Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц | Объем часов/зачетных единиц | Объем часов/зачетных единиц | Объем часов/зачетных единиц | Всего по курсу (1–4 семестры) |
Общая учебная нагрузка (всего) | 72/2 (1 с., лексика) | 72/2 (2 с., словообраз.) | 72/ 2 (3 с., морфология | 72/ 2 (4 с., синтаксис) | 288/8 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),включая другие формы и методы организации образовательного процесса: групповые дискуссии, интерактивные лекции, коллоквиумы, проблемно-поисковые ситуации, индивидуальные задания и т.п.), в том числе: | 36/1 | 34/0,9 | 26/0,7 | 22/ 0,6 | 116/3,2 |
Лекции | | | | | |
практические занятия | | | | | |
Самостоятельная работа студента (всего),в том числе: | 36/1 | 38/1,1 | 46/1,3 | 50/ 1,4 | 172/4,8 |
Подготовка к практическим занятиям, в том числе: А) Работа с лингвистическими словарями русского языка (составление лексикографической картотеки, др. задания) Б) Изучение и конспектирование литературы по теме занятия, выполнение практических заданий, подготовка к индивидуальным и творческим заданиям. Подготовка к проверочной письменной работе, тестированию, зачету, экзамену | 20: | 26: | | | |
Итоговая аттестация в форме | – | зачет | – | экзамен | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Современный русский язык»
№ семестра и наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения |
| | | |
_1_ семестр | Раздел «Лексикология» | | |
Тема № 1 Введение. Лексикология как наука. Общие вопросы | № 1. Лекции: 1. Русский литературный язык как высшая форма национального языка. 2. Лексикология как наука о словарном составе: разделы лексикологии: лексическая семантика, ономасиология, ономастика, этимология, историческая лексикология, лексикография, фразеология. | | |
Тема № 2 Лексикография | № 2. Лекции: Лексикография: Энциклопедические и лингвистические словари. Виды лингвистических словарей. № 1. Практические занятия: Важнейшие толковые словари русского языка и отражение в них семантической структуры многозначного слова. Изменения в семантической структуре слов (в том числе другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: проблемно-поисковые технологии, работа в малых группах). | | 2,3 2,3 |
Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, сопоставительный анализ толковых словарей русского языка, составление картотеки русских лингвистических словарей 30 типов в течение семестра). | | |
Тема № 3 Лексическая семантика. Лексическое значение слова | № 3. Лекции: 1. Слово как основная единица языка: Функции, признаки слова, виды слов в русском языке. 2. Лексическое значение слова: природа и структура ЛЗ. Коннотация в структуре лексического значения, ее элементы. Иерахия сем. Лексическое значение в речи. № 4. Лекции: Типы лексических значений слов: ТЛЗ по концепции В.В. Виноградова. Свободные и связанные значения. Современное состояние типологии лексических значений. | | 1,2 1,2 |
| № 2. Практические занятия: 1. Семный анализ ЛЗ. 2. Типы лексических значений слов: Основные и производные, свободные и несвободные, прямые и переносные ЛЗ, современное состояние типологии ЛЗ. 3. Однозначные и многозначные слова. Прямые и переносные значения. Виды переносных значений, основания переносов (том числе другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: технологии социального взаимодействия, проблемно-поисковые технологии). | | 2,3 |
| Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, к творческим и индивидуальным заданиям, конспектирование, работа в малых группах) | | |
Тема № 4 Лексика русского языка как система | № 5 Лекции: 1. Лексика русского языка как система: Вопрос о системности лексики. Три вида системных связей слов: парадигматика, дериватика, синтагматика. Парадигматические связи слов. Две схемы отношений слов в лексике. Лексическая парадигма, виды ЛП (тематические, лексико-семантические, гипонимические группы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы). Виды словесных оппозиций. № 6 Лекции: 1. Омонимия и паронимия как парадигматические связи слов по форме: Омонимия и многозначность. Полные и неполные омонимы. Однокоренные и разнокоренные (парономазы) паронимы. Функции омонимов и паронимов в речи. 2. Синонимия и антонимия как виды парадигматических связей слов: Критерии, виды синонимов и антонимов по семантике и структуре; границы синонимии и антонимии в языке и речи; проблемы изучения синонимии и антонимии. | | 1,2 |
Системные связи слов | № 3. Практические занятия: 1. Лексика русского языка как система. 2. Синонимы и антонимы в языковой системе и в речи: Синонимия и антонимия как виды парадигматических связей слов: Контекстуальные синонимы и антонимы. Использование синонимов и антонимов в речи. (в том числе другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: проблемно-поисковые технологии, работа в малых группах). № 4. Практические занятия: 1. Омонимия и паронимия как парадигматические связи слов по форме. Омонимия и многозначность. Функции омонимов и паронимов в речи. 2. Семантический анализ слов и лексических группировок | | 2,3 2,3 |
| Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям и контрольной работе по семантическому анализу, индивидуальные сообщения, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций, работа со словарями парадигматических связей: тематическими, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). | | |
Тема № 5 Лексика русского языка | № 7. Лекции: 1. Лексика русского языка с точки зрения происхождения: Исконно русские и заимствованные слова. Причины, источники, время, признаки заимствований. Кальки, их виды. Славянские и неславянские заимствования. Старославянизмы. Освоение заимствований и отношение к ним в лингвокультурологическом аспекте. Интернационализмы, экзотизмы, варваризмы. | | 1,2 |
с точки зрения происхождения | № 5. Практические занятия: 1. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русские слова. Неславянские заимствования латинского, греческого, английского, немецкого, французского, тюркского и др . происхождения. Освоение заимствований и отношение к ним в лингвокультурологическом аспекте. 2. Старославянизмы: Признаки, виды, функции в речи, судьба старославянизмов в русском языке (в том числе другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологии: коллоквиум, работа в малых группах) | | 2,3 |
| Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, конспектирование, индивидуальные сообщения о заимствованной лексике из разных языков, работа с этимологическими словаря и словарями иностранных слов, коллоквиум «Старославянизмы»). | | |
Тема № 6 Динамические процессы | № 8. Лекции: Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного словарного запаса: Устаревшие слова и неологизмы. Устаревающая лексика. Историзмы и архаизмы (их виды). Неологизмы и окказионализмы. Источники неологизации в русском языке. | | 1,2 |
в русской лексике | № 6. Практические занятия: 1. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного словарного запаса: Устаревшие слова и неологизмы. Историзмы и архаизмы, виды архаизмов. Неологизмы рубежа 20–21 веков. 2. Письменная проверочная работа (Общий лексический анализ публицистического текста) | | 2,3 |
| Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, конспектирование, индивидуальные сообщения, работа с динамическими словарями – новых и устаревших слов) | | |
Тема № 7 Лексика русского языка с точки зрения стилистической | № 9. Лекции: 1. Лексика русского языка с точки зрения стилистической дифференциации и сферы употребления: а) Лексика устной и письменной речи. Межстилевая лексика. Книжная лексика, ее стилевая окраска. Поэтическая лексика. Разговорная и просторечная лексика. б) Группы лексики ограниченного употребления и ее взаимодействие с литературной лексикой (жаргон (арго, сленг), специальная лексика (термины и профессионализмы), диалектная лексика, нелитературная просторечная лексика (вульгаризмы). № 7. Практические занятия: 1. Лексика русского языка с точки зрения стилистической дифференциации и сферы употребления (см. план выше). Отношение к лексике ограниченного употребления (в том числе другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий (технологии социального взаимодействия, проблемно-поисковые технологии, коллоквиум). | | |
дифференциации и сферы употребления | Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, конспектирование, индивидуальные сообщения, работа со стилистическими словарями, словарями образных средств и со словарями субстандартной лексики – жаргона, арго, терминов, профессионализмов, решение проблемных ситуаций). | | |
Тема № 8 Фразеология | № 10. Лекции: 1. Фразеология. Понятие о фразеологизме и границах фразеологии русского языка. Основные изменения в лексике и фразеологии на рубеже 20–21 веков. | | 1,2 |
| № 8. Практические занятия: 1. Фразеологизмы: Классификация фразеологизмов. Семантические связи фразеологизмов. Анализ фразеологизма. | | 2,3 |
Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, индивидуальные сообщения о происхождении фразеологизмов, работа с разными видами фразеологических словарей) | | |
| | |
№ семестра и наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения |
| | | |
__2семестр | Раздел «Словообразование и орфоэпия» | | |
Тема № 1 Понятие о морфемике как разделе языкознния. Структура русского слова. | 1.1 Лекция. Вв едение в морфемику. Структура русского слова (морфемная,формообразовательная,словообразовательная).Структурные типы слов с точки зрения формообразовательной, словообразовательной и морфемной членимости. | | 1,2 |
1.2. Практические занятия: Формальная и морфемная структуры слова. Типы основ: основа словоформы, основа формоизменения (словоизменения), основа формообразования, основа словообразования, производная и производящая основы. Степени членимости слова (основы полной и неполной степени членимости). | | 1,2 |
Тема № 2 Единицы морфемики, их типология. | 2.1.Лекция. Единицы морфемики: основные(морфемы, морфы, алломорфы), комплексные (конфиксы, блоки морфем), минимальные (субморфы), незначимые(наращения, интерфиксы). Морфема как единица языка. Свойства морфемы. | | 1,2 |
