Лекция -8 часов. Практические занятия - 12 час

Семестр

Тема 1. Регуляция физиологических функций организма. Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость.

Лекция - 4 часа. Практические занятия - 9 час.

План проведения занятий и расчет учебного времени.

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  1 занятие  
Введение.
Просмотр учебного фильма «Форменные элементы крови».
Вопросы для практического занятия:
  1. Внутренняя среда, гомеостаз.
  2. Главные водные компартменты организма, роль воды в организме человека. Функции крови. Объем крови. Гематокрит.
  3. Плазма крови, ее химический состав. Белки плазмы и их функции.
  4. Лимфа, ее химический состав и функции.
  5. Эритроциты, их физико-химические свойства.
  6. Ретикулоциты.
  7. Гемолиз. Виды гемолиза. Осмотическая резистентность эритроцитов.
  8. Цветовой показатель.
  9. Группы крови человека. Резус-фактор.
Лабораторные работы: 1. Наблюдение гемолиза. 2. Определение осмотической резистентности эритроцитов. 3. Методика взятия крови. 4. Определение количества гемоглобина. 5. Расчет цветового показателя крови. 6. Определение группы крови. 7. Определение резус-принадлежности.
Виртуальный практикум:
  1. Определение СОЭ.
  2. Определение гематокрита.
  3. Определение количества гемоглобина.
Подписание протоколов
  ВСЕГО
  2 занятие  
Введение.
Вопросы для практического занятия: 1. Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Патологические сдвиги количества лейкоцитов. 2. Защитная функция крови. Классификация защитных механизмов: а) специфический иммунитет; б) неспецифический гуморальный механизм; в) неспецифический клеточный механизм. 3. Первичный гемостаз. 4. Вторичный гемостаз. Внешняя и внутренняя системы активации. 5. Противосвертывающая система крови (плазминовая). 6. Фибринолиз. 7. Нарушения и предупреждения свертывания крови. 8. Клинико-физиологический анализ и его значение для выявления заболеваний крови у стоматологических больных. 9. Осложнения, возникающие при удалении зуба у больных с нарушением свертывания крови. 10. Физиологические обоснования способов предотвращения и остановки кровотечения при операциях на ротовой полости у больных с заболеваниями крови.
Лабораторные работы:
  1. Определение скорости свертывания крови. Метод Альтхаузена.
  2. Определение продолжительности кровотечения по Дюке.
Подписание протоколов
  ВСЕГО
  3 занятие  
Введение
Решение ситуационных задач
Тестирование по теме: «Группы крови. Переливание крови»
Контрольный опрос
  ВСЕГО
  ИТОГО

Тема 2. Эндокринная система.

Лекция - 4 часа. Практические занятия - 9 час.

План проведения занятий и расчет учебного времени.

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  1 занятие  
Введение.
Вопросы для практического занятия:
  1. Общие понятия о гормонах и гормональной регуляции, классификация гормонов.
  2. Механизм действия гормонов.
  3. Принципы регуляции гормональной секреции (положительная и отрицательная обратная связь, влияние вегетативной нервной системы)
  4. Методы исследования функциональной активности эндокринных желез и способы ее оценки: клинические и экспериментальные
Гипоталамо-гипофизарная система: система гипоталамус-нейрогипофиз (аксонный транспорт и секреция гормонов) а) окситоцин; б) антидиуретический гормон (АДГ). система гипоталамус-аденогипофиз (понятие о релизинг-факторах); эндокринные железы, контролируемые гипофизом (вырабатываемые гормоны, механизм их действия, регуляция деятельности железы, гипо- и гиперфункции железы или отдельных гормонов): а) щитовидная (тироксин, трииодтиронин); б) кора надпочечников (глюкокортикоиды, минералкортикоиды, андрогены, эстрогены). в) гормон роста; г) пролактин; д) лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны (ЛГ и ФСГ)
Виртуальный практикум: Влияние тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм.  
  ВСЕГО
  2 занятие  
Введение.
Вопросы для практического занятия:
  1. Поджелудочная железа. Глюкагон. Инсулин. Регуляция уровня глюкозы. Сахарный диабет.
  2. Гомеостаз кальция и фосфора в организме.
  3. Гормоны мозгового слоя надпочечников.
  4. Симпато-адреналовая система и ее роль в неспецифических адаптивных реакциях организма, нервная регуляция секреторной функции хромаффинной ткани надпочечников;
  5. Эпифиз.
  6. Тканевые гормоны.
Влияние некоторых гормонов на морфо-функциональное состояние челюстно-лицевой области
  1. Роль гормонов околощитовидной железы (паратгормона) и щитовидной железы (тирокальцитонин) в регуляции минерального обмена в тканях зуба.
  2. Влияние гормонов гипофиза и надпочечников на состояние зубочелюстной системы.
  3. Изменения полости рта, возникающие при гипофункции поджелудочной железы.
Виртуальный практикум: Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови.
  ВСЕГО
  3 занятие  
Введение
Решение ситуационных задач
Проверка и подписание результатов выполнения самостоятельной работы – таблиц «Гормоны» и «Отличие нервной и гуморальной регуляции».
Контрольный опрос
  ВСЕГО
  ИТОГО

