Легко ругать логику, но альтернатива ей - ложь».
Плавич В.П.
Основы логики с задачами и упражнениями
Учебное пособие
Харьков
«Бурун Книга»
УДК 510.6(075) 55К 22.12 я7 П38
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Берников М.Н., доктор философских наук, профессор Пунченко О.П., доктор философских наук, профессор Чугуенко B./W.
Плавич В.П.,доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор, академик, заведующий кафедрой общеправовых дисциплин и международного права Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. П 38 Основы логики с задачами и упражнениями:Учебное пособие. — Харьков: Бурун Книга, 2010. — 208 с.
ISBN 978-966-8942-44-0
В учебном пособии системно изложены основные понятия и операции современной логики.
Особое внимание уделяется нормативным высказываниям и рассуждениям, логическим особенностям юридического языка, способам обоснования норм и оценок. Приводятся связанные с юридической практикой задачи и упражнения, которые призваны закрепить навыки логически последовательного и доказательного мышления.
Пособие предназначается для студентов юридических вузов и других, в частности, социально-гуманитарных и экономических специальностей.
УДК 510.6 (075) ББК22.12 я7
© Плавич В.П., 2010 © Пьянков А.В. (оригинал-макет), 2010 ISBN 978-966-8942-44-0© ООО «Издательство «Бурун-Книга», 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Теоретические логические системы, оперирующие только рафинированными понятиями «да» и «нет», исключают другие варианты логических реакций. Такая логика базируется на дискретном фундаменте вместо непрерывного, причём принята за основу самая примитивная функция, имеющая всего два значения, поэтому эта система мышления является самой примитивной из всех возможных.
Трансформирование выше названной логики Аристотеля-Декарта, допустим в логику Бейеса, включающую в качестве основы альтруизм и космополитизм, буддийскую индифферентность и подвижность всех логических оснований, вместе с тем могло бы привести к серьёзному кризису или даже к гибели всей нашей цивилизации, потому что духовный прогресс человечества способен осуществляться не революционно по типу кризиса или шока, а гораздо медленней, когда различные слои человечества успеют приспособиться, принимая новые и непривычные ориентиры в качестве своих естественных ценностей.
Наше сегодняшнее непонимание фундаментальных законов физики, как отмечал Роджера Пенроуза в своей книге «Новый разум императора», не позволяет нам схватить понятие разума в физических или логическихтерминах'. Однако учёные уже давно понимают, что физические законы должны дать возможность «схватить понятия разума». Человечество подошло к концу, но не науки как таковой, а к концу представления о классической рациональности, связывающей понимание с открытием детерминистических законов, открытия бытия за рамками становления. И один из наиболее интересных выводов о специфике современного культурного периода видится учёным в том, что «в наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время2».
Хаос выступает физическим обеспечением неустойчивости, но в то же самое время хаос порождает порядок. Порядок и беспорядок, таким образом, оказываются тесно связанными - один включает в себя другой. И это есть главное изменение происходящее в нашем восприятии универсума сегодня. Порядок и беспорядок существуют, как два аспекта одного целого и дают нам различное
1 Пригожий И.: Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.; Прогресс, 1994, - С. 30
2 Пригожий И.: Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.; Прогресс, 1986, —С. 49.
Основы логики с задачами и упражнениями
видение мира. Хаос позволяет по-новому сформулировать то, что нам надлежит познать. В постмодернистическом хаосе просматривается порядок нового уровня. Однако, как справедливо заметил сам И. Пригожий, пример физики может прояснить, но не решать проблемы, стоящие перед людьми. В некоторых случаях синергетический метод позволяет существенно упростить концептуальные построения. Концептуальные походы синергетики хорошо зарекомендовали себя при описании разнообразнейших систем.
Синергетика существенно усиливает позиции тех, кто диалектически воспринимает и интерпретирует мир, выделяя такие фундаментальные принципы, как взаимность и многовекторное развитие. Этому, в частности, способствует такой её инновационной принцип, как «порядок через флуктуации».
