Тема 6. Лексические и фразеологические нормы

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 1. Ответьте на вопросы

Вопросы Ответы
1. С чем связаны лексические нормы?  
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным?  
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении?  
4. Что понимается под лексической сочетаемостью?  
5. Что такое паронимы?    
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм?  
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии?  

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.

Воля  
Акция  
Коса  
Акт  
Лоб  
Журавль  
Липа  
Просмотреть  
Прослушать  
Распустить  
Расписаться  

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru

Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.

v У молодого человека нет воли.___________________________________

v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________

v Я просмотрел новую экспозицию. ________________________________

v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________

v Коса была очень длинная. ___________________________________

v У дороги виднелся журавль. ___________________________________

v Вот это липа! __________________________________

v Зачем мне такая акция? ____________________________________

v Мне не нужен такой акт. ____________________________________

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru

Задание 4. Какие синонимы и антонимы к слову «тихий» можно подобрать в данных словосочетаниях? Одинаковые ли это синонимы? От чего зависит подбор антонима? Чем это можно объяснить? Постарайтесь не повторять одни и те же прилагательные.

Словосочетание Синоним Антоним
Тихий нрав
Тихая езда
Тихое житье
Тихая погода
Тихое дыхание
Тихий человек

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru

Задание 5. Чем различаются значения слов в каждом ряду? Одинакова ли лексическая сочетаемость данных слов? Проиллюстрируйте это при помощи словосочетаний.

Слова Значения
Могучий – мощный  
Самоцветы – драгоценности  
Желание – стремление  
Лик – лицо  
Творить – созидать  
Ларец – шкатулка  
Смех – усмешка  
Талисман – амулет  

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 6. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?

Талантливый рифмоплёт
Великий писака
Выдающийся эскулап
Уважаемый хвастун
Честный провокатор
Широкая улочка
Очаровательный карьерист
Толстая книжка

Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru

Задание 7. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?

1. Закадычный - друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча

2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма

3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча

4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.

Предложение Причина лексической ошибки
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим.  
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться.  
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону.  
4. Учителя перед Новым годом распустили детей.  
5. Металлургический цех запущен.  
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться.  
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.  
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища.  
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей.  
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни.  
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад.  
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила.  
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед.  
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина.  
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.  
16. Спуск вниз строго запрещен.  
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности.  
18. В актовом зале института царила деловая суета.  
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.  
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу.  

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 9. Какие из данных словосочетаний относятся к устойчивым? Какой признак является основным при определении устойчивости того или иного словосочетания?

1) Оказать помощь Устроить праздник

2) Печатать текст Принять участие

3) Принять решение Решить задачу

4) Подарить книгу Играть роль

5) Вернуть долг Выражать протест

6) Строить планы Строить мост

7) Иметь значение Иметь время

8) Уделить внимание Простить друга

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru

Задание 10. Подумайте, какие из данных фразеологизмов даны в словаре с пометкой «книжные»? Какие элементы указывают на это? В каких ситуациях невозможно употребление остальных фразеологизмов? Напишите значение фразеологизмов.

Почивать на лаврах_________________________________________________

Лизать пятки_____________________________________________________

Яблоку негде упасть_________________________________________________

Между молотом и наковальней_______________________________________

Кануть в лету______________________________________________________

Фиговый листок____________________________________________________

Как банный лист____________________________________________________

Метать бисер перед свиньями________________________________________

Отдавать последний долг____________________________________________

Нести ахинею______________________________________________________

Обдирать как липку_________________________________________________

Через пень колоду___________________________________________________

Прокрустово ложе__________________________________________________

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 11. В чем заключается двусмысленность данных фраз? Употребите фразеологический оборот так, чтобы устранить двусмысленность.

§ Он полюбил её за глаза._________________________________________

§ Я не люблю ловить рыбу в мутной воде.___________________________

§ Вчера я с грустью отдал последний долг коллеге.___________________

§ Я плыла по течению.___________________________________________

§ Он оставался в тени.___________________________________________

§ У меня руки чешутся.__________________________________________

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 12. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.

Предложение Причина нарушения фразеологической нормы
Ребенок у меня всегда перед глазом.  
Он довел родителей до белого колена.  
Сосед, видно, деньги лопатами гребет.  
Это дело выеденного гроша не стоит.    
Не надо было мусор из избы выносить.  
Эта поездка играет большое значение для меня.  
Должник как сквозь землю канул.    
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет.  

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Задание 13. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.

ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.

ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.

ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.

Самостоятельная работа

Тема 6. Лексические и фразеологические нормы - student2.ru Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.

Реноме

Мизантроп

Наши рекомендации