Цитология, гистология и анатомия растений 3 страница
4___________________________
5___________________________
6___________________________
7___________________________
8___________________________
Рис. 9.1. Анатомическое строение стебля кукурузы.
2й шаг. Под большим увеличением микроскопа внимательно рассмотреть ткани стебля: покровную - эпидерму, механическую - склеренхиму, размещенную сразу под эпидермой, основную паренхиму. Обратить внимание на отсутствие четкого деления на первичную кору и центральный осевой цилиндр, отсутствие колленхимы. Проследить увеличение размеров клеток основной паренхимы по направлению к центру стебля.
3й шаг. Привести обозначения к рис. 9.1.
Работа 2. Анатомическое строение стебля двудольных растений.
2.1. Пучковый тип строения стебля на примере клевера - Triphollium pratense
1й шаг. Рассмотреть постоянный микропрепарат стебля клевера под малым увеличением микроскопа. Найти три анатомические зоны стебля: покровную, первичную кору и центральный осевой цилиндр.
1 _______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4______________________________
5_______________________________
6_______________________________
7_______________________________
8_______________________________
9_______________________________
Рис. 9.2.1. Анатомическое строение стебля
клевера.
2й шаг. На большом увеличении микроскопа изучить ткани каждой зоны: эпидерму с волосками, под ней, в выступах - колленхиму, дальше - хлоренхиму, эндодерму. В центральном осевом цилиндре найти открытые коллатеральные проводящие пучки, размещенные по кругу. Обратить внимание на большое количество склеренхимы - перициклических и лубяных волокон, на основную ткань широких сердцевинных лучей, которые проходят между пучками. Отметить, что в центре стебля находится основная паренхима - сердцевина, а за ней - полость.
3й шаг. Привести обозначения к рис. 9.2.1.
2.2.Переходной тип строения стебля на примере подсолнечника (Helianthus annuus).
1й шаг. При малом увеличении микроскопа изучить поперечный срез стебля подсолнечника. Обратить внимание на то, что проводящие пучки неоднородны: одни более крупные, возникают из прокамбия и утолщаются благодаря деятельности пучкового камбия, другие мелкие — вторичного происхождения, вновь возникают из межпучкового камбия.
2й шаг. Рассмотреть ткани стебля: первичную кору, наружный слой которой состоит из эпидермиса. Под эпидермой располагается механическая ткань (колленхима). За ней следует основная паренхимная ткань с клетками, содержащими хлоропласты и крахмалоносную эндодерму. Часть стебля, расположенная внутрь от крахмалоносной эндодермы, состоит из центрального цилиндра. Здесь в виде кольца располагаются открытые проводящие пучки.
3й шаг. Привести обозначения к рис. 9.2.2. Сделать вывод об отличии стебля переходного типа от стебля пучкового строения.
Рис.9.2.2. Анатомическое строение стебля подсолнечника.
1 ________________________________ 2 ________________________________ 3 ________________________________ 4 ________________________________ 5 ________________________________ 6 ________________________________ 7 ________________________________ | 8 ________________________________ 9 ________________________________ 10 _______________________________ 11 _______________________________ 12 _______________________________ 13 _______________________________ 14 _______________________________ |
Выводы______________________________________________________________
_____
_____
_____
__________
2.3. Беспучковый тип анатомического строения стебля на примере льна обыкновенного (Linum usitatissimum).
1й шаг. Изучить постоянные микропрепараты стебля льна под малым увеличением микроскопа. Рассмотреть ткани стебля на поперечном и продольном срезах.
2й шаг. Привести обозначения к рис. 9.2.3.
1 ____________________________
2 ____________________________
3 ____________________________
4 ____________________________
5 ____________________________
6 ____________________________
7 ____________________________
Рис.9.2.3. Анатомическое строение стебля льна.
3й шаг. Сделать вывод, в котором:
1. Дать характеристику проводящей системы стебля беспучкового типа.
2. Указать отличия в анатомическом строении стеблей однодольных и двудольных травянистых растений.
