Будущее человека и общества
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы
цивилизации ………………………………………………………………...3
Будущее человека и общества………………………………………….…6
Современные футурологические модели и проблемы единства человечества.………………………………………………….…………......8
Заключение………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………..12
Введение
Будущее… Оно манит и пугает. Прошлое уже свершилось. Его можно
интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было, не изменишь. А будущее
никем не запрограммировано. Оно - открытая страница, истекшие годы, дела
нынешние создают лишь те рамки, в которых поколения наступившего XXIв. впишут
свои строки. Как узнать, что нас ждет, Как заглянуть за пелену времени?
Это вопрос, который вечно мучил и мучает людей, в том числе и меня.
В ходе истории ныне обнаруживаются незнаемые ранее ситуации, «вечные»
проблемы наполняются новым содержанием. Вот почему мне стоит обратится к вопросу
«Кто мы сегодня?», «Что такое человечество?» С какого рода вызовом оно
сегодня столкнулось? И как стоит отвечать на вызов эпохи? Что нас ожидает?
На мой взгляд, эти вопросы волнуюсь каждого из нас.
Я знаю, что жизнь, очень стремительная и в наши дни нельзя закрыть глаза на стремительно подступающее грядущее.
Нельзя жить по принципу Швейка «будь, что будет, как-нибудь да буде,
никогда не было, чтобы чего-нибудь, не было».
Моей жизненной позицией является, ни что иное, как продвижения самого себя вперед, найти себя не только в будущем но и в настоящем.
В данной работе я определила следующие цели:
- Рассмотреть современные футурологические модели
- Выявить причины проблем духовного единства человека.
- Оценить значимость глобальных проблем современности
- Сделать выводы над будущим человека и общества
Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы
Цивилизации
Хочется отметить , что развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны — без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой — техника — мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Так, повышение производительности труда обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей, за мобильность личного транспорта мы платим шумовой нагрузкой неуютных, обезличенных городов, а также загубленной природой.
На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера.
На мой взгляд, сейчас уже трудно понять: техника служит человеку или человек — технике. Совершенствуя технику, человек сам попадает под ее власть.
И чем точнее, совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинства.[1. c.262]
Подобное широкомасштабное развитие техники, охватившее почти все сферы человеческой жизнедеятельности, сродни экспансии. Стоит задуматься, нужно ли человеку делать все, что он может, на что способен его технический гений, нужно ли использовать весь свой потенциал?
На пороге ХХІв. человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: а) загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства; б) невосстановимое исчерпание природных ресурсов; в) нарушение баланса в демографических процессах; г) опасность радиоактивной катастрофы — все это заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития, мерах его возможного ограничения.
Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. Вехой в нарастании кризисного сознания эпохи стали 60-е годы. Это время пришло на смену повальному увлечению техникой, преклонению перед успехами НТР и отмечено изменением соотношений в системе «общество — техника — природа», возрастанием общественного беспокойства, массовыми выступлениями молодежи, движением «зеленых» в защиту окружающей среды.
Мне интересно, могут ли темпы роста численности населения и запасов капитала быть реализованы в нашем мире? Какое количество людей в состоянии обеспечить всем необходимым наша планета, на каком уровне и на какой срок? [2]
И что мы имеем? Человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избежать которую можно, только приняв соответствующие меры, направленные, прежде всего, на ограничение, регулирование роста производства, добычу природных ресурсов. Но дело не только в этом. Особую ценность представляет принципиально новый подход ученых к понятию самих критериев социального процесса, которые до сих пор традиционно усматривались в непрерывном наращивании производительных мощностей. «Пределы роста» показали, что рост не может продолжаться до бесконечности. Настало время, когда человечество должно отказаться от количества в пользу качества.
За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского клуба подготовлено более двадцати докладов. В основе этих докладов — широкомасштабные исследования глобальных проблем современности. При создании Римского клуба был определен круг задач этой организации: а) помочь людям планеты осознать значимость и сложность проблем, стоящих перед человечеством на рубеже ХХІв.; б) способствовать установлению новых отношений, которые необходимы для предотвращения глобальной катастрофы, для выживания человечества. [1.c.264]
Будущее человека и общества
Прошлое, настоящее и будущее человечества органически соединены между собой общими закономерностями поступательного развития общества, которые уходят в глубь веков и проникают в обозримую историческую перспективу.
Настоящее - это итог всей предшествовавшей всемирной истории и вместе с тем колыбель его будущего. Будущее человека уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно предстает результатом творческой, практической деятельности людей, которые могут созидать будущее, лишь используя так или иначе то, чем они реально располагают в настоящем.
Свобода, которой обладает человечество в отношении своего будущего, похожа на свободу творческой мысли архитектора: создавая проект своего здания, он должен считаться и с материалом, которым располагает, и со средствами, которые имеет в своем распоряжении, и с местностью, где здание воздвигается. А то, каким предстанет это здание в глазах его современников и потомков, в огромной, если не решающей мере зависит от его интеллектуального потенциала.
Очень трудно предсказать, как люди и жизнь нашего общества будет изменена в будущем. Но в любом случае, я собираюсь представить вам мое личное видение этих изменений.
Сегодня мы живем в веке хай-тек, что означает постоянное развитие техники, оборудования и транспортных средств. Люди, постоянно окружены постоянным прогрессом. Именно это слово «прогресс» является лучшим слово, чтобы описать положение и состояние нашего общества и человечества в целом. Каждый день каждый человек зависит от работы, проделанной умными машинами, которые стали настолько передовым и прогрессивными, что, в конце концов, могут заменить любого человека в этом мире. Современные машины способны работать неустанно 24 часа в сутки 7 дней в неделю без мельчайших сбоев в программе, и в дополнение к этому, машины совершенствуются и обновляются изо дня в день. Я уверена, что когда-нибудь они станут совершенными и абсолютно идеальными. Что будет потом? Это большой вопрос для каждого из нас.
Несколько десятилетий назад люди не могли даже представить себе, что роботы будут играть такую впечатляющую роль в нашей жизни. Иногда я думаю, что мы безрукие, безногие, слепые и глухие, без наших электрических друзей. Может кто-нибудь из нас представить его / ее жизнь без компьютера, стиральной машины, посудомоечной машины, фена и т.д? Точный ответ НЕТ.
Читая научную фантастику в детстве, я даже не могла себе представить, что события, описанные авторами были только предсказанием будущего. Роботы стали неотъемлемой частью нашего общества и стали жить с нами на равных.
Но я надеюсь, что наше будущее будет отличаться от описанного и показанного в книгах и фильмах, потому что я не готовить под давлением неодушевленных существ, которые сильнее и умнее, чем я.[3]