Тема 3: Физиология пищеварительной системы.

Лекция -8 часов. Практические занятия - 12 час.

План проведения занятий и расчет учебного времени.

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  1 занятие. Ротовая полость и её роль в пищеварении.  
Введение.
Вопросы для практического занятия: 1. Сущность пищеварения и классификация пищеварительных процессов. Условия, необходимые для осуществления процессов пищеварения. 2. Пищевая мотивация, физиологические механизмы голода и жажды. Значение рецепторов слизистой оболочки полости рта в механизме сенсорного насыщения. 3. Характеристика деятельности слюнных желез. Качественные особенности химического состава секретов, выделяемых различными слюнными железами (околоушной, подчелюстной, подъязычной). Состав и свойства слюны. 4. Значение слюны, слизи, микробной флоры полости рта в защитной функции организма. 5. Реакция слюны как физиологическая константа. Методы ее определения и значение в стоматологии. 6. Ротовая и гингивальная жидкости, их отличия от слюны и физиологическое значение. 7. Пищеварение в полости рта. Механизм слюнообразования. Влияние кровоснабжения на секрецию слюнных желез. Регуляция деятельности слюнных желез. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на деятельность слюнных желез. 8. Слюноотделение и его регуляция. Приспособительный характер слюноотделения к пищевым и отвергаемым веществам. Условно-рефлекторное слюноотделение. 9. Экспериментальные методы исследования слюнных желез в острых и хронических опытах. Физиологические методы изучения слюноотделения у человека. Методы обследования слюнных протоков и слюнных желез у человека (зондирование, сиалорафия, термовизиография и др.) Их значение в стоматологической практике. 10. Всасывательная функция слизистой оболочки полости рта, ее механизмы и функциональные особенности. Влияние различных факторов на проницаемость слизистой оболочки полости рта. 11. Участие полости рта в регуляции секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта.  
Виртуальный практикум:
  1. Переваривание крахмала амилазой слюны.
  2. Переваривание целлюлозы амилазой слюны
  ВСЕГО
  2 занятие. Пищеварение в желудке и кишечнике.  
Введение
Вопросы для практического занятия: 1. Пищеварение в желудке. Желудочная секреция. Состав желудочного сока. 2. Регуляция желудочной секреции, ее фазы.Влияние ферментов слюны на пищеварительную активность ферментов желудка. 3. Поджелудочная железа. Образование, состав и свойства панкреатического сока. Регуляция панкреатической секреции. 4. Печень и желчная система. Образование желчи, ее состав и функции. Регуляция желчеобразования. 5. Циркуляция желчных кислот и билирубина. 6. Тонкий кишечник и его функции. Свойства и состав кишечного сока. Регуляция кишечной секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Влияние ферментов слюны на пищеварительную активность ферментов кишечника. 7. Всасывание воды, Na2+, К+, Cl-, Са2+, железа. 8. Переваривание и всасывание углеводов. 9. Переваривание и всасывание белков. 10. Переваривание и всасывание жиров. 11. Толстый кишечник. Переваривание и всасывание в толстой кишке.  
Виртуальный практикум: Переваривание белков пепсином.
  ВСЕГО
  3 занятие. Моторика пищеварительного тракта.  
Введение
Вопросы для практического занятия: 1. Участие полости рта в регуляции моторной функций желудочно-кишечного тракта. 2. Физиология зубов и пародонта. Функциональная характеристика жевательного аппарата, жевательной мускулатуры различных групп зубов, пародонта и височно-межчелюстного сустава и их роль в процессе механической обработки пищи в полости рта.
  1. Механическая и химическая обработка пищи в процессе жевания. Роль рецепторов слизистой оболочки полости рта в регуляции акта жевания.
  2. Защитные рефлексы зубочелюстной системы (выплевывание, кусание, отвергание).
