Физиологические и биохимические основы утомления

На тему: Утомление у юных футболистов 5-6 лет.

Выполнил: Студент 3 курса,34 группы

Педагогического факультета

Калинин Андрей Юрьевич

Проверено:

Оценка:

Защитил:

Санкт-Петербург 2011 г.

Содержание

Введение 3

Глава I Обзор литературы 4

1.1 Физиологические основы утомления у детей 5 – 6 лет 4

1.2 Физиологические особенности детей дошкольного возраста 9

1.3. Частота сердечных сокращений у детей 5 – 6 лет . 15

1.4. Время реакции у детей дошкольного возраста 17

Глава II Организация исследования 19

Глава III. Результаты исследований 22

Глава IV Обсуждение результатов 26

Выводы 27

Список литературы 28

ВВЕДЕНИЕ

Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.

Поэтому утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико – биологической оценки физической деятельности детей. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств.

ГЛАВА I. ОБЗОР ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Физиологические и биохимические основы утомления

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте .

С физиологической точки зрения утомление –является функциональным состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости (Солодков А.С., 1978).

В ЦНС происходят изменения, выражающиеся в запредельном торможении в корковых нервных центрах и торможении на уровне двигательных центров спинного мозга, а также в работающих мышцах, в следствии чего проявляется ухудшение сократительных свойств мышечных волокон и нервно-мышечной передачи.

Как показали исследования последних десятилетий, структуру той или иной мышцы составляют различные по функциональным особенностям и организации деятельности двигательные единицы (ДЕ), которые, как и мышечные волокна, имеют свои функциональные отличия. ДЕ деляться исходя из сочетания двух свойств - скорости сокращения и устойчивости к утомлению. Выдвинуто 4 типа ДЕ (табл. 1).

Таблица №1. Типы двигательных единиц

Типы   Свойства Способность волокон ДЕ  
S Медленные, весьма устойчивые к утомлению Утилизация аэробных источников энергии  
FR Быстрые, устойчивые к утомлению Приспособлены к обоим типам энергетического обмена
FF Быстрые, быстро утомляемые Более способны к анаэробному гликолизу
F(i)   Быстрые, промежуточные  

Есть мнение (Шапков Ю.Т., 1983), что у человека наиболее надёжно различаются лишь ДЕ, относящиеся к двум крайним типам - медленные, устойчивые к утомлению (S) и быстрые, быстро утомляемые (FF).

Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. Так, различают четыре основных вида утомления (табл. 2).

Таблица №2. Классификация видов утомления (Волков В.М., 1977)

Виды   Проявление утомления
Умственное   Наблюдается при игре в шахматы
Сенсорное Наблюдается у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов
Эмоциональное Эмоции - неразлучные спутники спортивной деятельности  
Физическое Отмечается в результате напряженной мышечной деятельности

В. Н. Волков (1973) составил классификацию клинических проявлений утомления (табл. 3).

Таблица №3. Классификация проявлений утомлений

Виды Проявление утомления Состояние спортсмена
Лёгкое Состояние, которое развивается даже после незначительной по объему и интенсивности мышечной работы Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, как правило, не снижается
Острое Состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке Отмечается слабость, резко снижается работоспособность и мышечная сила, появляются атипические реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Бледность лица. Тахикардия. Повышение максимального АД на 40-60 мм рт. ст., резкое снижение минимального АД, на ЭКГ нарушение обменных процессов сердца, повышение общего лейкоцитоза крови, иногда белок в моче
Перенапряжение Остро развивающееся состояние после выполнения однократной предельной тренировочной или соревновательной нагрузки на фоне сниженного функционального состояния организма Общая слабость, вялость, головокружение, иногда обморочное состояние, нарушение координации движений, сердцебиение, изменение АД. Нарушение ритма сердца, увеличение печени (болевой печеночный синдром), атипическая реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Эта форма длится от несколько дней до нескольких недель
Перетренированность   Состояние, которое развивается у спортсменов при неправильно построенном режиме тренировок и отдыха (физическая перегрузка, однообразие средств и методов тренировки, нарушение принципа постепенности увеличения нагрузок, недостаточный отдых, частые выступления в соревнованиях) Выраженные нервно-психические сдвиги, ухудшение спортивных результатов, нарушение сердечно-сосудистой и нервной системы снижение сопротивляемости организма к инфекциям    
Переутомление Патологическое состояние организма. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у спортсменов с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физических нагрузках Проявления похожи на свойственные перетренировке, но более четко выражены. Спортсмены апатичны, их не интересуют результаты участия в соревнованиях, у них нарушен сон, появляются боли в сердце, расстройство пищеварения, половой функции, тремор пальцев рук

Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Утомление у детей дошкольного и младшего школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток.

Феноменологическая картина утомления у детей и роль отдельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные отличия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха.

Учитывая, что работоспособность детей падает от первого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации. (Н.А. Фомин)

1.2 Физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьно возраста

Наши рекомендации