Лекция -8 часов. Практические занятия - 12 час
Семестр
Тема 1. Регуляция физиологических функций организма. Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость.
Лекция - 4 часа. Практические занятия - 9 час.
План проведения занятий и расчет учебного времени.
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
1 занятие | ||
Введение. | ||
Просмотр учебного фильма «Форменные элементы крови». | ||
Вопросы для практического занятия:
| ||
Лабораторные работы: 1. Наблюдение гемолиза. 2. Определение осмотической резистентности эритроцитов. 3. Методика взятия крови. 4. Определение количества гемоглобина. 5. Расчет цветового показателя крови. 6. Определение группы крови. 7. Определение резус-принадлежности. | ||
Виртуальный практикум:
| ||
Подписание протоколов | ||
ВСЕГО | ||
2 занятие | ||
Введение. | ||
Вопросы для практического занятия: 1. Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Патологические сдвиги количества лейкоцитов. 2. Защитная функция крови. Классификация защитных механизмов: а) специфический иммунитет; б) неспецифический гуморальный механизм; в) неспецифический клеточный механизм. 3. Первичный гемостаз. 4. Вторичный гемостаз. Внешняя и внутренняя системы активации. 5. Противосвертывающая система крови (плазминовая). 6. Фибринолиз. 7. Нарушения и предупреждения свертывания крови. 8. Клинико-физиологический анализ и его значение для выявления заболеваний крови у стоматологических больных. 9. Осложнения, возникающие при удалении зуба у больных с нарушением свертывания крови. 10. Физиологические обоснования способов предотвращения и остановки кровотечения при операциях на ротовой полости у больных с заболеваниями крови. | ||
Лабораторные работы:
| ||
Подписание протоколов | ||
ВСЕГО | ||
3 занятие | ||
Введение | ||
Решение ситуационных задач | ||
Тестирование по теме: «Группы крови. Переливание крови» | ||
Контрольный опрос | ||
ВСЕГО | ||
ИТОГО |
Тема 2. Эндокринная система.
Лекция - 4 часа. Практические занятия - 9 час.
План проведения занятий и расчет учебного времени.
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
1 занятие | ||
Введение. | ||
Вопросы для практического занятия:
| ||
Виртуальный практикум: Влияние тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм. | ||
ВСЕГО | ||
2 занятие | ||
Введение. | ||
Вопросы для практического занятия:
| ||
Виртуальный практикум: Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови. | ||
ВСЕГО | ||
3 занятие | ||
Введение | ||
Решение ситуационных задач | ||
Проверка и подписание результатов выполнения самостоятельной работы – таблиц «Гормоны» и «Отличие нервной и гуморальной регуляции». | ||
Контрольный опрос | ||
ВСЕГО | ||
ИТОГО |
Тема 3: Физиология пищеварительной системы.
Лекция -8 часов. Практические занятия - 12 час.
План проведения занятий и расчет учебного времени.
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
1 занятие. Ротовая полость и её роль в пищеварении. | ||
Введение. | ||
Вопросы для практического занятия: 1. Сущность пищеварения и классификация пищеварительных процессов. Условия, необходимые для осуществления процессов пищеварения. 2. Пищевая мотивация, физиологические механизмы голода и жажды. Значение рецепторов слизистой оболочки полости рта в механизме сенсорного насыщения. 3. Характеристика деятельности слюнных желез. Качественные особенности химического состава секретов, выделяемых различными слюнными железами (околоушной, подчелюстной, подъязычной). Состав и свойства слюны. 4. Значение слюны, слизи, микробной флоры полости рта в защитной функции организма. 5. Реакция слюны как физиологическая константа. Методы ее определения и значение в стоматологии. 6. Ротовая и гингивальная жидкости, их отличия от слюны и физиологическое значение. 7. Пищеварение в полости рта. Механизм слюнообразования. Влияние кровоснабжения на секрецию слюнных желез. Регуляция деятельности слюнных желез. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на деятельность слюнных желез. 8. Слюноотделение и его регуляция. Приспособительный характер слюноотделения к пищевым и отвергаемым веществам. Условно-рефлекторное слюноотделение. 9. Экспериментальные методы исследования слюнных желез в острых и хронических опытах. Физиологические методы изучения слюноотделения у человека. Методы обследования слюнных протоков и слюнных желез у человека (зондирование, сиалорафия, термовизиография и др.) Их значение в стоматологической практике. 10. Всасывательная функция слизистой оболочки полости рта, ее механизмы и функциональные особенности. Влияние различных факторов на проницаемость слизистой оболочки полости рта. 11. Участие полости рта в регуляции секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта. | ||
Виртуальный практикум:
| ||
ВСЕГО | ||
2 занятие. Пищеварение в желудке и кишечнике. | ||
Введение | ||
Вопросы для практического занятия: 1. Пищеварение в желудке. Желудочная секреция. Состав желудочного сока. 2. Регуляция желудочной секреции, ее фазы.Влияние ферментов слюны на пищеварительную активность ферментов желудка. 3. Поджелудочная железа. Образование, состав и свойства панкреатического сока. Регуляция панкреатической секреции. 4. Печень и желчная система. Образование желчи, ее состав и функции. Регуляция желчеобразования. 5. Циркуляция желчных кислот и билирубина. 6. Тонкий кишечник и его функции. Свойства и состав кишечного сока. Регуляция кишечной секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Влияние ферментов слюны на пищеварительную активность ферментов кишечника. 7. Всасывание воды, Na2+, К+, Cl-, Са2+, железа. 8. Переваривание и всасывание углеводов. 9. Переваривание и всасывание белков. 10. Переваривание и всасывание жиров. 11. Толстый кишечник. Переваривание и всасывание в толстой кишке. | ||
Виртуальный практикум: Переваривание белков пепсином. | ||
ВСЕГО | ||
3 занятие. Моторика пищеварительного тракта. | ||
Введение | ||
Вопросы для практического занятия: 1. Участие полости рта в регуляции моторной функций желудочно-кишечного тракта. 2. Физиология зубов и пародонта. Функциональная характеристика жевательного аппарата, жевательной мускулатуры различных групп зубов, пародонта и височно-межчелюстного сустава и их роль в процессе механической обработки пищи в полости рта.
