Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограмму и объясните ее в скобках после слова.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева
Институт печати
Контрольная работа
по дисциплине: «Русский язык»
на тему: «Лексика, фонетика, словообразование, морфология»
Выполнил: студентка группы 11101,
Грачева Жанна Владимировна.
Проверил: Депцова Т.Ю.
Самара 2006
Укажите фонетические и морфологические признаки заимствованных слов; у производных — способ образования.
Арба (заимствование из тюркского языка, характерное сочетание согласных «рб»), бронировать (производное, суффиксальный способ образования), джем (характерное звучание «дж»), карабин (последовательное чередование гласных и согласных звуков), коррекция (от латинского «рéго» — правлю и приставки «кон» — со, которая перед [р] перешла в «кор»), лаборант (от латинского «лáбор» - труд), надежда (от старославянского «надежа»), преходящий (производное, приставочно-суффиксальный способ образования), резюме (оканчивается на «ме»), трасса (двойные согласные буквы).
Определите, какие из приведенных фразеологизмов являются сращениями, единствами, сочетаниями, выражениями. Дайте грамматическую и стилистическую характеристику фразеологизмов (глагольные, наречные, именные, самостоятельные предложения; книжные, разговорно-бытовые, межстилевые).
Втирать очки (выражение, глагольное, разговорно-бытовое); зеленая улица (сращение, именное, книжное); ротационная машина (сращение, именное, книжное); в час по чайной ложке (выражение, наречное, межстилевое); плыть по течению (выражение, глагольное, книжное); начертательная геометрия (сочетание, именное, книжное); желтая пресса (сращение, именное, межстилевое); на данном этапе (сочетание, наречное, книжное); плакать навзрыд (сочетание, наречное, межстилевое); стреляный воробей (единство, именное, разговорно-бытовое); веленевая бумага (сочетание, именное, книжное); человек — это звучит гордо (выражение, самостоятельное предложение, книжное).
Определите тип и подтип словообразования в следующих словах, распределив их в четыре столбца.
Морфологический | Морфолого-синтаксический | Лексико-синтаксический | Лексико-семантический |
бегом (переход из одной части речи в другую) | сногсшибательный (слияние слов из одного словосочетания) | вуз (аббревиация) | срыв (приставочный) Приамурье (приставочный) заговорить (приставочный) учительская (суффиксальный) ударник (суффиксальный) |
Объясните на примере 5 любых из нижеприведенных слов, в чем различие между морфологическим, словообразовательным и этимологическим анализом.
Морфологический анализ – это анализ текста с точки зрения соотносимости его частей к определенным частям речи. С помощью морфологического анализа можно выяснить значение данного слова, его синтаксическую роль в предложении и в некоторых случаях способ его образования (неморфемные способы словообразования).
Словообразовательный анализ позволяет определить характер основы слова, установить производящую для данного слова основу, наличие и отсутствие родственных слов и тип словообразования с подтипом.
Этимологический анализ показывает не только происхождение слова, но и те исторические изменения, которые произошли в его морфемном составе.
Например, слово «свидетель», вернее некоторые из его значений, произошло в результате распадения многозначного слова на омонимы (морфологический анализ), но с другой стороны, само слово образовано от слова «видеть» приставочно-суффиксальным способом (словообразовательный анализ). С точки зрения этимологического анализа слово «свидетель» претерпело многочисленные изменения морфемного состава: корень данного слова «вид» созвучно старославянскому ведать и имеет с ним схожее значение.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограмму и объясните ее в скобках после слова.
Образец: Весело промчится блистающая (в корне - и, так как после корня — блист = суффикс -а-) радость...
1. По положению (лаг-лож), нам, учителям, топливо полагается (лаг-лож) бесплатное (после приставки глух. согл.) — колхоз должен привозить (значение приближения) (С.Крутилин). 2. Намокшие и обледеневшие бурки скользили (скóльзкий) по линолеуму (словарное слово), как по льду (Ч.Айтматов). 3. Он вспомнил носилки (нóсит), покачивание (приставки –па не существует) горелых (гор-гáр), дымящихся стен какой-то берлинской трущобы (сущ., под ударением) (П.Вершигора). 4. Мелькали татары в белых поярковых шляпах, чуваши (мн.ч.) в длинных (одна –н в корне, вторая в суффиксе) холщовых (прил., под удар) (рубахах, расшитых (корень начинается на глухую согл., жи-ши) цветным гарусом, взъерошенные (приставка оканчивается на согл., корень начинается на –е) цыганки (искл.) (С. Голубев). 5. Мастерство и сердце (сердечный) — вот два равновеликих слагаемых (лаг-лож), которые в своем сочетании и создали живопись Репина (К.Чуковский). 6. Здесь (словарное слово) скопилось (кóпит) много плавучего (-плав- всегда с -а-, кроме «пловец», «пловчиха») льда (А.Арсеньев). 7. Прибавлялось волнение, но радостно (радость) было, что фронт приостановился (неполнота действия) (А.Кулаковский).
7. Запишите 6 фразеологизмов со словами «душа, дух, земля, кость, лицо, место» и составьте с ними предложения. Подберите к фразеологизмам синонимические обороты или слова-синонимы. Дайте стилистическую характеристику фразеологизмов, используя стилистические пометы (разг.-быт., книжн., межстил. и т.п.).
У меня душа в пятки ушла, когда я каталась на американских горках. (разг.) – Когда я каталась на американских горках, мне было очень страшно.
Уже несколько дней он питался святым духом. (книжн.) – Уже несколько дней он очень мало ел.
От стыда я чуть не провалился сквозь землю. (межстил.) – Мне было очень стыдно.
Пенсионерки нашего подъезда любят перемывать всем косточки (разг.-быт) - Пенсионерки нашего подъезда любят сплетничать.
Он старался хорошо выглядеть, так как являлся лицом своей фирмы. (книжн.) - Он старался хорошо выглядеть, так как его внешность являлась одним из показателей статуса его фирмы.
В нашей жизни каждый старается занять свое место под солнцем. (разг.-быт.) – В нашей жизни каждый старается занять высокое положение в обществе.