Постройте условно-категорические умозаключения на основе

следующих пословиц:

а) Кто ест скоро, тот и работает споро.

б) Кто другому яму роет, тот сам в нее попадет.

в) Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

г) Ласковый теленок двух маток сосет.

д) Лбом стены не прошибешь.

4. Постройте условно-категорическое умозаключение, первой посылкой которого является следующее высказывание И. Гете: «Если хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил».

5. В «Словаре античности» в статье «Шерсть» написано: «Шерсть. Служила в античности основным текстильным сырьем. Большую часть шерсти давали овцы, хотя использовалась также козья и верблюжья шерсть… Шерсть получали путем стрижки пинцетными ножницами, реже – выщипыванием».

Постройте два разделительно-категорических умозаключения, используя этот материал: а) на основании видов шерсти; б) на основании способов получения шерсти.

6. Сделайте вывод, определите вид и модус умозаключения, постройте его формулу:

а) Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали.

б) Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер.

в) Если я задержусь у друзей на даче, то опоздаю на последнюю электричку и она уйдет без меня. Но я не опоздал на последнюю электричку, и она без меня не ушла.

7. Придумайте умозаключения, построенные по формулам:

((a→b) Λ b) → a

((a V b) Λ a) → b

((a→b) Λ (b→c) Λ (c→d)) → (a → d)

((a→b) Λ (c→b) Λ (a V c)) → b

((a→b) Λ (c→d) Λ (b V d)) → (a V c)

8. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу:

А) Если я пойду лесом, то могу попасть в плен, а если я пойду полем,

то могу подорваться на мине.

Но я могу идти или лесом, или полем.

_ _________________

Я могу попасть в плен или подорваться на мине.

Б) Если количество холестерина в плазме крови превышает норму, то он

откладывается на стенках сосудов, сосуды теряют эластичность,

повышается давление.

В данном случае или холестерин не откладывается на стенках сосудов,

или сосуды не теряют эластичность, или давление нормально.

____________________

Количество холестерина в плазме крови не превышает нормы.

В) Размышление человека, потерпевшего во время шторма

кораблекрушение вблизи скалистых берегов:

Если я поплыву к берегу, то я утону; если я поплыву к берегу, то меня

разобьет о скалы; если я поплыву к берегу, то меня съедят акулы.

Я не утону, или меня не разобьет о скалы, или меня не съедят акулы.

________________________________

Я не поплыву к берегу.

Занимательная задача:

В финале турнира шахматистов Вооруженных Сил встретились представители 8 воинских званий: полковник, майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант, ефрейтор и рядовой. Все из разных родов войск: один пехотинец, другой летчик, затем танкист, артиллерист, десантник, минометчик, сапер и связист.

Рассуждая правильно, вы сможете определить воинскую специальность каждого из 8 шахматистов по следующим данным:

— в 1 туре полковник играл с десантником. Летчик приехал только ко вто-

рому туру;

— во 2 туре пехотинец играл с ефрейтором и майор со старшиной. После 2 тура капитан выбыл из турнира по болезни. Из-за этого выходными оказались: в 3 туре — сержант, в четвертом туре — танкист, в 5 туре — майор;

—в 3 туре лейтенант выиграл у пехотинца, а партия полковника с артилле-ристом окончилась вничью;

— в 4 туре сапер выиграл у лейтенанта, а старшина у полковника. Перед последним туром доигрывалась оставшаяся неоконченной в 6 туре партия десантника с минометчиком.

Примечание: в турнире один и тот же шахматист два раза выходным не бывает и с каждым партнером играет по одной партии.

Литература:

Гетманова А. Д. Логика для юристов. Со сборником задач. – М.: КНОРУС, 2012.

Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: Владос, 1995. С. 124-149.

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. С. 126-139.

Кузина И. Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснениями способов решения. - М., 1996. С. 114-123.

Никифоров А. Л. Логика. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. С. 105-113.

План семинара № 10 (9)[16]

по теме: Индуктивные умозаключения (2 часа)

1. Понятие и виды индуктивных умозаключений.

2. Умозаключения по аналогии.

Контрольные вопросы:

1. Какое умозаключение называют индуктивным?

2. Перечислите основные виды индуктивных умозаключений.

3. Что такое неполная индукция? В чем достоинства и недостатки умозаключений по неполной индукции?

4. Что отличает полную и математическую индукцию?

5. Что имеют в виду, когда говорят о научной индукции?

6. Каковы основные методы установления причинных связей?

7. Что такое аналогия?

8. В чем состоит своеобразие умозаключений по аналогии?

9. Какие есть виды аналогий?

10. Каковы типичные ошибки, возникающие в ходе рассуждений по аналогии?

Практические задания:

Наши рекомендации