников вопрос, т.к. вибранты «тянутся» так же, как и гласные, и в то же время достаточно легкий, так как ребенку достаточно легко проследить артикуляцию [р]. Дети хором «тянут» сначала [у], затем [р] и высказывают предположение, что при произнесении [у] язык не двигается, а при произнесении [р] – дрожит. Обобщая их ответы учитель поясняет, что и при произнесении [ж], [с], [з] кончик языка тоже приближается к небу и создается шум, а некоторые звуки вообще без усилия невозможно произнести, будто приходится преодолевать преграду, например [б], [г]. Дети хором произносят эти звуки, прослеживая трудность для прохождения воздуха. Таким образом, дети не получают знания в готовом виде, а устанавливают различия между гласными и согласными звуками в ходе лингвистического эксперимента, который завершается позвуковым анализом слова голос: дети произносят звуки этого слова и говорят, есть преграда или нет. В заключение учитель формулирует правило: звуки, которые произносятся без преграды, называются гласными, а с преградой в виде языка, губ и зубов – согласными. Закрепляется материал определением детьми типа звуков [о], [т], [э], [ц].

Пропедевтически даётся понятие о твёрдых и мягких согласных звуках. Учитель предлагает детям сравнить звучание слов мыл и мил, был и бил и, специально утрируя артикуляцию [м] и [м'] и [б] и [б'], спрашивает детей, одинаково ли произносятся эти звуки. Затем сообщает, что звуки [м] и [б] называются твёрдыми, а [м'] и [б'] – мягкими.

Понятие о слоге-слиянии также выводится детьми под руководством учителя в ходе лингвистического эксперимента. Дети по слогам произносят слово голос. Учитель спрашивает, отделяется ли в слоге произношение согласного от гласного. Закрепляется материал вначале при анализе схем на с.14: дети, выполняя задание, протяжно, по слогам произносят слова куры и гуси. Учитель на доске мелками или на интерактивной доске цветными специальными фломастерами рисует схему, комментируя: слоги отделяются друг от друга черточкой, проводимой сверху вниз с выступами сверху и снизу. Если слог представляет собой слияние, то клеточка делится косой линией из левого верхнего угла в правый нижний, и гласный звук обозначается красным цветом. Затем дети отвечают на вопрос учебника: схемы одинаковы, потому что строение слогов одинаково (согласный + гласный, ударный слог первый), хотя звучание и значение разные.

При анализе схем на с.15 нужно обратить внимание на схемы слов осы и ива: они также одинаковы, и в них имеются слоги, состоящие из одного гласного, поэтому квадратик закрашивается красным цветом целиком. Анализ проводится в ходе эвристической беседы: Кого изображает первый из рисунков? Произнесем слово голуби по слогам. Есть ли в этом слове слоги-слияния? Какой звук в этих слияниях первый, а какой – второй? Каким цветом обозначены гласные звуки? Кто изображен на втором рисунке? А на третьем? (Городские дети могут не догадаться, что это ива). Произнесем по слогам ива, осы. Как вы думаете, чем интересны первые слоги в этих словах? Как отражается это в схемах?

Письмо: Далее дети в «Прописях», работая самостоятельно в парах, моделируют схемы слов со слогами-слияниями на с.23 (левая), 17 (левая).

Заканчивается урок рисованием овалов и овальных фигурок в «Прописях» на с.22. Перед тем, как и писать, нужно найти эти элементы в алфавите на с.2: в буквах а, б, д, О, о, Ф, ф, Ю, ю, Я, я(учитель называет сам эти буквы).

Итоги урока.

Беседа.

1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали?

2. Что нового по русскому языку мы узнали? Как отличить гласный звук от согласного? Каким цветом гласные звуки отражаются на схемах? Что называется слогом-слиянием? На каком месте стоит согласный звук в слиянии?

Этап рефлексии.

Физкультминутки по-прежнему носят релаксирующий характер.

Рекомендации для занятий в семье: рассказать о природе родного края, потренировать пишущую руку по прописям.

Уроки 8 (чтение) и 9 (письмо)

Темы уроков:

Чтение: Век живи, век учись. Как образуется слог? (с.16-17).

Письмо: Письмо коротких и длинных линий, их чередование (с.24-26).

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится с ролью гласных звуков в слоге, звуками вне слияний; научиться слышать звуки вне слияний, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, моделировать предложения по данным схемам, писать короткие и длинные прямые линии в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, ответов на вопросы, при составлении вопросов и рассказов по картинкам в «Азбуке».

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает овладевать базовыми предметными понятиями (согласные вне слияния), совершенствует умение оперировать знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, схемами предложений), оперирует логическими УУД подведения под понятие «мебель» при работе с сюжетными картинками, моделирует предложения по схемам в «Прописи», осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, личностный смысл учения в ходе обсуждения темы урока.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского), толковый словарь, интерактивная доска со слайдом разлиновки прописей.

Ход уроков

Целеполагание: учащиеся вместе с учителем рассматривают материал на с.16-17 «Азбуки» и на с.23-25 «Прописей» №1 и вырабатывают формулировку учебной задачи: «Обсудить тему «Век живи, век учись», вспомнить сказку «Волк и семеро козлят», составить по ней предложения, работать со схемами слов, писать элементы букв».

Изучение материала урока.

Наши рекомендации