Прочитайте текст и выполните задания А13-А16; В1-В4; С2
Вариант 11
Часть 1
При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по их желанию 3) красивейший пейзаж
2) более интереснее 4) прополощи бельё
А2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прик..сновение, выч..щенный, запл..тить
2) г..ристая местность, симп..тичный, подск..зать
3) р..стительность, полир..вать, р..систый
4) подп..сать, оп..здание, зап..рать
А3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) в..кружить, бе..корыстный, ра..гореться
2) пр..открывать, пр..брежный, пр..кратить
3) бе..донный, ра..чесать, во..клицание
4) пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный
А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква ё?
1)алюминиевый ж..лоб, борьба с саранч..й, ненасытный обж..ра
2) прожж..нное платье, искаж..нное мнение, ч..рная шаль
3)приглушенный ш..пот, опустить крюч..к, непролазная чащ..ба
4) учащ..нное сердцебиение, ч..тное число, сильная изж..га
А5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) вычист..шь, назнач..вший 3) затащ..шь, обид..вший
2) посе..шь, наполн..вший 4) терп..шь, предусмотр..нный
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Создавая свой проект, архитектор стремился к соверше(1)ой законче(2)ости и тщательности, что несколько препятствовало свободе и непринуждё(3)ой лёгкости.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3
А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Многие люди, выступая перед аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно.
2) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку.
3) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.
4) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.
А8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (красно)кожий, (пол)оврага, (по)рыцарски, (в)право, (по)свойски
2) (лавино)опасный, здесь(же), (вице)премьер, (в)первые, (кое)когда
3) (внутри)государственный, (где)нибудь, (по)итальянски, (на)двое
4) (по)волчьи, (просто)напросто, (северо)восточный, кто(либо)
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, где пишется Е?
Алёша н(1) умел н(2) петь, н(3) плясать, был он человеком тихим, деликатным: за всю жизнь н(4) сказал н(5) только обидного, но даже резкого слова.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 4, 5
А10. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 4
А11. Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.
1) укрывающийся от дождя
2) отходя медленно
3) идти по дороге
4) зеленеющая трава –
Прочитайте текст и выполните задания А13-А16; В1-В4; С2.
(1)Как-то летом я засиделся в парке с книгой, а когда стемнело и я собрался уходить, вдруг слышу: за кустами кто-то плачет.
(2)Около небольшого каменного домика я увидел маленького мальчика лет семи или восьми. (3)Я подошёл и окликнул его:
– (4)Ты чего плачешь? (5)Давай пойдём, уже поздно, парк закрывается.
(6)И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:
– (7)Не могу. (8)Я – часовой, – сказал он. – (9)Мы играем в войну. (10)Один большой мальчик привёл меня сюда и говорит: (11)«В этой будке у нас пороховой склад. (12)А ты будешь часовой, сержант... (13)Стой здесь, пока я тебя не сменю. (14)Дай честное слово, что не уйдешь». (15)Ну, я и сказал: (16)«Честное слово – не уйду».
– (17)Так где же они?
(18)Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
– (19)Я думаю, они ушли. (20)Забыли.
– (21)Так чего ж ты тогда стоишь?
– (22)Я честное слово сказал...
(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно.
(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
– (26)Ну, вот что, – сказал я, подумав. – (27)Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
– (28)Так нельзя, – сказал мальчик. – (29)Вы же не военный.
(30)И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного. (31)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (33)Он не стал раздумывать, а сразу сказал:
– (34)Идёмте.
(35)Мальчик стоял на том же месте. (36)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
– (37)Товарищ караульный, – сказал командир. – (38)Какое вы носите звание?
– (39)Я – сержант, – сказал мальчик.
– (40)А я – майор. (41)Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
(42)И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
– (43)Есть, товарищ майор.
(44) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.
(45) Майор протянул мальчику руку.
– (46)Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – (47)Из тебя выйдет настоящий воин. (48)До свидания.
(49)Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
– (50)Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.
– (51)Нет, я не боюсь, – сказал мальчик.
(52)Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, конечно же, нечего бояться. (53)Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
(54)А когда он вырастет... (55)Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
(По Л. Пантелееву)
А12. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
«Почему мальчик не хотел идти домой?»
1) Мальчик ждал своих друзей, чтобы продолжить игру.
2) Мальчик боялся темноты и хулиганов.
3) Мальчик считал, что не может даже в игре нарушить данное честное слово.
4) Мальчику интересно было разговаривать со взрослым, которого он встретил в парке.
А13. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 31 – 45?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) рассуждение и повествование
А14. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «том» из 35 предложения.
1) предлог
2) местоимение
3) союз
4) частица