5. Формирование пищевого комка. Акт глотания, его саморегуляция. 6. Методы изучения механической обработки пищи в полости рта. Мастикациограмма и ее значение. Изменение мастикациограммы при приеме пищи различной консистенции и при нарушениях целостности зубных рядов и выносливости опорного аппарата зубов. 7. Функциональная жевательная проба поГельману, Рубинову. 8. Моторика желудка. Опорожнение желудка. 9. Моторика желчного пузыря. 10. Моторика тонкого кишечника, ее регуляция. 11. Моторика толстого кишечника, ее регуляция. Дефекация и диарея.
  ВСЕГО
  4 занятие  
Введение
Решение ситуационных задач
Проверка и подписание результатов выполнения самостоятельной работы – таблиц «Гормоны пищеварительного тракта» и «Ферменты пищеварительного тракта».
Контрольный опрос
  ВСЕГО
  ИТОГО
  Тема 4: Обмен веществ и терморегуляция. Лекция -2 часа. Практические занятия - 12 час. План проведения занятий и расчет учебного времени.  
№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  1 занятие. Методы определения расхода энергии. Физиологические основы питания. Пищевой рацион.  
Введение.
Вопросы для практического занятия: 1. Обмен веществ, его связь с обменом энергии. Ассимиляция и диссимиляция, ее отличие от процесса переваривания веществ в пищеварительном тракте. 2. Энергетический баланс, его нарушения. Понятие «нормальный» и «идеальный» вес. 3. Параметры обмена веществ (ОО, ДОО, СДДП, РП), чем они обусловлены. 4. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи. 5. Методы измерения основного обмена. Понятие «состояния комфорта» 6. Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент 1 л кислорода.
Лабораторные работы: 1. Расчет должного основного обмена (ДОО), специфически-динамического действия пищи (СДДП), рабочей прибавки (РП) и общих энергозатрат (ОО). 2. Определение «идеального» веса.
Подписание протоколов
  ВСЕГО
  2 занятие. Физиологические основы питания. Пищевой рацион.  
Введение
Вопросы для практического занятия: 1. Состав и значение пищевых продуктов. 2. Нормы питания: признаки недостаточного и чрезмерного потребления пищевых продуктов. Энергетическая и пластическая ценность пищевых веществ. 3. Влияние количественного и качественного состава пищи на состояние органов и тканей полости рта 4. Азотистый (белковый) баланс (положительный и отрицательный). Понятие белкового минимума и оптимума. Расчет количества азота, получаемого с пищей. Белковый коэффициент. 5. Жиры: нормы потребления, значение для организма. 6. Углеводы: нормы потребления, роль в организме. 7. Витамины, микроэлементы и их физиологическая роль.Особенности минерального обмена в тканях зубов. 8. Сбалансированный рацион. Специальные диеты. Лечебное питание 9. Особенности пищевого рациона и питания у челюстно-лицевых больных с нарушением нормальных условий приема пищи.
Лабораторные работы: 1. Расчет обмена по формуле Рида. 2. Оценка степени ожирения. 3. Измерение толщины кожной складки и расчет содержания жира в организме человека.
  ВСЕГО
  3 занятие. Терморегуляция.  
Введение.
Просмотр учебного фильма: «Температура тела и терморегуляция».
Вопросы для практического занятия: . 1. Выработка тепла. Температура тела: способы измерения, факторы, влияющие на ее изменение в норме. Теплопродукция и размеры тела. 2. Термометрия и ее значение в стоматологии. 3. Топографические особенности показателей температуры органов полости рта. Их физиологическое обоснование. Роль слизистой оболочки полости рта в поддер-жании температурной константы организма. 4. Химическая терморегуляция. Бурый жир и его роль. 5. Физическая терморегуляция. Теплоотдача, способы теплоотдачи. 6. Регуляция изотермии. Терморецепция. Интегративные процессы и структуры ЦНС, ответственные за терморегуляцию. 7. Нарушения терморегуляции.
  ВСЕГО
  4 занятие  
Введение
Решение ситуационных задач
Проверка и подписание результатов выполнения самостоятельной работы – таблицы «Расчет калорийности пищевого рациона».
Контрольный опрос
  ВСЕГО
  ИТОГО

Наши рекомендации