Физиологические и биохимические критерии биологического возраста.

В основе онтогенетических изменений лежат возрастные преобразования метаболизма и нейроэндокринной системы его регуляции. Возрастное снижение основного обмена прослеживается с полутора до 18 – 20 лет.

К числу наиболее распространенных физиологических и биохимических критериев биологического возраста относят показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты и нейродинамические характеристики – уменьшение интенсивности биоэлектрической активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выработки условного торможения. Важную информацию о биологическом возрасте несут гормональные индексы. Информативность гормональных показателей повышается за счет тесных связей с другими критериями, в том числе морфологической зрелости.

При оценке биологического возраста используют также возрастные особенности с-с-с и дыхательной систем: ЭКГ, систолическое АД, ЧСС, МОК и УОК, спирометрию, относительную ЖЕЛ, частоту дыхания, индекс кровоснабжения и периферического сопротивления; показатели крови и мочи: число эритроцитов, гемоглобин, содержание альбуминов и глобулинов, креатинин; опорно-двигательного аппарата: ЭМГ, мышечную силу, статическую выносливость, частоту движений.

Психическое развитие и биологический возраст

Оценка созревания субстрата психических процессов – ЦНС – основан на изучении возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. В качестве критериев биологического возраста рассматривают: величину и плотность расположения нейронов, длину аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, содержание ДНК; при старении –атрофию дендритного дерева, исчезновение дендритных шипиков, уменьшение размеров нейронов.

Темперамент испытывает возрастные изменения, определяющиеся анатомическим и физиологическим созреванием нейроэндокринной системы. Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста.

Относительно умственного развития, установлены небольшие, но постоянные различия в связи с биологическим возрастом. Обычно они исчезают при его выравнивании. Не выявлено (в норме) сколько-нибудь выраженной связи между биологическим возрастом и так называемой «школьной зрелостью», под которой понимают стадию созревания ребенка, необходимую для успешного обучения в школе. Возможно, это объясняется как сравнительно небольшим уровнем различий (корреляции биологического возраста с «умственными тестами» обычно порядка 0,1 – 0,4), так и отсутствием вполне корректных и адекватных тестов для определения уровня интеллекта. Наиболее распространены стандартные психологические тесты для определения «коэффициента интеллекта» (IQ). IQ зависит от понятий интеллекта, преобладающих в той культуре, для которой они разработаны. Между тем каждая культура или субкультура (национальная, социальная, профессиональная и т.д.) создает условия для развития специфических для нее особенностей и личностных черт. Поэтому такие тесты обычно не пригодны для межгрупповых сопоставлений. В пределах же одной группы индивидов тесты могут помочь установить темп и индивидуаные особенности процесса развития определенных психических функций или качеств.

Акселерация

В последнее столетие во многих странах отмечается ускорение соматического, полового и психического развития, обозначаемое термином «акселерация» (ускорение). По основным критериям морфологической зрелости – зубному возрасту, соматическому и половому развитию – опережение за последние 100 лет достигает 1 – 3 года. Длина тела новорожденных возросла в среднем на 0,5 – 1 см, у дошкольников – на 10 – 12см, школьников – на 10 – 15см. Акселерация длины тела происходит, прежде всего, в детском и подростковом возрастах. Стабилизация длины и пропорций тела сейчас обычно наступает уже к 16 – 17 годам у женщин и 18 – 19 годам у мужчин. Ранее это отмечалось в 20 – 22 и 22 – 25 лет. Наблюдается ускоренное развитие силы мышц, сердечно-сосудистой системы, двигательной активности, формированию речевых функций. Тенденция к «омоложению» возраста формирования зрительных, слуховых и эмоциональных реакций прослеживается уже у детей первых месяцев жизни.

Акселерация может проявляться не в одинаковой степени в зависимости от пола и конституционального типа. Отмечена большая ее выраженность у мужчин и у детей брахиморфного типа, а также у дегистивных девочек. Существуют также этнотерриториальные и популяционные различия.Поскольку все эти явления констатируются преимущественно на протяжении последнего столетия, они в совокупности получили наименования «вековой тенденции» («secular trend). Кроме интенсификации биологического созревания, к секулярному тренду относят пролонгацию репродуктивного периода, увеличение продолжительности жизни, перестройку структуры заболеваемости и некоторые другие проявления, в числе которых и укрупнение размеров тела на всех этапах развития.

Колебание темпов развития свойственно не только нашей эпохе. Они имели место и прежде и могли носить разнонаправленный характер. В древней и средневековой Европе отмечены сроки полового созревания по показателю менархе от 12 до 15 лет, т.е. они фактически воспроизводят его обычные современные колебания в европейских популяциях. Имеются основания считать, что у предшественников современного человека – неандертальцев – темпы скелетного созревания были даже более интенсивными, чем у сапиенса.

Акселерация, естественно, не может сводиться к действию какого-то одного фактора. В объяснении этого феномена фигурируют почти все биологические и социальные факторы, влияющие на онтогенез: питание, урбанизацию, прогресс медицины, способствующий выживанию крайних вариантов, в том числе и наиболее крупных детей, систематическая иммунизацию, ослабление физической нагрузки в ростовом периоде и др.

Могут иметь значение и микроэволюционные процессы, протекающие в современных популяциях, – изменение частот генов при продолжающемся смешении населения планеты. Все эти факторы могут действовать как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях.

По всей видимости, причины акселерации, как, впрочем, и ее отсутствия, могут быть гетерогенными для разных групп человечества.Например, у полинезийцев, не обнаруживающихза последнее столетиеускоренного развития и сдвигов в размерах тела, генетический потенциал роста мог реализоваться уже на предшествовавших этапах их биосоциального развития, протекавшего в благоприятных условиях среды. Отсутствие акселерационных сдвигов у сельских популяций индейцев майя в Центральной Америке объясняется традиционным образом жизни. Пример конкретной локальной причины «эпидемии» ускоренного полового созревания детей в Пуэрто-Рико – употребление некоторых продуктов питания с высоким содержанием эстрогеноподобных веществ. Возможно, существуют и более глобальные причины изменений темпов развития. Например, гипотеза об адаптации к земным проявлениям циклов солнечной активности. Предполагается, что при ее ослаблении происходили «всплески» акселерации, увеличение размеров тела; напротив, максимум солнечной активности вызывает замедление ростовых процессов. Геомагнитное поле выступает как посредник между солнечной активностью и организмом человека. Однако и эта концепция не предоставляет исчерпывающего объяснения всех имеющихся факторов.

Таким образом, акселерация – гетерогенный по этиологии и не вполне однозначный по своим проявлениями процесс, имеющий как положительные, так и некоторые отрицательные стороны, в числе которых и сложности становления личности из-за несоответствия темпов биологического и общественного развития. Акселерация отражает какие-то весьма существенные аспекты взаимоотношений организма со средой, особенно влияние собственно антропогенного фактора; сопоставление детей с разным биологическим возрастом в пределах одной популяции позволяет предположить, что некоторые различия в частоте заболеваемости по сравнению с контролем могут связываться с «синдромом напряжения», обусловленным значительными отклонениями в темпах развития и выраженной «дисгармоничностью» в становлении разных систем.

Наши рекомендации