Методика изучения лексики и фразеологии
Принципы методики:
- Фнкционально-стилистический (отбор языковых средств с т.з. уместности и нормы употребления, учитывать ситуацию общения, коммуникативного намерения, жанр);
- Экстралингвистический (принцип нагядности) – соотнесение слова и реалии;
- Принцип лексико-грамматический (изучение в единстве его ЛХ и ГЗ);
- Парадигматический принцип (слово как единица лексической системы). Показать все возможные отношения, в которые вступает слово.
- Исторический (соотнесение слова и истории слова, учет исторических изменений по мере эволюции, динамики развития языка).
Место раздела в школьном курсе:
Шанский: фонетика –лексика – морф. и словообразование. Изучается ступенчато (5-6).
Бабайцева: морфемика – лексика – морфология. Изучается линейно.
Этапы изучения:
- Пропедевтический (представление на практическом уровне о значении слова)
- Систематический (целенаправленное изучение этого раздела на уровне понятий, значений, функционирование в речи)
- Аспектное изучение (лексика изучается в связи с другими разделами)
- Лексика с т.з. функционального употребления (лексика текста, как лексические единицы организуют текст)
Содержание обучения:
Знания:любое лексическое явление интересует нас с 3х позиций:
-функционирование и осознание самого ЛЗ,
-то, как это лексическое единство зафиксировано в словаре,
-употребление в речи.
5 КЛАСС – семасеология.
Понятие о ЛЗ слова. ЛЗ – то, что возникает в сознании говорящего, когда он слышит определенный звукокомплекс.
Приямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова. Эти параграфы мы либо меняем местами, либо изучаем вместе. Обращать внимание к словарной статье. Усвоить суть многозначно слова. ОШИБКА: все остальные значения, кроме первого, являются переносными. ОШИБКА: живая метафора (кроме самолета, носик чайника).
Не вводится представление об узуальных метафорах и индивидуально авторских.
После изучения полисемии переходи к изучению синонимов, антонимов и только потом к омонимии.
Омонимы. Не смешивать омонимию и полисемию. Анализировать и смотреть, есть ли что-то общее в ЛЗ. Омонимия понимается узко, дети не получают представление об омофонах, омографах, омоформах.
Синонимы. Синонимы – слова одной и той же ЧР, имеющие общее значение и отличающиеся оттенками значения, или стилистическим употреблением.
Учим осознавать эту дефиницию, чтобы ребенок доказывал каждый критерий. Понятие синонимической доминанты не вводится, но на практическом уровне присутствует.
Антонимы. Антонимы – слова оной ЧР с противоположным значением, сопоставимые по какому-то признаку.
6 КЛАСС – лексика с т.з употребления:
-общеупотребительная (ничем не ограничена),
-диалектизмы (показать синоним слова-диалекта)
-профессионализмы, термины
-Жаргонизмы (в школе не вводится).
Лексика с т.з времени происхождения:
-устаревшие слова (архаизмы, историзмы)
-неологизмы (индивидуально-авторские окказионализмы, детские инновации)
-современная лексика.
Лексика с т.з происхождения:
-исконно русская;
-заимствованная. Нужно показать, насколько заимствованные слова прижились.
ФРАЗЕОЛОГИЯ.
-можно заменить одним словом
-от неправильного понимания к правильному
-фразеологизм является одним членом предложения
-синонимические и антонимические отношения
Способы деятельности:
- Находить лексическое явление в тексте и правильно его квалифицировать (по образцу, на материале словосочетания, предложения, текста умения равны таким же упражнениям).
- Классифицировать и группировать разные лексические явления.
- Анализировать роль лексического явления в тексте.
- Умение употреблять лексическое явление в собственной речи.
- Умение выполнить комплексный анализ текста. Анализ текста с множеством языковых явлений.
- умение находить и исправлять лексические ошибки (брать негативные образцы).
Виды упражнений, связанные с использованием словаря:
-анализ словарной статьи
-сопоставление словарных статей в разных словарях
-анализ помет в словарной статье, сопроводить, ввести свои пометы
-добавление иллюстративного материала
-собрание этимологического сведения
-найти слова по пометам
-составление словарных статей
-составление мини словников для себя.
ОТД и ЭЦО к миру:
Использование проблемных методов на уроках лексики и фразеологии, реализация которых не предлагает решение в готовом виде, а через наблюдение за языковым явлением лексики и приводим к открытию этого явления и его теоретизации.
Значение и задачи в изучении лексики в школе.
Расширение словарного запаса, успешная реализация коммуникативной ситуации.
Лексика – это база для стилистики и культуры речи.
Задачи:
-лексика способствует осознанию межуровневой иерархии разделов и помогает осмыслить с/о значение морфем.
-умение пользоваться словарем,
-стимуляция ребенка к изучению языку,
-формирование бережного и точного обращения со словом.