Выводы______________________________________________________________
_____
_____
_____
__________
Работа 3. Рассмотреть анатомическое строение стебля двудольных древесных растений растений (на примере липы мелколистной – Tilia cordata)
1й шаг. Рассмотреть постоянный микропрепарат стебля липы мелколистной на малом увеличении микроскопа. Отметить, что для стеблей двудольных характерно вторичное беспучковое строение, покровная ткань – перидерма; в древесине хорошо выражены годичные кольца прироста.
2й шаг. Привести обозначения к рис. 9.3.
3й шаг. Сделайте вывод, в котором укажите отличительные особенности стеблей двудольных древесных растений.
Рис.9.3. Анатомическое строение стебля липы.
1_________________________________ 2_________________________________ 3_________________________________ 4_________________________________ 5_________________________________ 6_________________________________ 7_________________________________ | 8_________________________________ 9_________________________________ 10________________________________ 11________________________________ 12________________________________ 13________________________________ 14________________________________ |
Выводы______________________________________________________________
_____
_____
_____
__________
Работа 4. Изучить анатомическое строение стебля древесного голосеменного растения сосны обыкновенной (Pinus sylvestris).
1й шаг. Рассмотрите постоянный препарат поперечного среза стебля сосны обыкновенной. На препарате найдите схизогенные смоляные ходы, обратите внимание на то, что в перидерме отсутствуют чечевички, а газообмен проходит через трещинки. Годичные кольца состоят из двух типов трахеид: весенних с окаймленными порами и широким просветом (они выполняют функцию проведения) и осенних без окаймленных пор и с узким просветом (опорные).
2й шаг. Привести обозначения к рис. 9.4.
Рис. 9.4. Анатомическое строение ветки сосны.
1_________________________________ 2_________________________________ 3_________________________________ 4_________________________________ | 5_________________________________ 6_________________________________ 7_________________________________ 8_________________________________ |
3й шаг. Сделайте вывод, в котором укажите отличия анатомии стебля хвойных растений от анатомии стебля древесных покрытосеменных.
Выводы______________________________________________________________
_____
_____
_____
__________
Тема 10.МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА ПОКРЫТО- И
ГОЛОСЕМЕНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель занятия ________________________________________________________
__________
Работа 1. Анатомическое строение изолатерального листа ириса германского(Iris germanica).
1й шаг. Изучить микропрепарат листа ириса при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на однородность мезофилла: все его клетки овальные, размещены неплотно. В некоторых клетках видны кристаллы.
2й шаг. Рассмотреть проводящий пучок листовой пластинки. Обратить внимание на то, что ксилема размещена к верхней части листа, а флоэма - к нижней (то есть не так, как в осевых органах). Проводящий пучок коллатеральный закрытый, имеет много волокон, как в лубяной, так и в древесинной части. Пучок плотно окружает ряд клеток основной паренхимы (обкладочные клетки).
3й шаг. Найти на препарате эпидерму. Обратить внимание, что верхняя эпидерма состоит из клеток большего размера и имеет кутикулу толще, чем нижняя.
4й шаг. Привести обозначения к рисунку 10.1.
1__________________________
2__________________________
3__________________________
4__________________________
5__________________________
6__________________________
7__________________________
Рис. 10.1. Анатомическое строение листа ириса
Работа 2. Микропрепарат поперечного среза дорсивентрального листа чая камелии японской (Camellia sinensis).
1й шаг. Рассмотреть вначале при малом, а затем большом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат поперечного среза листа камелии японской. На препарате видно, что паренхима мезофилла дорсивентрального листа неоднородна. Под верхним эпидермисом размещена столбчатая (палисадная) паренхима, клетки которой удлинены, плотно прилегают одна к другой, имеют хлоропласты. Под палисадной размещена губчатая паренхима, которая тянется вплоть до нижнего эпидермиса. Клетки ее овальные, расположены неплотно, между ними есть много воздушных пространств.
