Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | |
5. Что такое паронимы? | |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Воля | |
Акция | |
Коса | |
Акт | |
Лоб | |
Журавль | |
Липа | |
Просмотреть | |
Прослушать | |
Распустить | |
Расписаться |
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт | |
Великий писака | |
Выдающийся эскулап | |
Уважаемый хвастун | |
Честный провокатор | |
Широкая улочка | |
Очаровательный карьерист | |
Толстая книжка |
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный - друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | |
5. Металлургический цех запущен. | |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | |
16. Спуск вниз строго запрещен. | |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | ||
как дамоклов меч | ||
вольная птица | ||
бесструнная балалайка | ||
гусь лапчатый | ||
ударить по рукам | ||
буриданов осел | ||
валаамова ослица | ||
перейти Рубикон | ||
лебединая песня | ||
притча во языцех | ||
секрет Полишинеля | ||
китайская грамота | ||
эзопов язык |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | |
Он довел родителей до белого колена. | |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | |
Это дело выеденного гроша не стоит. | |
Не надо было мусор из избы выносить. | |
Эта поездка играет большое значение для меня. | |
Должник как сквозь землю канул. | |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Задание 1. Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Реноме
Мизантроп