Преимущества синергетического мышления состоят в том, что оно обеспечивает целостность мировоззрения. Следует заметить, что сегодня в современном мире наметилась тенденция к расширительному толкованию понятия рациональности. Рациональность понимается прежде всего как метод познания действительности, основанной на разуме. В структуру рациональности всё чаще включается элементы иррационального, разум всё больше дополняется чувствительностью, интуицией, всей субъективностью человека.
Будучи существенно открытой для обмена энергией и веществом с окружающей средой, достаточно сложная система независимо от её природы за счёт экспорта энтропии (как меры беспорядка) приобретает возможность увеличения степени своей упорядоченности в виде регулярного структурообразования, появление такого процесса самоорганизации требует наличия определённого непрерывно поступающего извне потока энергии, проходящего через каждый элемент системы, а также внутреннего эффекта диссипации в ней. Если этот внешний приток энергии, воспринимаемый системой и выводящей её из состояния термонодина-мического равновесия, превосходит некоторую пороговую величину, то возврат к устойчивому состоянию равновесия оказывается уже невозможным. Такая сильно неравновесная система становится активной, а существенно нелинейный характер конкретно протекающих в ней процессов включает в себя особенности бифуркационного поведения, отражающие неоднозначность пути развития и как следствие - его необратимость. Формирующиеся механизмы обратной связи порождают неустойчивость системы относительно внутренних возмущений в качестве преобладающего режима её существования, когда малейшие случайные флуктуации неограниченно нарастают со временем, обеспечивая в конечном итоге, образование новых структур. В результате происходит забывание начальных условий и реализуется возможность качественной перестройки всей системы.
Как отметил СП. Курдюмов в послесловии к статье И. Пригожина «Философия нестабильности», «по-видимому, любые повороты и перевороты в мышлении не могу сопровождаться полным отбрасыванием каких-либо представлений, присутствовавших в прошлом: что-то сохраняется, что-то остаётся вне поля зрения, а что-то перетолковывается и именно перетолкование, переинтерпретация составляют суть концептуальных сдвигов, позволяющих говорить о переходе от одного
Предисловие 5
уровня понимания к другому3. Просматривается окончание истощающего отделения науки от других культурных сфер, что может привести к новому альянсу. Мы начинаем выходить за пределы мира количества и вступаем в «мир качества», а значит в мир становящегося, возникающего. Мы приходим ктому, о чем неоднократно говорил Ю. Лотман: к креативному потенциалу границ, к микровзрывам (событиям), возникающих на границах текстов. Но события ценны порождаемым ими смыслом. И этот смысл является самым значимым результатом события. Из хаоса рождается порядок совершенно нового уровня. И тем самым сам хаос приобретает смысл, -хаос позволяет по-новому сформулировать то, что нам надлежит познать.
В наше время происходит формирование новой интеллектуальной культуры, которая будет иметь облик, существенно отличительный от всего того, что нам известно до сих пор из истории общества, науки и техники. Очевидно, что при этом изменяется многое в структуре индивидуального, группового и общественного сознания, в составе средств и организационных форм интеллектуальной деятельности.4
Запрос на новое мышление выступает какзапрос на новую культуру разума, способного к разрешению определённого класса назревших проблем современности. Создание такой культуры разума предполагает построения некой новой исторической парадигмы ума, выступающей в форме интеллектуальной концепции.5
Проблема сближения логических и социальных характеристик ума не всегда в достаточной мере отрефлектирована познающим субъект и не всегда осознаётся современным философским самосознанием, хотя и существует как объективная тенденция современной жизни и мышления. Этому во многом мешает сложившиеся традиции (а вернее, предрассудки) противопоставления логического и социального. Представляется, что речь должна идти о радикально ином подходе к логике, учитывающем движение времени. Сделать её логичнее в своём рассуждении - это значит практические затруднения сформулировать средствами логики и представить их в качестве конкурентной антиномии как она предстаёт в жизни.
