Легко ругать логику, но альтернатива ей - ложь».

Плавич В.П.

Основы логики с задачами и упражнениями

Учебное пособие

Харьков

«Бурун Книга»

УДК 510.6(075) 55К 22.12 я7 П38

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Берников М.Н., доктор философских наук, профессор Пунченко О.П., доктор философских наук, профессор Чугуенко B./W.

Плавич В.П.,доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор, академик, заведующий кафедрой общеправовых дисциплин и международного права Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. П 38 Основы логики с задачами и упражнениями:Учебное пособие. — Харьков: Бурун Книга, 2010. — 208 с.

ISBN 978-966-8942-44-0

В учебном пособии системно изложены основные понятия и операции современной логики.

Особое внимание уделяется нормативным высказываниям и рассуждениям, логическим особенностям юридического языка, способам обоснования норм и оценок. Приводятся связанные с юридической практикой задачи и упражнения, которые призваны закрепить навыки логически последовательного и доказа­тельного мышления.

Пособие предназначается для студентов юридических вузов и других, в част­ности, социально-гуманитарных и экономических специальностей.

УДК 510.6 (075) ББК22.12 я7

© Плавич В.П., 2010 © Пьянков А.В. (оригинал-макет), 2010 ISBN 978-966-8942-44-0© ООО «Издательство «Бурун-Книга», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теоретические логические системы, оперирующие только рафинированными понятиями «да» и «нет», исключают другие варианты логических реакций. Такая логика базируется на дискретном фундаменте вместо непрерывного, причём принята за основу самая примитивная функция, имеющая всего два значения, по­этому эта система мышления является самой примитивной из всех возможных.

Трансформирование выше названной логики Аристотеля-Декарта, допустим в логику Бейеса, включающую в качестве основы альтруизм и космополитизм, буддийскую индифферентность и подвижность всех логических оснований, вместе с тем могло бы привести к серьёзному кризису или даже к гибели всей нашей цивилизации, потому что духовный прогресс человечества способен осу­ществляться не революционно по типу кризиса или шока, а гораздо медленней, когда различные слои человечества успеют приспособиться, принимая новые и непривычные ориентиры в качестве своих естественных ценностей.

Наше сегодняшнее непонимание фундаментальных законов физики, как отмечал Роджера Пенроуза в своей книге «Новый разум императора», не по­зволяет нам схватить понятие разума в физических или логическихтерминах'. Однако учёные уже давно понимают, что физические законы должны дать возможность «схватить понятия разума». Человечество подошло к концу, но не науки как таковой, а к концу представления о классической рациональ­ности, связывающей понимание с открытием детерминистических законов, открытия бытия за рамками становления. И один из наиболее интересных выводов о специфике современного культурного периода видится учёным в том, что «в наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время2».

Хаос выступает физическим обеспечением неустойчивости, но в то же самое время хаос порождает порядок. Порядок и беспорядок, таким образом, ока­зываются тесно связанными - один включает в себя другой. И это есть главное изменение происходящее в нашем восприятии универсума сегодня. Порядок и беспорядок существуют, как два аспекта одного целого и дают нам различное

1 Пригожий И.: Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.; Прогресс, 1994, - С. 30

2 Пригожий И.: Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.; Прогресс, 1986, —С. 49.

Основы логики с задачами и упражнениями

видение мира. Хаос позволяет по-новому сформулировать то, что нам надлежит познать. В постмодернистическом хаосе просматривается порядок нового уров­ня. Однако, как справедливо заметил сам И. Пригожий, пример физики может прояснить, но не решать проблемы, стоящие перед людьми. В некоторых случаях синергетический метод позволяет существенно упростить концептуальные по­строения. Концептуальные походы синергетики хорошо зарекомендовали себя при описании разнообразнейших систем.

Синергетика существенно усиливает позиции тех, кто диалектически вос­принимает и интерпретирует мир, выделяя такие фундаментальные принципы, как взаимность и многовекторное развитие. Этому, в частности, способствует такой её инновационной принцип, как «порядок через флуктуации».

