Прочитайте текст и выполните задания A12-A16; B1-В4; С1.
Региональный экзамен по русскому языку в 7 классе
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) до ПОЛУТОРА тонн
2) опытные БУХГАЛТЕРА
3) СЕМЬЮСТАМИ рублями/
4) ЛЯЖЬТЕ на коврик
5) пара ТУФЕЛЬ
2. В каком ряду пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
1) Прик..сновение, выч..щенный, запл..тить
2)г..ристый, симп.. .тичный, подск..зать
3)р..стительность, к..пировать, р..систый
4)под..слать, оп..здание, зап..рать
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) о..бросить, по..тяжки, на..кусанный
2)пр..возносить, пр..мудрый, пр..следовать
3)дез..нформация, пред..стория, без…скусный
4)бе..брежный, и..точить, бе..ценный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ож..г руку
2) деш..вые товары
3) печ..т пироги
4) жалкая реч..нка
5.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) маяч. .шь, увид.. нный
2) подкол..шь, заброс.вший
3) скле..шь, уменын..нный
4) умнож. .шь, раскр ас. .вший
6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
По приказу капитана все награбле(1)ое пиратами добро было немедле(2)о разложе(3)о на большом деревя(4)ом столе.
7. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
1) Воды прилива шумели (не)умолкая.
2) Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
3) Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
4) Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Талантливый писатель (1) создающий свои произведения (2) совсем не думает о законах и правилах (3) изложенных в трудах (4) по литературоведению.
1)1,2,3,4 2)1,2 3)1,2,3 4)3,4
9 . Укажите словосочетание, соответствующее схеме причастие + сущ.
1) огромная разница 3) посвящённоетоварищам
2) перелистал её4) громкопрочёл
Укажите слово с орфографической ошибкой
1) загарался 2) примирился 3) безынтересный 4) девчонки
11. Укажите слово без окончания
1) направо 2) примирился 3) неизвестность 4) ответь
Прочитайте текст и выполните задания A12-A16; B1-В4; С1.
(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
– (3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты.
– (4)Пушкин, – спросил полный, неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?
– (5)Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.
– (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул гость.
(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
(15)Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
(19)Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
(28)Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
– (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?
(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на все.
– (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!
– (42)Я тебя прощу, если ты…
– (43)Ну?
– (44)Если ты…
– (45)Ну, говори!
– (46)Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…
(48)И Виленька обнял друга.
– (49)Ах, Пушкин! – повторял он. – (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
(По Ю. Олеше)*
* Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель, поэт, драматург, сатирик.
12. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 29-36?
1) повествование и рассуждение 3) рассуждение
2) описание 4) повествование
13. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 12: «Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.».
1) эпитет
2) сравнение
3) фразеологический оборот
4) метафора
14Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове ЧУВСТВУЕТ буква В обозначает непроизносимый звук.
2) В слове БЕСЧИСЛЕННОЕ букв больше, чем звуков.
3) В слове НЕПРАВ последний звук - [ф].
4) В слове БЕСЦЕЛЬНО мягкость согласного [л ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
15. Укажите словосочетания с качественными прилагательными из предложений 26-31.
16. Выпиши относительное местоимение из предложения 10.
17. Укажите способ образования слова «призванием»(предложение 16).
18. В каком слове верно выделено ударение?
1) пОверху 2) звОнит 3) аэропортЫ 4) бАловаться
19.Среди предложений 15-18 найдите простоепредложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
20Среди предложений 8-14 найдите предложения с деепричастными оборотами.Напишите номера этих предложений.
Часть 3
С1На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Прав ли был Кюхля в том, что назвал его добрым другом: «Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг!»?»
Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Оценка «2» «3» «4» «5»
Интервал баллов | 0-16 | 17-28 | 29-35 | 36-39 |