2й шаг. Рассмотреть проводящий пучок центральной жилки. Обратить внимание, что это открытый коллатеральный пучок. Ксилема пучка обращена к верхней части листа, флоэма - к нижней.
3й шаг. Обратить внимание на наличие механических тканей двух типов: колленхимы - под верхней и нижней эпидермой жилки, и склеренхимы - в верхней и нижней части пучка, то есть древесинных и лубяных волокон.
4й шаг. Зарисовать микропрепарат попе6речного среза листа камелии. Привести обозначения к рисунку.
|
Работа 3. Микропрепарат поперечного среза радиального листа голосеменного растения – сосны обыкновенной (Pinus silvestris).
1й шаг. Рассмотреть микропрепарат хвои. Выявить наличие коровой части, которая заканчивается хорошо выраженной эндодермой с пятнами (поясками) Каспари, и центрального осевого цилиндра с проводящей системой в виде двух коллатеральных проводящих пучков, между которыми, в центре хвои, находится склеренхима.
2й шаг. Рассмотреть клетки эпидермы, внутренние утолщения их оболочек. Под эпидермой находится пласт гиподермы, клетки которой подобны склеренхиме. Особое внимание обратить на паренхимные клетки коровой части хвои: они имеют складки, направленные в середину клеток. Это - складчатая паренхима, характерная только для хвойных растений. Ее функции - увеличение площади фотосинтезирующей поверхности.
3й шаг. В мезофилле коровой части найти смоляные ходы, окруженные лубяными волокнами. Отметить, что паренхима осевого цилиндра не имеет складчатой паренхимы, клетки ее овальные, тонкостенные. Обратить внимание на то, что размещение луба и древесины в проводящих пучках подчиняется общей закономерности, которая проявляется в листьях: ксилема - кверху, флоэма - книзу.
4й шаг. Привести обозначения к рисунку 10.3.
Рис.10.3. Анатомическое строение хвои сосны.
1______________________________________________________________
2______________________________________________________________
3______________________________________________________________
4______________________________________________________________
5______________________________________________________________
6______________________________________________________________
7______________________________________________________________
8______________________________________________________________
9______________________________________________________________
5й шаг. По работам сделать общий вывод. Указать основные анатомические диагностические признаки различных типов листьев.
Выводы___________________________________________________________________
__________
__________
__________
__________
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ К МОДУЛЮ І:
1. Отличия клеток растений, бактерий, грибов и животных.
2. Строение, химический состав и функции компонентов растительной клетки.
3. Методы микрроскопическогоо анали за в медицинской ботанике. Компоненты растительной клетки, имеющие диагностическое значение.
4. Клеточная оболочка. Строение, химический состав, рост и функции оболочки растительной клетки.
5.Клеточный цикл. Интерфаза, митоз, цитокинез.
6. Молекулярный состав растительной клетки.
7. Транспорт веществ в клетку и из нее.
8. Особенности энергетического обмела растений.
9. Процессы дыхания в растительной клетке.
10. Фотосинтез. Общая характеристика.
11. Фотосинтез. Пигменты и их роль.
12. Фотосинтез. Фотосистемы.
13. Цикл Кальвина: С3- путь фотосинтеза.
14. С4-путь фотосинтеза.
15. Метаболизм растений по типу толстянковых. .
16. Адаптивное значение фотосинтетических механизмов.
17. Свет и жизнь.
18. Биолюминисценция.
20. Процессы роста и развития растений..
21. Цели, задачи и методы ботанической гистологии. Определение и классификация растительныхз тканей.
22. Ткани покровные и секреторные.
23. Ткани основне, проводящие и механические. Флоэма и ксилема. Проводящие пучки.
24. Запас питательных веществ.
25. Накопление жидкости: суккулентность.
26. Растения и загрязнение воздуха.
27. Развитие листа.
28. Диморфизм листьев водних растений.
29. Опадание листьев.
30. Вторичный рост. Камбий. Древесина.