Преимущества синергетического мышления состоят в том, что оно обе­спечивает целостность мировоззрения. Следует заметить, что сегодня в совре­менном мире наметилась тенденция к расширительному толкованию понятия рациональности. Рациональность понимается прежде всего как метод познания действительности, основанной на разуме. В структуру рациональности всё чаще включается элементы иррационального, разум всё больше дополняется чувствительностью, интуицией, всей субъективностью человека.

Будучи существенно открытой для обмена энергией и веществом с окружающей средой, достаточно сложная система независимо от её природы за счёт экспорта энтропии (как меры беспорядка) приобретает возможность увеличения степени своей упорядоченности в виде регулярного структурообразования, появление такого процесса самоорганизации требует наличия определённого непрерывно поступающего извне потока энергии, проходящего через каждый элемент систе­мы, а также внутреннего эффекта диссипации в ней. Если этот внешний приток энергии, воспринимаемый системой и выводящей её из состояния термонодина-мического равновесия, превосходит некоторую пороговую величину, то возврат к устойчивому состоянию равновесия оказывается уже невозможным. Такая сильно неравновесная система становится активной, а существенно нелинейный характер конкретно протекающих в ней процессов включает в себя особенности бифуркационного поведения, отражающие неоднозначность пути развития и как следствие - его необратимость. Формирующиеся механизмы обратной связи порождают неустойчивость системы относительно внутренних возмущений в качестве преобладающего режима её существования, когда малейшие случайные флуктуации неограниченно нарастают со временем, обеспечивая в конечном ито­ге, образование новых структур. В результате происходит забывание начальных условий и реализуется возможность качественной перестройки всей системы.

Как отметил СП. Курдюмов в послесловии к статье И. Пригожина «Философия нестабильности», «по-видимому, любые повороты и перевороты в мышлении не могу сопровождаться полным отбрасыванием каких-либо представлений, при­сутствовавших в прошлом: что-то сохраняется, что-то остаётся вне поля зрения, а что-то перетолковывается и именно перетолкование, переинтерпретация состав­ляют суть концептуальных сдвигов, позволяющих говорить о переходе от одного

Предисловие 5

уровня понимания к другому3. Просматривается окончание истощающего отделе­ния науки от других культурных сфер, что может привести к новому альянсу. Мы начинаем выходить за пределы мира количества и вступаем в «мир качества», а зна­чит в мир становящегося, возникающего. Мы приходим ктому, о чем неоднократно говорил Ю. Лотман: к креативному потенциалу границ, к микровзрывам (событиям), возникающих на границах текстов. Но события ценны порождаемым ими смыслом. И этот смысл является самым значимым результатом события. Из хаоса рождается порядок совершенно нового уровня. И тем самым сам хаос приобретает смысл, -хаос позволяет по-новому сформулировать то, что нам надлежит познать.

В наше время происходит формирование новой интеллектуальной культуры, которая будет иметь облик, существенно отличительный от всего того, что нам известно до сих пор из истории общества, науки и техники. Очевидно, что при этом изменяется многое в структуре индивидуального, группового и обществен­ного сознания, в составе средств и организационных форм интеллектуальной деятельности.4

Запрос на новое мышление выступает какзапрос на новую культуру разума, спо­собного к разрешению определённого класса назревших проблем современности. Создание такой культуры разума предполагает построения некой новой историче­ской парадигмы ума, выступающей в форме интеллектуальной концепции.5

Проблема сближения логических и социальных характеристик ума не всегда в достаточной мере отрефлектирована познающим субъект и не всегда осознаётся современным философским самосознанием, хотя и существует как объективная тенденция современной жизни и мышления. Этому во многом мешает сложив­шиеся традиции (а вернее, предрассудки) противопоставления логического и социального. Представляется, что речь должна идти о радикально ином подходе к логике, учитывающем движение времени. Сделать её логичнее в своём рассужде­нии - это значит практические затруднения сформулировать средствами логики и представить их в качестве конкурентной антиномии как она предстаёт в жизни.