2.2.Лекция. Классификации морфем: по материальной структуре (материально выраженные и нулевые морфемы, супплетивные морфемы);по роли морфем в слове(корни и аффиксы, их типы),по происхождению(исконные и заимствованные),по их употребительности (регулярные, нерегулярные, уникальные; продуктивные, непродуктивные), по характеру функционирования (нейтральные и экспрессивные; устаревшие и новые),по степени соответствия морфемному статусу(сильные и слабые). Функциональные типы аффиксов(словообразовательные, формообразовательные, основообразующие, дифференцирующие, классификационные). Синтагматика морфем. Сочетаемостные возможности | | 1,2 |
2.3. Практическое занятие: Классификации морфем. Парадигматика и синтагматика морфем. | | |
Тема № 3 Морфемный анализ слова | 3.1. Практическое занятие. Морфемный анализ слова (работа по алгоритму) | | 1,2 |
| Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, конспектирование статей). Освоение методики морфемного анализа . Подготовка индивидуальных сообщений по теме «Морфемика» и системного словаря терминов морфемики. | | |
Тема № 4 Словообразование как раздел языкознания.Основные единицы словообразования | 4.1. Лекции: Введение в словообразование. Производное слово – основная единица словообразования. Признаки производного слова. Словообразовательная производность и словообразовательная мотивированность. Производящая база и ее виды. Мотивирующая база и ее виды. Понятие о словообразовательном квадрате. Смысловые и формальные различия производного и производящего слов. | | 1,2 |
| 4.2. Практические занятия: Структура производного слова. Производящая база. Мотивирующая база. Понятие о словообразовательном квадрате. Смысловые и формальные различия производного и производящего слов. Словообразовательная семантика. | | 2,3 |
| Самостоятельная работа студента (изучение и конспектирование научной и методической литературы, подготовка к практическим занятиям и контрольной работе, анализ структуры слов, работа со словарями ) | | |
Тема № 5 Единицы словообразования,их типология. | 5.1. Лекции: Комплексные единицы словообразовательной системы: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнезда; корневые гнезда в современном языке. Этимологические и исторические корневые гнезда. | | 1,2 |
Тема № 6 Способы словообразования | 6.1. Лекции: Способы словообразования. Диахронические способы словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и его разновидности. Способы синхронного словообразования: морфологический способ и его типы в зависимости от характера производящей базы и форманта; неморфологические способы: сложение и его типы, усечение, аббревиация и ее типы, образование по модели и его типы. Дискуссионные вопросы классификации способов словообразования. 6.2. Лекции: Словообразовательная семантика. Словообразовательное значение как особый тип языкового значения. Словообразовательные типы производных слов: грамматикализованные типы (транспозиция, модификация, синтаксическая деривация), лексикализованные типы (мутация, лексическая деривация), смешанные типы словообразования. Словообразовательные категории. Синонимия формантов. | | 1,2 |
| 6.1. Практические занятия: Способы словообразования .Методика словообразовательного анализа слова. Разборы. | | 2,3 |
| Самостоятельная работа студента ( чтение литературы и подготовка к практическим занятиям, конспектирование, индивидуальные сообщения, работа с этимологическими и словообразовательными словарями). Освоить методику словообразовательного анализа | | 2,3 |
Тема № 7 Исторические изменения в структуре слова | 7.1. Практические занятия: Исторические процессы в структуре слова: опрощение,переразложение,усложнение,декорреляция,диффузия.Морфонологические процессы. Морфемообразование и его типы. Этимологический анализ слова. | | 1,2 |
| Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, конспектирование статей). Освоение методики словообразовательного анализа слов. Подготовка индивидуальных сообщений. Подготовка системного словаря терминов словообразования.Работа со словообразовательными словарями, решение проблемных ситуаций) | | |
Тема № 8 Зачетная контрольная работа | 8.1. Практические занятия: Особенности словообразования знаменательных частей речи. Контрольная работа (2-й час) | | 2,3 |
| №8. Самостоятельная работа студента (подготовка к практическим занятиям, изучение и конспектирование научной и методической литературы, подготовка к практическим занятиям и контрольной работе, анализ структуры слов | | |
Тема № 9. Артикуляционная и акустическая фонетика. Русская орфоэпия. | 9.1 Лекция: Акустическая фонетика. Артикуляционная фонетика. Акцентология. Понятие о норме СРЛЯ. Орфоэпические нормы. Орфоэпические варианты и изменчивость норм (эволюция норм). Источники отступлений от орфоэпических норм. Орфоэпические словари. 9.2. Лекция: Русская орфоэпия XXI в. История русского литературного произношения. Московское и Петербургское произношение. Стили произношения. | | 1,2 |
Самостоятельная работа студентов: конспектирование, подготовка индивидуальных сообщений по орфоэпии, обязательное реферирование научной и методической литературы. | | 1,2 |
