Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом.

Лучшая команда получает дополнительные баллы к общей оценке за урок.

Ну а теперь, давайте вспомним особенности глагола как части речи и прочитаем правило Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

Учитель каждому ученику раздает карточку с таблицей:

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

Эта карточка поможет вам при более глубоком изучении глагола, поэтому сохраните её, она нам поможет на последующих уроках.

Учитель с учениками разбирает каждый из пунктов таблицы

Теперь, нам предстоит выполнить задание творческого характера. Снова работа в команде: вам предстоит выполнить задание 27 на странице 23, нужно переписать в тетрадь и дополнить текст глаголами в правильной форме, нужно у каждого глагола выявить морфологические признаки. Лучшая командная работа будет отмечена дополнительными баллами. За плохое поведение я буду снимать баллы.

После выполнения и проверки задания ученики подсчитывают заработанные баллы. ( во время работы также звучат классические мелодии)

Итоги урока:Ну и хотелось бы завершить урок интересными фактами о глаголе в упражнении 24.

(один из учеников зачитывает текст.)

Обратите внимание на слово, что выделено в рамочке, и на место ударения в слове. Знали вы эти факты о глаголе?

Учитель выставляет баллы за урок.

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

Домашнее задание : Вам нужно будет выполнить упражнение 29, нужно списать стихотворение С. Есенина, вставить пропущенные буквы и объяснить написание. Также у каждого глагола нужно выявить морфологические признаки при помощи карточек, которые я вам раздала.

Третью часть задания также надо будет выполнить.

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

« Неопределенная форма глагола.»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Форма урока: урок- лекция

Цель:

Образовательная - актуализировать знания по теме, которые были получены в предыдущих классах, изучить новый материал,.

Развивающая– формировать навыки определения инфинитива; развивать навык правильного образования форм инфинитива;

Воспитывающая - воспитывать умение работать в классе, слушать и слышать других учащихся.

Оборудование: учебник по русскому языку за 7 класс( Быкова, Давидюк – 2015 года издания - http://vshkole.com/7-klass/uchebniki/russkij-yazyk/ei-bykova-lv-davidyuk-ef-rachko-2015/stranitsa-30 ), компьютер, проектор, видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=hKq0WyR0qDc ), словари Ожегова

Ход урока:

1. Оргмомент: Приветствие, подготовка к уроку, выяснение отсутствующих.

2. Мотивация учебной деятельности: Сегодня с вами мы изучим что такое неопределенная форма глагола – инфинитив. Надеюсь, вы помните что это такое.

Работа с классом: Давайте откроем учебник на странице 27 упражнение 35. Посмотрите внимательно на картинку. Что вы видите на ней? Да, это картинка , которая описывает давно известную нам сказку Ершова. Давайте выразительно прочитаем отрывок из этой сказки. Пока один из вас читает, остальным нужно выписать глаголы, которые отвечают на вопрос Что делать? Что сделать?

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

Теперь, обратимся к словарям Ожегова и найдем значение каждого слова.

( Ученики находят и записывают значение каждого глагола)

Итак, мы с вами сделали неспроста, ведь мы обнаружили инфинитивы, то есть, неопределенную форму глаголов. А теперь обратимся к правилу выше.

( прочтение правила и его разбор)

Правило, конечно, содержательное, но у меня для вас есть сюрприз – видеоролик об инфинитиве. Пока вы будете смотреть ролик, вы должны записать основные характеристики инфинитива. После мы проверим ваши записи, ведь они вам в дальнейшем поможет при выполнении домашнего задания.

( просмотр ролика https://www.youtube.com/watch?v=hKq0WyR0qDc )

Давайте проверим понимание темы: 5 человек должны повторить основные характеристики неопределенной формы глагола.

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

Теперь проверим это на практике. Выполним все вместе упражнение 36. Каждый, кого я назову, должен будет назвать неопределенную форму глагола от других различных форм.

(комментированное выполнение задания)

Как вы уже знаете, что у инфинитива есть такой морфологический признак, как возвратность. Что это? ( ученики дают полный ответ, опираясь на правило из учебника- страница 28)

Теперь, когда мы четко знаем теорию, мы можем выполнить упражнение на закрепление знаний. Обратим внимание на упражнение 39. Устно образуем возвратные формы глагола.