| ||
ВСЕГО | ||
4 занятие | ||
Введение | ||
Решение ситуационных задач | ||
Проверка и подписание результатов выполнения самостоятельной работы – таблиц «Гормоны пищеварительного тракта» и «Ферменты пищеварительного тракта». | ||
Контрольный опрос | ||
ВСЕГО | ||
ИТОГО | ||
Тема 4: Обмен веществ и терморегуляция. Лекция -2 часа. Практические занятия - 12 час. План проведения занятий и расчет учебного времени. | ||
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
1 занятие. Методы определения расхода энергии. Физиологические основы питания. Пищевой рацион. | ||
Введение. | ||
Вопросы для практического занятия: 1. Обмен веществ, его связь с обменом энергии. Ассимиляция и диссимиляция, ее отличие от процесса переваривания веществ в пищеварительном тракте. 2. Энергетический баланс, его нарушения. Понятие «нормальный» и «идеальный» вес. 3. Параметры обмена веществ (ОО, ДОО, СДДП, РП), чем они обусловлены. 4. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи. 5. Методы измерения основного обмена. Понятие «состояния комфорта» 6. Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент 1 л кислорода. | ||
Лабораторные работы: 1. Расчет должного основного обмена (ДОО), специфически-динамического действия пищи (СДДП), рабочей прибавки (РП) и общих энергозатрат (ОО). 2. Определение «идеального» веса. | ||
Подписание протоколов | ||
ВСЕГО | ||
2 занятие. Физиологические основы питания. Пищевой рацион. | ||
Введение | ||
Вопросы для практического занятия: 1. Состав и значение пищевых продуктов. 2. Нормы питания: признаки недостаточного и чрезмерного потребления пищевых продуктов. Энергетическая и пластическая ценность пищевых веществ. 3. Влияние количественного и качественного состава пищи на состояние органов и тканей полости рта 4. Азотистый (белковый) баланс (положительный и отрицательный). Понятие белкового минимума и оптимума. Расчет количества азота, получаемого с пищей. Белковый коэффициент. 5. Жиры: нормы потребления, значение для организма. 6. Углеводы: нормы потребления, роль в организме. 7. Витамины, микроэлементы и их физиологическая роль.Особенности минерального обмена в тканях зубов. 8. Сбалансированный рацион. Специальные диеты. Лечебное питание 9. Особенности пищевого рациона и питания у челюстно-лицевых больных с нарушением нормальных условий приема пищи. | ||
Лабораторные работы: 1. Расчет обмена по формуле Рида. 2. Оценка степени ожирения. 3. Измерение толщины кожной складки и расчет содержания жира в организме человека. | ||
ВСЕГО | ||
3 занятие. Терморегуляция. | ||
Введение. | ||
Просмотр учебного фильма: «Температура тела и терморегуляция». | ||
Вопросы для практического занятия: . 1. Выработка тепла. Температура тела: способы измерения, факторы, влияющие на ее изменение в норме. Теплопродукция и размеры тела. 2. Термометрия и ее значение в стоматологии. 3. Топографические особенности показателей температуры органов полости рта. Их физиологическое обоснование. Роль слизистой оболочки полости рта в поддер-жании температурной константы организма. 4. Химическая терморегуляция. Бурый жир и его роль. 5. Физическая терморегуляция. Теплоотдача, способы теплоотдачи. 6. Регуляция изотермии. Терморецепция. Интегративные процессы и структуры ЦНС, ответственные за терморегуляцию. 7. Нарушения терморегуляции. | ||
ВСЕГО | ||
4 занятие | ||
Введение | ||
Решение ситуационных задач | ||
Проверка и подписание результатов выполнения самостоятельной работы – таблицы «Расчет калорийности пищевого рациона». | ||
Контрольный опрос | ||
ВСЕГО | ||
ИТОГО |