Тема № 10. Орфоэпические нормы (практикум) | 10.1. Практическое занятие: Орфоэпические нормы в области гласных. Орфоэпические нормы в области согласных. Орфоэпические нормы эаимствованных слов. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм. Орфоэпические нормы произношения собственных имен. Стили произношения. Орфоэпические словари и справочники. Вариативность трактовки орфоэпических явлений в разных словарях. Неравнозначность орфоэпических ошибок и погрешностей. Система нормативных помет в словарях. | | 1,2 |
10.2. Практическое занятие: Акцентологические нормы. Акцентологические трудности. Орфоэпические трудности. Стили произношения. Неблагозвучие как стилистический недостаток речи. Интонация. Тенденции развития современных орфоэпических норм. Русская речь в эфире. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа студента: чтение и реферирование научной и методической литературы, работа с орфоэпическими словарями. | | |
| 10.3. Практическое занятие: 1. Особенности русского произношения- индивидуальные выступления студентов. 2.Обзор литературы по орфоэпии , необходимой для работы тележурналиста. | | 2,3 |
| Самостоятельная работа студента: чтение и реферирование научной и методической литературы, работа с орфоэпическими словарями. Подготовка к зачету | | |
| | | |
№ семестра и наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения | |
| | | | |
3 семестр | Раздел «Морфология» | | | |
Тема № 1 Общие вопросы морфологии | Лекции: | | | |
1. Вводная лекция: Понятие грамматики. Предмет и объект морфологии. Основные понятия морфологии. Грамматическая форма. Парадигма. Грамматическое значение. Грамматическая категория. | | | |
2. Части речи и принципы их выделения. | | | |
| | | |
Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным, лабораторным, практическим и другим видам аудиторных занятий; тест: общие вопросы морфологии.) | | | |
Тема №2 Части речи (имена) Тема №3 Части речи (глагол) | Лекции: | | | |
3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, их стилистическое использование. | | | |
Практические занятия: | | | |
1. Имя существительное, стилистическое использование словоформ имени существительного. | | 2,3 | |
2. Категории рода, падежа (падежные значения), числа имени существительного. Их стилистическое использование. Варианты падежных окончаний. | | 2,3 2,3 | |
3. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды. Сравнительная степень прилагательных. Компаратив. Полные и краткие прилагательные. Стилистическое использование имен прилагательных в тексте. | |
4. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Стилистическое использование имен числительных в тексте. | | 2,3 2,3 2.3 2,3 2,3 2,3 2,3 | |
5. Местоимения. Дейктическая и анафорическая функции местоимений. Стилистические варианты русских местоимений. | |
Лекции: | |
4. Глагол как часть речи. Словоизменение глагола. Грамматические категории глагола: вид, залог; наклонение, время, лицо; род и число глагола. | |
5. Неизменяемые части речи: наречие и категория состояния. Модальные слова. | |
Практические занятия: | |
6. Глагол, стилистическое использование глагольных форм в тексте.: синонимия личных форм, наклонений, времен; варианты видовых форм. | |
7. Атрибутивные формы глагола: причастие и деепричастие, их стилистическое употребление. | |
8. Неизменяемые части речи: наречие и категория состояния, модальные слова, их стилистическое использование (Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий) | |
Самостоятельная работа студента (подготовка к контрольной и проверочным работам, к коллоквиумам; морфологический разбор разных частей речи, анализ стилистических вариантов разных частей речи, творческая работа) | | | |
ВСЕГО: | | | |
| | | |
| № семестра и наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения |
| | | | |
| 4 семестр | Раздел «Синтаксис» | | |
| Тема № 1 Синтаксис словосочетания и простого предложения | 1.1. Лекции: | | |
| Система синтаксических единиц. Синтаксические связи, синтаксические отношения. Средства выражения синтаксических отношений. Словосочетание | | 1, 2 |
| Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Типология предложения. | | |
| Осложнение простого предложения | | |
| Коммуникативный аспект предложения. Порядок слов в русском языке | | |
| 1.2. Практические занятия: | | |
| Словосочетание. | | 1,2 |
| Простое предложение | | |
| Осложнение простого предложения | | |
| 1.3. Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным, лабораторным, практическим и другим видам аудиторных занятий) | | |
| Тема №2 Синтаксис сложного предложения и сложного синтаксического целого | 2.1 Лекции: | | |
| Сложное синтаксическое целое. Средства и типы связи в ССЦ. Последовательный и параллельный строй текста. | | |
| 2.2. Практические занятия: | | |
| Сложное предложение в современном русском языке | | 2,3 |
| Сложные синтаксические конструкции | | 2,3 |
| 2.3. Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным, лабораторным, практическим и другим видам аудиторных занятий) | | |
| ВСЕГО: | | |
| | | | | | | | |