Классификация понятий
Объективная реальность бесконечно разнообразна. Существующие в ней предметы более или менее отличаются друг от друга. Например, каждый человек отличается друг от друга и тем более от других живых существ. Вместе с тем это не значит, что объективная реальность состоит сплошь из отдельных, изолированных явлений, предметов, процессов. Все предметы объективной реальности имеют общий признак — они материальны. И данный факт обусловливает содержание такого процесса, как познание. Все дело в том, что познание предметов объективной реальности, выявление их сути и оперирование ими в реальной жизни требует средств, которые отражали бы эти предметы реального мира в формах мышления и служили бы инструментом развития человеческого знания и наук. Ими являются понятия. Если бы люди перестали пользоваться в общении между собой понятиями, то реально могли бы возникнуть, например, такие трудности, о которых так красноречиво повествует Джонатан Свифт.
В своем известном всем произведении автор рассказывает о том, что произошло, когда ученые одной из стран, где побывал его персонаж, предложили для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Он пишет, что «... многие весьма ученые и мудрые люди пользуются новым способом объясняться при помощи вещей. Естественным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашим разносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу»8.
8 Свифт Д. Путешествие Лемюэля Гулливера. – М., 1979. – С. 189.
Следовательно, в реальности понятия делают естественный язык общения и языки науки информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.
Для логики же понятия - это ее предмет исследования, средство и инструментарий построения выводов, суждений, умозаключений, гипотез, доказательств, теорий. Следует отметить также, что более глубокое понимание и уяснение сути, смысла и содержания понятий осветит обучаемому путь познания, его своеобразную «ширину», «профиль».
Для юристов особое значение имеет тот факт, что понятия играют существенную роль в процессе аргументации, принятии решений. Действительно, многие споры, дискуссии зачастую происходят именно из-за неясности, нечеткости и неточности используемых собеседниками понятий. По этой же причине принимаются решения, которые не всегда позволяют достичь желаемой цели.