Запрос на новую логику предполагает включение в неё нелогического. Раз­работка концепции нового мышления, заявка на нового логика, способного куни-версальному построению всякой содержательной логики. Ни одна наука не может развиваться, не подвергая периодической ревизии и переоценке свой предмет, цели и методы. Последнее относится и к логике. Всё более очевидным становится тот факт, что прогресс вычислительной техники невозможен без учёта особенно­стей мышления и других психических функций человека. Человек снова, как и в период возникновения логики, становится главным предметом этой науки.

3Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии, — 1991, — С. 8.

4 См. Плавим В.П. Философско-методологические проблемы инженерной деятельности: специфика мышления, культура разума, модернизирование мыследеятельности. Одесса, 1993 С. 104-105.

5WODZIMIERZ PAWICZ, PROBLEM V PRZEJSCIA NATURA L'ISTVCZMEJ DO SZTUCZNO-TECHNiCZNEJ MAPV SW ATA W EDUCACJI, NAUCEITECHNICE / EDUKACJA OGOLNOTECHNICZNA DVLE MA7VTEORIII PRAKTVKI, BVDGOSZCZ, WVDAWNICTWO UCZEL NIANE WSP W BDCOSZCZV, 1996, С 294-298.

Основы логики с задачами и упражнениями

Легко ругать логику, но альтернатива ей - ложь».

ПК. Честертон

ВВЕДЕНИЕ

Логические операции составляют суть человеческого интеллекта. И. Кант назвал логику наукой о рассуждениях. Цель логики -^показать, как должно мыслить, чтобы достичь желаемого результата познавательного процесса - по­лучить адекватные, то есть, вполне соответствующие знания об окружающем нас мире, логику считают нормативной наукой.

Нет ни одного раздела логики, который так или иначе не был бы связан с проблемой определения истины, принципами её открытия, обоснования и со­хранения. В логике термин «истина» играет роль, подобную той, какую в этике играет термин «благо», а в эстетике - «прекрасное»6.

Главное условие достижения истины - целостность мышления. Всё логиче­ское знание, согласно гипотетико-дедуктивной модели научного знания (ГДМ)7 делится на три исчерпывающие теории - логику открытия истины (абдукцию), логику обоснования истины (индукцию) и логику сохранения истины (дедук­цию).

Абдукция (теория открытия истины) изучает необходимые и достаточные условия изобретения объяснительных гипотез.

Индукция (теория обоснования истины) исследует правила подтверждения и опровержения изобретённых гипотез на опыте.

Дедукция (теория сохранения истины) анализирует правила и модусы, с помощью которых из изобретённых гипотез можно выводить необходимые следствия и тем самым рассуждать, сохраняя истину предпосылок.

Таким образом, логика - наука о законах открытия, обоснования и сохра­нения истины. Истинное мышление - подлинный предмету этой науки, «стало быть, мы можем сказать: логика есть наука о наиболее общих законах бытия истины»8.

Знающий истину не нуждается в насильственном принуждении в вере. Знающему человеку слепая вера не нужна, он верит в то, что знает!

бФреге Г. Логика и логическая семантика. Сб. трудов, — М., 2000, — С, 307. 'Светлов В. А. Современная логика. Учебное пособие. - СПб. Питер, 2006, — С. 14. 8Фреге Г. Указ соч. Там же.

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

1.1. Определение логики и её предмета

1.2. Этапы развития логики

1.3. Законы логики и принципы правильного мышления

1.4. Значение логики - важный элемент общей культуры

Литература

Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие, — СПБ: Питер, 2006. -

С. 7-34;

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. -

Изд. М. Юрист, 2006, - С. 5-18.

Сумарокова Л.Н. Основы логики. Учебное пособие для юридических вузов,

Одесса. Юридическая литература, 2003, - С. 4-30.

Огородников В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. -

СПБ.: Питер, 2004, - С. 8-14; 41-54.

Ополев ВТ. Основы логики. Учебное пособие, Одесса; 2005, - С. 5-12.

Хоменко И.В. Логика в задачах. - Підручник, К, 2006, С. 5-11.

Солодухин О.А. Логика для юристов. Серия «Внешнее образование». Ростов

Н/Д: Фенікс, 2003, С. 8-38.

Основы логики с задачами и упражнениями

Наши рекомендации