МОДУЛЬ II
МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Тема 11 и 12: МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МЕТАМОРФОЗЫ КОРНЯ. МОРФОЛОГИЯ И МЕТАМОРФОЗЫ ПОБЕГА (2 занятия).
Цель занятия ________________________________________________________
__________
Работа 1. Познакомиться с различными типами корневых систем.
1й шаг. На гербарных образцах познакомьтесь с различными типами корневой системы (стержневая, мочковатая, смешанная).
2й шаг. На рисунке 11.1.укажите типы корневых систем.
Рис. 11.1. Типы корневых систем
А_____________________ ______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | Б_____________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ | В____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ |
3й шаг. Пользуясь гербарием и таблицами, под каждым рисунком приведите по 2 примера растений с соответствующим типом корневой системы.
Работа 2. Соотнести метаморфозы корня (рис.11.2.), особенности их строения и выполняемые функции.
1й шаг. На гербариях, рисунках и таблицах рассмотрите метаморфозы корня.
2й шаг. Приведите пояснения к рис.11.2., укажите по 2 примера.
Работа 3. Познакомиться со строением побега.
1й шаг. Рассмотрите морфологические части побегов у различных растений, выделите метамеры, определите положение и значение каждого элемента.
2й шаг. Рассмотрите удлиненные и укороченные побеги различных видов растений, рассмотрите розеточные растения.
|
|
|
|
А_______________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ | Б________________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ | В________________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ |
Рис. 11.2. Метаморфозы корней.
3й шаг. Зарисуйте схему строения удлиненного, укороченного побега и розеточного растения (Место для рисунка 1). Укажите их название и отметьте жизненные формы. На рисунке укажите: узел, междоузлие, лист, верхушечную и пазушную почки.
Работа 4. Соотнести метаморфозы побега (рис. 11.3 и 11.4), особенности их строения и выполняемые функции.
1й шаг. На гербариях, рисунках и таблицах рассмотрите метаморфозы побега.
2й шаг. Приведите пояснения к рис.11.3 и 11.4., укажите примеры.
А__________________________ Функции________________________________ _______________________________________ Примеры________________________________ ________________________________________ ________________________________________ _______________________________________________ | Б___________________________ Функции_________________________________ ________________________________________ Примеры_________________________________ _________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ | В___________________________ Функции_________________________________ _________________________________________ Примеры_________________________________ _________________________________________ __________________________________________ ________________________________________________ |
|
|
|
Г_______________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ | Д________________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ | Е________________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ |
Рис. 11.3. Метаморфозы побегов.
Ж_______________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ | З________________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ | И_______________________________ Функции______________________________________ ______________________________________________ Примеры______________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ________________________________________________ |
|
Работа 5. Провести морфологический анализ побега.
1й шаг. Рассмотрите предложенные образцы побегов (2).Зарисуйте.
2й шаг. Пользуясь схемой, проведите их морфологический анализ.
Морфологический анализ побега 1
степень одревесневения | ветвление |
положение в пространстве | форма сечения |
характер опушения | наличие метаморфозов |
наличие полости | длина стебля |
длина междоузлий | цвет |
опушение | цвет |
Морфологический анализ побега 2
степень одревесневения | ветвление |
положение в пространстве | форма сечения |
характер опушения | наличие метаморфозов |
наличие полости | длина стебля |
длина междоузлий | цвет |
опушение | цвет |
Тема 13: МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА. ЧАСТИ ЛИСТА И ИХ ФУНКЦИИ. ТИПЫ, КАТЕГОРИИ И ФОРМАЦИИ ЛИСТА.
Цель занятия ________________________________________________________
__________
Работа 1. Познакомиться со строением полного простого листа.
1й шаг. На гербарных образцах познакомьтесь с различными типами листьев. Найдите полный простой лист, т.е. лист, имеющий хорошо выраженные черешок, листовую пластинку и прилистники.
2й шаг. Зарисуйте простой полный лист. На рисунке укажите: основание листа, прилистники, черешок, листовую пластинку, верхушку и край листовой пластинки.
|