Трудовая деятельность человека

Понятия и основные черты катастроф и чрезвычайных ситуациях.

Катастрофы вызванные силами природы или человеческой деятельностью являются особенностью 20-21 века, а так же причиной массового травматизма среди населения.

ВОЗ предлагает делить катастрофы по происхождению на:

1) Cтихийные – природные

2) Технологические – рукотворные

3) Социальные

4) Специфические

Общие признаки катастроф:

1) Внезапность

2) Серьезная угроза здоровью и жизни отдельных групп населения и даже общества в целом.

3) Нарушение привычного уклада жизни

4) Нарушение целостности окружающей среды

Катастрофа – это чрезвычайная ситуация вызванная силами природы или деятельностью человека и сопровождающаяся массовыми поражением людей и природы. Для ликвидации последствий катастрофы требуется привлечение сил и средств из вне района бедствия.

Чрезвычайно ситуацией называют такую ситуацию которая характеризуется:

1) Социально-экономическим и экологическим ущербом.

2) Необходимостью защиты населения от различных вредных факторов (химических, радиационных, микроорганизмы)

3) Проведение спасательных неотложных медицинских и эвакуационных работ.

4) Ликвидация негативных последствий случившегося.

Классификация ЧС:

1) Частные

2) Объектовые

3) Местные

4) Региональные

5) Глобальные

Классификация по этиологии:

1) Производственные ЧС или технологические, с выбросом энергии.

2) Транспортные

3) Стихийные или природные

a. Метеорологические ЧС

b. Топологические – сели, оползни, сходы снежных лавин, наводнения вызванные паводками

c. Тектонические и теллурические – извержения вулканов, землетрясения, цунами.

4) Социальные и специфические – войны, террористические акты, эпидемии, голод, а так же различные экологические ЧС.

Классификация по числу пострадавших:

1) Малые 25-100 человек. 10-15 человек из них будут нуждаться в госпитализации.

2) Средние 101-1000 пострадавших. В госпитализации будут нуждаться 51-250 человек.

3) Пострадавших более 1000, в госпитализации нуждаются больше 250 человек.

Скорость ликвидации:

1) Высокий образовательный уровень работающего населения.

2) Активная гражданская позиция.

Подготовленность государственных структур, а так же частных компаний к действию в экстремальных ситуациях.

Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из 4 следующих критериев:

1) Если погибло 10 и более человек

2) Если 100 и более человек пострадали

3) Если местные власти ввели на своей территории чрезвычайное положение.

4) Если государство обращается за международной помощью.

Трудовая деятельность человека

Цель: ознакомиться с основными формами и физиологическими основами трудовой деятельности человека.

Труд – это целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социальных экономических потребностей.

Классификация основных форм трудовой деятельности:

1) Труд требующий большой мышечной активности, он имеет место при отсутствии механизированных средств для работы, развивает данный вид мышечную систему, стимулирует обменные процессы, социально не эффективен, имеет низкую производительность, а так же потребность в длительном отдыхе.

2) Механизированный труд – такой труд требует специальных знаний и навыков (двигательных). В работу включаются мелкие мышцы рук и ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, однако однообразие простых действий, а так же малый объем воспринимаемой информаций приводит к монотонности труда.

3) Труд связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством – монотонность повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, поскольку обработкой предметов занимается механизм, а человек только включает и отключает станки.

4) Конвейерный труд, такой труд отличается дроблением процесса на операции заданным темпом и ритмом, а так же строгой последовательностью операций, главный недостаток монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, это ведет к рассеиванию внимания, падению скорости реакции и быстрому утомлению.

5) Труд связанный с управлением производственными процессами и механизмами. При данном виде труда человек выступает в роли оператора и чем менее автоматизирован процесс, тем больше участие человека.

6) Умственный труд – восприятие и переработка большого количества информации свойственного этому труду, с включением памяти, внимания и активизации процесса мышления.

Формы умственного труда:

1) Операторский умственный труд – это контроль, за работой машиной, отличается такой труд высокой ответственностью и нервно эмоциональным напряжением.

2) Управленческий труд – характеризуется большим ростом объема информации при одновременной нехватке времени для её переработки, большой личный ответственностью за принятые решения. А так же стрессовыми и конфликтными ситуациями.

3) Творческий труд – это наиболее сложная форма поскольку требует большого объема памяти напряжения и внимания, это приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, к повышению АД, изменению на ЭКГ и прочим сдвигам нервной системы.

4) Труд преподавателей и медицинских работников – постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к нервно-эмоциональному напряжению.

5) Труд студентов и учащихся – необходима концентрация внимания, памяти, кроме того присутствие частых стрессовых ситуаций.

Физический труд характеризуется:

1) Большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, а так же на функциональные системы организма. Развивает мышечную массу тем самым стимулируя обменные процессы, но из-за низкой производительности этот труд социально не эффективен и основным показателем физического труда является тяжесть. Энергетические затраты при физическом труде в зависимости от тяжести труда составляют от 4000-6000кКЛ в сутки.

2) Умственный труд – объединяет работы которые связаны с приемом и передачей информации и требующий активизаций процессов мышления, внимания и памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности, что приводит в свою очередь к сердечно-сосудистым патологиям, длительная умственная нагрузка угнетет психическую деятельность. Ухудшает внимание и память. Основным показателем умственного труда является напряженность, которая отражает нагрузку на ЦНС, энергетические затраты от 2500-4000кКЛ.

Вес мозга составляет 2% от массы нашего тела, потребляет он при этом от 15 до 20% энергии организма. Сто грамм коры головного мозга потребляют кислорода в 5-6 раз больше, чем работающая скелетная мышца того же веса.

Выводы:

1) Невозможно создать такую технику или технология, риск от которой был бы равен нулю.

2) Никакая деятельность не имеет риска равного нулю.

Условия труда:

1) Оптимальные условия труда, такие условия труда сохраняют не только здоровье работающих, но и создают предпосылки для поддержания высокой производительности труда. За оптимальные условия труда принимают такие условия труда при которых неблагоприятные факторы не превышают уровня принятых качеств безопасных для населения.

2) Допустимые условия труда при них вредные воздействия не превышают уровней установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работника и его потомства.

3) Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов

Наши рекомендации