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом. - student2.ru

Итоги урока: Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня урок был у нас непростой. Мы продолжаем с вами изучать знаменательную часть речи как глагол, но сегодня мы рассматривали одну из форм глагола – инфинтив. Я надеюсь, что урок для вас был не только познавательный, но и интересный. Я думаю, вы с легкостью выполните свое домашнее задание. Есть ли у вас вопросы?( учитель отвечает на вопросы учеников, если таковые имеются.)

Домашнее задание: Вам нужно будет выполнить 2 упражнения- № 38, сделайте все задания, которые предложены в учебнике, и № 37, но во второй части упражнения нужно составить предложения с каждым фразеологизмом.

« Неопределенная форма глагола. Возвратные глаголы»

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний и навыков.

Форма урока : урок- практикум

Цели:

Образовательная : сформировать навыки распознавания неопределенной формы глагола.

Развивающая: развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе наблюдений, развивать речь через построение ответов на поставленные вопросы, зрительную память.

Воспитывающая: воспитать в учениках любовь к русскому языку, воспитывать культуру поведения в обществе.

Оборудование: карточки с заданиями по теме

  1. Оргмомент
  2. Актуализация опорных знаний:Прежде чем мы приступим к практической части нашего урока, нам стоит вспомнить основные сведения из этой темы. Вам помогут вопросы, которые помогут вам. Итак, работаем по такой схеме: я задаю вопрос, тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первый и правильно ответит на вопрос, получит дополнительные баллы. За выкрикивание и шум мне придется снимать баллы. Это в ваших интересах.

Вопросы учителя:

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Что такое инфинитив?

На какие вопросы он отвечает?

Какие морфологические признаки имеет инфинитив?

Каких морфологических признаков нет у инфинитива?

Каким членом предложения может выступать неопределенная форма глагола?

Что такое возвратные глаголы?

Как они образуются?

Какие значения имеют возвратные глаголы в предложении?

(Ученики, которые первыми правильно ответили на все вопросы, получают дополнительные баллы.

Работа в классе: Ученики записывают упражнение в тетрадь, выполнение задания происходит вслух всем классом.

Карточка №1

Спишите. Глаголы в скобках ставьте в неопределённой форме. Устно к глаголам поставьте вопросы.

Поведение на улице

На улице нужно (хожу) так, чтобы не (мешаю) идущим навстречу. Нельзя (иду) по нескольку человек в ряд: идущим навстречу приходится сходить на мостовую, чтобы (обойду) эту компанию. Со знакомыми не следует (стою) и (разговариваю) возле дверей магазина и посередине тротуара.

Нельзя (прокладываю) себе путь силой. Следует вежливо (попрошу) (пропущу) вас.

Выберите из текста возвратные глаголы и определить их морфологические признаки

Блюдце с молоком поставили на пол, и Соня придвинула к нему мордочку лисенка. Он потянул носом и завертелся вокруг блюдца. Мы спрятались. Лисенок еще раз подозрительно покосился вокруг и начал лакать из блюдечка. Он, верно, порядочно проголодался, потому что вся его рожица выражала блаженство. Под усами зашевелилась улыбка, глаза сладко сощурились, а маленькие передние лапки в темных чулках дрожали от жадности.

Молодцы, вы хорошо поработали все вместе, ну а теперь давайте поработаем самостоятельно. В конце урока вы сдаете тетрадь с выполненным заданием. За первые два задания вы получаете 10 баллов, если вы выполните правильно третье задание, вы получаете максимальную оценку – 12 баллов.

Карточка № 2

1. Выберите нужную глагольную форму в скобках.


1. Жаркий полдень (сушит, сушится) на деревьях листья, отяжелевшие от зноя ветки бессильно(свешивают, свешиваются) на забор. 2. Декабрь (сменяет, сменяется) маем, цветы (окружают,окружаются) жилье. 3. Как будто снегом (опушила, опушилась) весна цветами ветви слив; заря, полнеба охватив, в цветах румянец (пробудила, пробудилась)

2. Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Бить баклуши-

Вешать нос-

Витать в облаках-

задать головоломку-

зарубить на носу –

ждать у моря погоды-

дать слово-

дрожать как осиновый лист-

писать как курица лапой

ходить на голове-

считать ворон-

держать в голове-

клевать носом –

наговорить с три короба

держать в голове-

клевать носом-

наговорить с три короба-

держать язык за зубами-

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

3. Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

3.* Составить предложения, в которых инфинитив выступает как

1) подлежащее, 2)сказуемое, 3) дополнение, 4) определение,5) обстоятельство

Наши рекомендации