Запрос на новую логику предполагает включение в неё нелогического. Разработка концепции нового мышления, заявка на нового логика, способного куни-версальному построению всякой содержательной логики. Ни одна наука не может развиваться, не подвергая периодической ревизии и переоценке свой предмет, цели и методы. Последнее относится и к логике. Всё более очевидным становится тот факт, что прогресс вычислительной техники невозможен без учёта особенностей мышления и других психических функций человека. Человек снова, как и в период возникновения логики, становится главным предметом этой науки.
3Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии, — 1991, — С. 8.
4 См. Плавим В.П. Философско-методологические проблемы инженерной деятельности: специфика мышления, культура разума, модернизирование мыследеятельности. Одесса, 1993 С. 104-105.
5WODZIMIERZ PAWICZ, PROBLEM V PRZEJSCIA NATURA L'ISTVCZMEJ DO SZTUCZNO-TECHNiCZNEJ MAPV SW ATA W EDUCACJI, NAUCEITECHNICE / EDUKACJA OGOLNOTECHNICZNA DVLE MA7VTEORIII PRAKTVKI, BVDGOSZCZ, WVDAWNICTWO UCZEL NIANE WSP W BDCOSZCZV, 1996, С 294-298.
Основы логики с задачами и упражнениями
Легко ругать логику, но альтернатива ей - ложь».
ПК. Честертон
ВВЕДЕНИЕ
Логические операции составляют суть человеческого интеллекта. И. Кант назвал логику наукой о рассуждениях. Цель логики -^показать, как должно мыслить, чтобы достичь желаемого результата познавательного процесса - получить адекватные, то есть, вполне соответствующие знания об окружающем нас мире, логику считают нормативной наукой.
Нет ни одного раздела логики, который так или иначе не был бы связан с проблемой определения истины, принципами её открытия, обоснования и сохранения. В логике термин «истина» играет роль, подобную той, какую в этике играет термин «благо», а в эстетике - «прекрасное»6.
Главное условие достижения истины - целостность мышления. Всё логическое знание, согласно гипотетико-дедуктивной модели научного знания (ГДМ)7 делится на три исчерпывающие теории - логику открытия истины (абдукцию), логику обоснования истины (индукцию) и логику сохранения истины (дедукцию).
Абдукция (теория открытия истины) изучает необходимые и достаточные условия изобретения объяснительных гипотез.
Индукция (теория обоснования истины) исследует правила подтверждения и опровержения изобретённых гипотез на опыте.
Дедукция (теория сохранения истины) анализирует правила и модусы, с помощью которых из изобретённых гипотез можно выводить необходимые следствия и тем самым рассуждать, сохраняя истину предпосылок.
Таким образом, логика - наука о законах открытия, обоснования и сохранения истины. Истинное мышление - подлинный предмету этой науки, «стало быть, мы можем сказать: логика есть наука о наиболее общих законах бытия истины»8.
Знающий истину не нуждается в насильственном принуждении в вере. Знающему человеку слепая вера не нужна, он верит в то, что знает!
бФреге Г. Логика и логическая семантика. Сб. трудов, — М., 2000, — С, 307. 'Светлов В. А. Современная логика. Учебное пособие. - СПб. Питер, 2006, — С. 14. 8Фреге Г. Указ соч. Там же.
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
1.1. Определение логики и её предмета
1.2. Этапы развития логики
1.3. Законы логики и принципы правильного мышления
1.4. Значение логики - важный элемент общей культуры
Литература
Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие, — СПБ: Питер, 2006. -
С. 7-34;
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. -
Изд. М. Юрист, 2006, - С. 5-18.
Сумарокова Л.Н. Основы логики. Учебное пособие для юридических вузов,
Одесса. Юридическая литература, 2003, - С. 4-30.
Огородников В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. -
СПБ.: Питер, 2004, - С. 8-14; 41-54.
Ополев ВТ. Основы логики. Учебное пособие, Одесса; 2005, - С. 5-12.
Хоменко И.В. Логика в задачах. - Підручник, К, 2006, С. 5-11.
Солодухин О.А. Логика для юристов. Серия «Внешнее образование». Ростов
Н/Д: Фенікс, 2003, С. 8-38.
Основы логики с задачами и упражнениями